В фойе кинотеатра ко мне подошли двое мальчишек...

В фойе кинотеатра ко мне подошли двое мальчишек лет четырнадцати и попросили провести их на "Звёздные войны". Потом, правда, оказалось, что они собираются на другой сеанс, а сейчас, видимо, нужно не просто купить детям билеты, но и отвести их в зал за ручку. Бред, конечно, но что поделаешь.

Эта встреча заставила меня повнимательнее посмотреть на свои билеты. Оказывается, "Последних джедаев" снабдили рейтингом "16+". Это заставило меня задуматься о системе рейтингов вообще. За оставшееся до начала кино время я успел прийти к выводу о том, что она должна быть прямо противоположна нынешней, и детям нельзя показывать именно фильмы, где застреленные враги бескровно и безмолвно падают на землю, а не те, где крупным планом демонстрируют их страдания. Потому что во втором случае в подрастающем мозгу лучше закрепится мысль, что убивать других людей - это нехорошо. Иными словами, "Спасти рядового Райана" несёт в себе куда более сильный посыл против войны и насилия, чем какой-нибудь, например, "Железный человек".

Ну, кто бы сомневался, правда?

С такими мыслями я досмотрел трейлеры и дождался ставших уже классикой наклонённых в перспективу титров на фоне звёзд.

[Spoilers ahead!]

Начало "Последних джедаев" (режиссёр, кстати, говорил, что название следует понимать в единственном числе) сперва кажется некой смесью кульминации "Новой надежды" и завязки "Империя наносит ответный удар". Повстанцы пытаются задержать флот Ордена, готовый уничтожить их базу, и в то же время эвакуировать с планеты своих людей. Единственный X-Wing вылетает навстречу дредноуту, пилот не упускает случая потроллить самодовольного орденского адмирала по открытому радиоканалу, и начинает казаться, что напряжение спадает...

Потом ПВО дредноута оказывается уничтожена, бомбардировщики повстанцев начинают атаку, Орден запоздало поднимает истребители, и начинается бой со взрывами и свистом лазеров в пустоте. И вроде бы всё это мы уже видели и четвёртом, и в пятом, и первом, и в третьем эпизодах, но Райану Джонсону неожиданно удаётся то, что ускользнуло от Джорджа Лукаса. Зритель вдруг начинает сопереживать персонажам со всего парой минут экранного времени, чьих имён он даже не знает, и держится за подлокотники кресел, пока бомбардировщики упрямо ползут вперёд, словно "Летающие крепости" сквозь разрывы снарядов 88-миллиметровок. А когда последняя выжившая на борту последнего уцелевшего бомбардировщика, молодая, красивая девушка, понимая, что ей уже не спастись, погибает, но сбрасывает бомбы - что-то внутри обрывается, и понимаешь, что фильм по-настоящему берёт за душу. А когда командир дредноута, немолодой мужчина с бульдожьим лицом старого вояки, а не тылового выскочки, за мгновение до взрыва качает головой с досадой на бездарное начальство - ему тоже удаётся сочувствовать.

Честно говоря, я не припомню ни одного второстепенного персонажа "Звёздных войн", на чьей гибели был бы сделан такой короткий, но в то же время мощный акцент. Разве что в "Атаке клонов" служанку Падме Амидала показали крупным планом после взрыва, но тот эпизод не оставил такого сильного впечатления. А здесь впечатление есть. И оно есть не только у зрителей, но и у других героев. После боя Лея даёт По Дэмерону крепкую пощёчину и понижает его в звании за нарушение приказа и бессмысленные жертвы, и мы понимаем её, понимаем, что спасение людей важнее красочного взрыва вражеского корабля, понимаем не только умом, но и сердцем.

Тем временем фильм переносится к последним джедаям из названия. Сцена из развязки "Пробуждения силы" продолжается неожиданно: Люк берёт у Рей световой меч - и небрежно бросает его через плечо. После фиаско с Беном Соло он не желает учить ни её, ни кого джедаев вообще. Однако Рей настойчива, и в конце концов он даёт ей несколько дельных советов на фоне потрясающих пейзажей Скеллиг-Майкл - впрочем, она понимает его по своему. Тут снова видится отход от канонов прошлых эпизодов, когда падаван либо принимал учение мастера, либо вставал на скользкую дорожку к тёмной стороне. Люк и сам это понимает и признаёт, что времена меняются. Так или иначе, Рей свою сторону силы, похоже, определила.

"Пробуждению силы" многое ставили в вину. Помню, как разочарованно вздохнул зал, впервые увидев Кайло Рена без шлема. Лично я сразу сказал, что если относиться к нему не как к неумолимому злодею в стиле Вейдера, а как к юноше с комплексами, чей путь на Тёмную сторону коренится в подростковых противоречиях, то и типаж, и актёрская игра Адама Драйвера оказываются практически идеальными. В "Джедаях" Кайло продолжает раскрываться с этой же стороны, но обнаруживает в себе большую глубину. Он всё ещё метается внутри, он всё так же склонен к истерическим выходкам, но к концу фильма он, кажется, определяется с тем, на какой стороне ему остаться. Впрочем, борьба в нём, похоже, ещё будет продолжаться.

***

Вселенная "Звёздных войн" за почти сорок лет проработана невероятно подробно. Однако многие вещи остаются где-то на задворках расширенной вселенной. И важнейшая из них - экономика. Пожалуй, единственной неуклюжей попыткой включить её в основной сюжет была линия Торговой федерации в первом эпизоде. Однако упоминания о чрезмерном налогообложении заканчиваются сразу после пролога, а затем сюжет встаёт на привычные рельсы борьбы добра со злом. Конечно, это та простота, которой нам так недостаёт в реальном мире. Но, как уже было сказано, времена меняются, и сейчас в моде деконструкция и прочий постмодерн. И здесь главной находкой "Последних джедаев" оказывается тупиковая на первый взгляд сюжетная линия с поиском взломщика, а также героиня Келли Мари Трэн.

Роуз, очаровательная и в то же время полная внутренней силы девушка, - кажется первый во всей саге персонаж, которого можно, пользуясь языком советских учебников, назвать представителем пролетариата. Она упоминает о том, что родилась на планете, где жителей нещадно эксплуатировали на работе в шахтах. Она же открывает глаза Финну, очарованному роскошью и изяществом "космического Монте-Карло" Канто-Байт, на истинное происхождение окружающего его богатства. Игроки в казино и зрители на скачках - те самые, кто наживается на страданиях простого народа.

Не случайно Маркс называл именно пролетариат революционным классом. Для выросшего в крестьянской семье Люка или для аристократки Леи борьба Сопротивления может идти за абстрактные идеалы свободы и демократии, добра и справедливости, победы света над тьмой. Для Роуз же эти идеалы воплощены во вполне конкретную борьбу за жизнь без угнетения богачей, свободу от империалистической эксплуатации.

По Ленину, империализм - высшая стадия развития буржуазного капитализма. Для него характерны монополизация экономики и слияние капитала с государственным управлением. Если мы оглянемся на историю далёкой-предалёкой галактики, то увидим, что в ней происходил точно такой же процесс. Первые неуклюжие попытки торгово-промышленных конгломератов бросить вызов центральному правительству сменились открытым развязыванием гражданской войны, в результате чего уже самому правительству потребовались во множестве боевые звездолёты, истребители, оружие, боеприпасы и прочая необходимая атрибутика. Провозглашение Империи требовалось просто для продолжения милитаризации после завершения Войн Клонов. Затем военные расходы потребовались на борьбу с республиканским Альянсом, а затем - на противостояние Ордена и повстанцев.

С этой точки зрения, император Палпатин и лидер Сноук, джедаи, ситхи, Орден и повстанцы - всего лишь марионетки в руках империалистических магнатов галактики, которые наживаются на войне, страданиях и гибели простых людей по обе стороны баррикад, а сами при этом живут в роскоши и безопасности. Окончательно нас убеждает в этом персонаж Бенисио Дель Торо, демонстрируя, что AT-AT, TIE-fighter'ы и X-Wing'и идут по прейскуранту одного и того же продавца.

К сожалению, на более глубокое развитие этой темы у сценаристов не хватает то ли смелости, то ли экранного времени. Не получилось раскрыть и некоторых персонажей. Капитан Фазма погибает довольно бесславно, хоть и в финале. Адмирал Холдо в исполнении Лоры Дерн могла бы стать не менее трагической фигурой, чем героиня Вероники Нго, но её дружба с Леей и план по спасению последних выживших повстанцев показана на экране лишь несколькими крупными мазками. Тем не менее, "Последние джедаи" получились отличным фильмом, и даже, не побоюсь этих слов, одним из лучших во всей эпопее "Звёздных войн". Надеюсь, "Дисней" так же порадует нас и в следующий раз.

PS За разворот X-Wing'а кормой вперёд "по-космически" в стиле "Вавилона-5" я просто не могу не добавить "Джедаям" почётный балл.

#StarWars #TheLastJedi #Рецензия #ЧемЯХужеВолобуева
In the lobby of the cinema, two boys of about fourteen approached me and asked me to take them to Star Wars. Then, however, it turned out that they were going to another session, and now, apparently, you need not only to buy tickets for the children, but also take them to the hall by the handle. Bullshit, of course, but what can you do.

This meeting made me take a closer look at my tickets. Turns out the Last Jedi have been rated 16+. It made me think of a rating system in general. For the time remaining before the start of the movie, I managed to come to the conclusion that it should be directly opposite to the current one, and it is impossible to show the children exactly the films where the shot enemies fall bloodlessly and silently to the ground, and not those where close-ups demonstrate their suffering. Because in the second case, the idea that killing other people is not good is better entrenched in the growing brain. In other words, "Saving Private Ryan" carries a much stronger message against war and violence than any, for example, Iron Man.

Well, who would doubt it, right?

With these thoughts in mind, I watched the trailers and waited for the titers that had already become classics, tilted into perspective against the background of stars.

[Spoilers ahead!]

The beginning of The Last Jedi (the director, by the way, said that the name should be understood in the singular) at first seems like a mixture of the culmination of the New Hope and the plot of "The Empire Strikes Back." The rebels are trying to detain the Order's fleet, ready to destroy their base, and at the same time evacuate their people from the planet. The only X-Wing flies out to meet the dreadnought, the pilot does not miss the opportunity to troll the smug order admiral on an open radio channel, and it begins to seem that the voltage is dropping ...

Then the dreadnought air defense is destroyed, the rebel bombers launch an attack, the Order belatedly raises fighter jets, and the battle begins with explosions and whistling lasers in the void. And it seems that we have already seen all this in the fourth, fifth, first, and third episodes, but Ryan Johnson unexpectedly succeeds in slipping away from George Lucas. The viewer suddenly begins to empathize with the characters with just a couple of minutes of screen time, whose names he does not even know, and holds on to the armrests of the chairs, while the bombers stubbornly creep forward, like "Flying Fortresses" through the bursts of 88-millimeter shells. And when the last surviving aboard the last surviving bomber, a young, beautiful girl, realizing that she can no longer be saved, dies, but drops bombs - something breaks off inside, and you understand that the film really takes its soul. And when the dreadnought commander, a middle-aged man with the bulldog face of an old soldier, and not a rear upstart, shakes his head with annoyance at the mediocre bosses an instant before the explosion - he also manages to sympathize.

Honestly, I do not recall a single secondary character in Star Wars whose deaths would have made such a short, but at the same time powerful emphasis. Unless in “Attack of the Clones”, the servant of Padme Amidala was shown close-up after the explosion, but that episode did not leave such a strong impression. And here is the impression. And it is not only with the audience, but also with other heroes. After the battle, Leia gives Poe Dameron a strong slap in the face and lowers him in rank for breaking the order and senseless sacrifices, and we understand her, we understand that saving people is more important than the colorful explosion of an enemy ship, we understand not only with our minds, but also with our hearts.

Meanwhile, the film carries over to the last Jedi of the title. The scene from the ending of The Force Awakens continues unexpectedly: Luke takes Ray's lightsaber from Rei and casually throws him over his shoulder. After the debacle with Ben Solo, he did not want to teach either her or any Jedi at all. However, Ray is insistent, and in the end he gives her some practical advice against the backdrop of the amazing scenery of Skelig-Michael - however, she understands it in her own way. Here again we see a departure from the canons of past episodes, when the Padawan either accepted the teachings of the master, or stood on a slippery path to the dark side. Luke himself understands this and admits that times are changing. One way or another, Rei seems to have identified her side of power.

The Awakening of Power was blamed for many things. I remember the disappointed sigh of the audience when I first saw Kylo Ren without a helmet. Personally, I immediately said that if you treat him not as an implacable villain in the Vader style, but as a young man with complexes, whose path to the Dark Side is rooted in teenage contradictions, then the type and acting of Adam Drivers are almost ideal. In the Jedi, Kylo continues to unfold from the same side, but discovers a great depth. He is still rushing inside, he is still prone to hysterical antics, but by the end of the film he seems to be deciding on which side he should stay on. However, the struggle in him, it seems, will still continue.

***

The Star Wars universe has been worked out in incredible detail for nearly forty years. However, many things remain somewhere in the back of the expanded universe. And the most important of them is economics. I will regret
У записи 13 лайков,
0 репостов,
621 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Маянц

Понравилось следующим людям