Семья – это единое тело, или за что...

Семья – это единое тело, или за что страдают дети.

Семья – это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между ее членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.

Люди иногда задаются вопросом: за что страдают дети? Ну – мы, грешные... Это, кстати, один из главных вопросов у Федора Михайловича Достоевского. Вспомним «Братьев Карамазовых». С точки зрения человеческой справедливости, этот вопрос неразрешим. Ответ на него дается только в перспективе вечности, в судьбах Божиих. Федор Михайлович это понял только после смерти собственного сына, когда поехал за утешением в Оптину пустынь и беседовал со святым старцем Амвросием, а окончательно узрел духовный смысл невинных страданий лишь перед собственной кончиной.

Сейчас мне часто приходится бывать в одном из московских детских домов для умственно отсталых детей. Многие из них не встают с постели, от многих, как от тяжело больных, отказались родители; здесь дети с тяжелыми пороками развития, все они тяжело страдают, хотя многие из них, по блаженству своему, этого и не сознают. В этот дом вступаешь, как на адово дно, но именно здесь можно почувствовать сладость рая сердец, живущих с Богом. Здесь много детей, ходящих в церковь и любящих Господа.

Первое, что сделал Господь после Своей крестной смерти, – Он сошел во ад. Первое, что должен сделать сораспявшийся Богу человек, – сойти вместе с Ним во ад своей собственной жизни и помыслов. Кто приходит сюда, в этот детский дом, тот остается здесь навсегда.

Ребенок и страдание. Как это осмыслить, как понести?

Побывав в детском доме, уходишь с ощущением, что, может быть, этот падший порнографический мир еще держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности. Болезни и «ненормальности» суть явления только земной жизни. Если Бог не сотворил смерти, но она вошла в мир через отступление от Него, через грех, то тем более Он не сотворил болезней.

Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из этого детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о «неполноценности».

И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение. Когда я ее видел, мое сердце сжималось от греховности и неправды моей собственной жизни.

Потом ее перевели в другой детский дом, и мы с ней некоторое время не виделись. Но однажды она приехала ко мне и сказала: «Батюшка, вы за меня не беcпокойтесь, я все время с Богом. Он не покидает меня даже во сне...»

Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу...

Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря им еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого.

И вот – ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание детей?

Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. Он – чище любого ребенка – страдал, и как!

Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении. Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеcпечить детям физическое существование, но, прежде всего – духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу. Вот слово Спасителя: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19,14).

Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то, значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом – наш самый главный грех, который ложится и на наших детей.

Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Мы с ними связаны невидимой нитью, в них – наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Но тогда бы они от нас не родились. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но по этому же закону страданиями одних искупаются грехи других. «Ранами Его мы исцелехом», – говорим мы о Господе нашем Иисусе Христе, открывшим нам дверь спасения.

Священник Алексий Грачев
The family is a single body, or what children suffer for.

The family is a single body, and often the spiritual burden that lies on it is distributed unevenly among its members. It happens that children carry an excessive load and pay their health for the sins and mistakes of their parents.

People sometimes ask themselves: why do children suffer? Well, we sinners ... By the way, this is one of the main questions of Fedor Mikhailovich Dostoevsky. Recall the Brothers Karamazov. From the point of view of human justice, this question is insoluble. The answer is given only in the perspective of eternity, in the fate of God. Fyodor Mikhailovich understood this only after the death of his own son, when he went to Optina for consolation and spoke with the holy elder Ambrose, and finally he saw the spiritual meaning of innocent suffering only before his own death.

Now I often have to visit one of the Moscow orphanages for mentally retarded children. Many of them do not get out of bed; many, like seriously ill patients, were abandoned by their parents; there are children with severe malformations, all of them suffer severely, although many of them, by their bliss, do not recognize this. You enter this house as if on a hellish bottom, but it is here where you can feel the sweetness of the paradise of hearts living with God. There are many children who go to church and love the Lord.

The first thing the Lord did after His death on the Cross was He descended into hell. The first thing that a person who has been cruel to God must do is to descend with Him into the hell of his own life and thoughts. Whoever comes here to this orphanage stays here forever.

A child and suffering. How to comprehend this, how to bear it?

Having been in an orphanage, you leave with the feeling that maybe this fallen pornographic world still holds on only because there are children who, through their sufferings, outweigh the scales of our godlessness and repentance. The fate of these children will unfold in eternity. Diseases and “abnormalities” are the essence of the manifestation of only earthly life. If God did not create death, but it entered the world through a departure from Him, through sin, then all the more He did not create disease.

Two and a half years ago, a sick girl of about twelve from this orphanage came to confess me. She could not connect two words, spinning like a spinning top, her abnormal look, constant grimaces, her whole appearance spoke of "inferiority."

And so she began to confess and receive communion every Sunday.

A year later, she had a need for the revelation of thoughts (whoever prays and often confesses knows what it is). The girl began to lead such an attentive spiritual life that even those people who consider themselves deeply religious and churchly are unaware of. She began to pray the Jesus prayer (“Lord, Jesus Christ, the Son of God, have mercy on me a sinner”), fight against the forgiveness, forgive insults, endure everything. Within a few months, she learned to read and write, passed all the signs of moronicity, and the seal of spirituality appeared on her face. In all that she said and did, there was a feeling and reasoning. When I saw her, my heart contracted from the sinfulness and unrighteousness of my own life.

Then she was transferred to another orphanage, and we did not see her for a while. But one day she came to me and said: “Father, don’t worry about me, I’m always with God. He does not leave me even in a dream ... "

If after that all the wise men of the world gather and present me with the most accurate evidence that there is no God, I will look at them with sorrow ...

Sick children take on the feat of martyrdom and foolishness so that the Lord is not completely angry with this world, and we, perhaps thanks to them, still have time to repent. But we, in our repentance, in our habit of not thinking about our sins, and blaming someone else for them, we don’t feel it.

And here is a murmur: if, they say, God is fair, then how does He allow the suffering of children?

Yes, God is fair. He does not teach us to sin. He says: “Be perfect as your Heavenly Father is perfect” (Matthew 5.48).

The question of what children suffer for would not be difficult for us, if in this, as in everything, we looked at Christ the Savior, measured with Him our whole life. What do children suffer for? What did the Savior suffer for? After all, He is sinless. Every infant born into the world bears the imprint of original sin. But the Lord didn’t have that either. He - cleaner than any child - suffered, and how!

Here is the answer to the question: why do children suffer? For our sins. For our neglect of the salvation of their souls, of their salvation. Our parental task is not only to provide children with a physical existence, but, above all, to educate them spiritually, to open the way for them to God. Here is the Savior's word: “Do not prevent them from coming to Me” (Matt. 19,14).

If we do not bring the baby to the temple, do not teach him to pray, if we don’t have an icon, the Gospel, if we don’t try to live a godly life, then we are preventing him from coming to Christ. And this is our most important sin, which also falls on our children.

That's why children suffer for our sins, even
У записи 8 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям