Можно ли воспитать детей в нравственности без Бога?
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им;
ибо таковых есть Царствие Божие»
(Мк. 10, 14).
Утопия материализма
Опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле» — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая концепция, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человека на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.
Потребление — всему голова
Можно отметить также, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком одновременном снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, естественным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая его нравственного критерия в восприятии им окружающего мира, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
А как же раньше?
Однако существует мнение о том, что при коммунистах жили люди морально устойчивые. Давайте подумаем: кто воспитывал поколение этих морально устойчивых людей? Они воспитывались еще верующими и богобоязненными родителями, а потому совесть их с детства была приучена к благочестию и целомудрию. А следующее поколение, выросшее практически без Бога в душе, породило пьяниц, наркоманов и развратников.
Несомненно, частично возможно воспитать нравственного и морально устойчивого человека, который будет опираться на то, что он видел в семье. Позже, когда он создаст свою семью, будет передавать эти знания своим детям. Объяснить морально-этическую причину желательного или нежелательного поведения ему будет очень трудно: «Этому учили меня родители», «В наше время это было не принято». На всякое утверждение дети могут поставить противоположный аргумент: «Сейчас время другое», «Моральные ценности общества поменялись». В материальном мире без Бога сложно объяснить нужность нравственности. Всегда конкретные материальные ценности будут противостоять размытым, не до конца объясненным понятиям добра. Метко в таком случае высказался один мой знакомый психолог в беседе: «Только религия учит правильной нравственности».
Поэтому безрелигиозное воспитание, во-первых, временно и неустойчиво; во-вторых, зависит от общественного строя. Знаменитый советский писатель Варлам Шаламов, который 20 лет провел в лагерях, писал, что человеческая культура крайне хрупкая: «Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях». В тоже время: «Единственная группа людей, которая держалась чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов», — пишет атеист по убеждениям Шаламов.
Необходим фундамент веры
Искусство и наука в целом получили свой расцвет после принятия странами христианства в качестве государственной религии. Христианство серьезно повлияло на цивилизацию в целом. Отделы социальной помощи (бесплатное страхование, государственное обеспечение в виде пенсии и больницы) также являются отражением христианского государства. Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
И сейчас родителям необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Христианское, православное воспитание является фундаментом нравственности, дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, от которого мы пытаемся уберечь своих детей.
Автор: Стелла АВАНЕСОВА
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им;
ибо таковых есть Царствие Божие»
(Мк. 10, 14).
Утопия материализма
Опыт показал, что попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле» — сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая концепция, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человека на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.
Потребление — всему голова
Можно отметить также, что, по данным статистики, научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при резком одновременном снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, естественным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая его нравственного критерия в восприятии им окружающего мира, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
А как же раньше?
Однако существует мнение о том, что при коммунистах жили люди морально устойчивые. Давайте подумаем: кто воспитывал поколение этих морально устойчивых людей? Они воспитывались еще верующими и богобоязненными родителями, а потому совесть их с детства была приучена к благочестию и целомудрию. А следующее поколение, выросшее практически без Бога в душе, породило пьяниц, наркоманов и развратников.
Несомненно, частично возможно воспитать нравственного и морально устойчивого человека, который будет опираться на то, что он видел в семье. Позже, когда он создаст свою семью, будет передавать эти знания своим детям. Объяснить морально-этическую причину желательного или нежелательного поведения ему будет очень трудно: «Этому учили меня родители», «В наше время это было не принято». На всякое утверждение дети могут поставить противоположный аргумент: «Сейчас время другое», «Моральные ценности общества поменялись». В материальном мире без Бога сложно объяснить нужность нравственности. Всегда конкретные материальные ценности будут противостоять размытым, не до конца объясненным понятиям добра. Метко в таком случае высказался один мой знакомый психолог в беседе: «Только религия учит правильной нравственности».
Поэтому безрелигиозное воспитание, во-первых, временно и неустойчиво; во-вторых, зависит от общественного строя. Знаменитый советский писатель Варлам Шаламов, который 20 лет провел в лагерях, писал, что человеческая культура крайне хрупкая: «Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях». В тоже время: «Единственная группа людей, которая держалась чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов», — пишет атеист по убеждениям Шаламов.
Необходим фундамент веры
Искусство и наука в целом получили свой расцвет после принятия странами христианства в качестве государственной религии. Христианство серьезно повлияло на цивилизацию в целом. Отделы социальной помощи (бесплатное страхование, государственное обеспечение в виде пенсии и больницы) также являются отражением христианского государства. Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
И сейчас родителям необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Христианское, православное воспитание является фундаментом нравственности, дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, от которого мы пытаемся уберечь своих детей.
Автор: Стелла АВАНЕСОВА
Is it possible to raise children in morality without God?
“Let the children come to Me and do not hinder them;
for such is the kingdom of God ”
(Mark 10, 14).
Utopia of materialism
Experience has shown that attempts to form moral feelings, a moral position on the basis of a general humanistic approach and liberal "universal" values do not lead to success. The concepts of good and evil cannot be represented in the “universal sense” - in themselves they are not absolute and do not contain a moral assessment. Today it is clear that the humanistic concept is untenable, associated with the idealization of the West and the belief that a market economy will solve all social problems and create a moral society. The “humanistic fruits” of democracy, revealed today, as well as the experience of human development during the “godless” XX century, have confirmed that improving external living conditions, disseminating scientific knowledge, changing the cultural environment alone cannot morally improve people. Liberal-democratic values outside a clear system of moral coordinates in the era of technological progress create a danger of various scales of catastrophes, directing the results of progress against humanity.
Consumption is the head of everything
It can also be noted that, according to statistics, scientific and technological progress and the achievement of a high standard of living in developed countries with a sharp simultaneous decrease in morality and Christian religiosity leads an increasing percentage of people to disappointment in life, loss of its meaning, natural deviations, severe mental disorders . The consciousness of today's man is increasingly deformed, completely depriving him of a moral criterion in his perception of the world around him, or replacing the traditional moral psychology of contemplative and thoughtful perception with primitive consumer psychology.
But what about before?
However, there is an opinion that people lived morally stable under the communists. Let's think: who brought up the generation of these morally stable people? They were brought up by faithful and God-fearing parents, and therefore their conscience from childhood was accustomed to piety and chastity. And the next generation, which grew up almost without God in the soul, gave birth to drunks, drug addicts and libertines.
Undoubtedly, it is partially possible to raise a moral and morally stable person who will rely on what he saw in the family. Later, when he creates his family, he will pass on this knowledge to his children. It will be very difficult for him to explain the moral and ethical reason for the desired or undesirable behavior: "My parents taught me this," "This has not been accepted in our time." Children can put the opposite argument on every statement: “Now the time is different”, “Moral values of society have changed.” In the material world, without God it is difficult to explain the need for morality. Specific material values will always confront the blurry, incompletely explained concepts of good. Well in that case, one psychologist friend of mine spoke up in a conversation: "Only religion teaches the correct morality."
Therefore, non-religious education, firstly, is temporary and unstable; secondly, it depends on the social system. The famous Soviet writer Varlam Shalamov, who spent 20 years in the camps, wrote that human culture is extremely fragile: "A man became a beast in three weeks - with hard work, cold, hunger and beatings." At the same time: “The only group of people who lived a little humanly in hunger and abuse are religious people - sectarians - almost all and most of the priests,” writes the atheist according to Shalamov.
The foundation of faith is needed
Art and science as a whole gained their heyday after countries adopted Christianity as the state religion. Christianity has seriously affected civilization as a whole. Departments of social assistance (free insurance, state security in the form of pensions and hospitals) are also a reflection of the Christian state. Holy Scripture has long been a source of inspiration for many Russian writers and poets. Sometimes, in order to correctly understand a particular work of Russian classics, you need to study it with the Bible and the Gospel in your hands.
And now parents need to create conditions in which the child’s initial desire for the sublime, holy, and good is formed and consolidated. Christian, Orthodox education is the foundation of morality, gives the child a vaccination, spiritual immunity against all the evil from which we are trying to protect our children.
Author: Stella AVANESOVA
“Let the children come to Me and do not hinder them;
for such is the kingdom of God ”
(Mark 10, 14).
Utopia of materialism
Experience has shown that attempts to form moral feelings, a moral position on the basis of a general humanistic approach and liberal "universal" values do not lead to success. The concepts of good and evil cannot be represented in the “universal sense” - in themselves they are not absolute and do not contain a moral assessment. Today it is clear that the humanistic concept is untenable, associated with the idealization of the West and the belief that a market economy will solve all social problems and create a moral society. The “humanistic fruits” of democracy, revealed today, as well as the experience of human development during the “godless” XX century, have confirmed that improving external living conditions, disseminating scientific knowledge, changing the cultural environment alone cannot morally improve people. Liberal-democratic values outside a clear system of moral coordinates in the era of technological progress create a danger of various scales of catastrophes, directing the results of progress against humanity.
Consumption is the head of everything
It can also be noted that, according to statistics, scientific and technological progress and the achievement of a high standard of living in developed countries with a sharp simultaneous decrease in morality and Christian religiosity leads an increasing percentage of people to disappointment in life, loss of its meaning, natural deviations, severe mental disorders . The consciousness of today's man is increasingly deformed, completely depriving him of a moral criterion in his perception of the world around him, or replacing the traditional moral psychology of contemplative and thoughtful perception with primitive consumer psychology.
But what about before?
However, there is an opinion that people lived morally stable under the communists. Let's think: who brought up the generation of these morally stable people? They were brought up by faithful and God-fearing parents, and therefore their conscience from childhood was accustomed to piety and chastity. And the next generation, which grew up almost without God in the soul, gave birth to drunks, drug addicts and libertines.
Undoubtedly, it is partially possible to raise a moral and morally stable person who will rely on what he saw in the family. Later, when he creates his family, he will pass on this knowledge to his children. It will be very difficult for him to explain the moral and ethical reason for the desired or undesirable behavior: "My parents taught me this," "This has not been accepted in our time." Children can put the opposite argument on every statement: “Now the time is different”, “Moral values of society have changed.” In the material world, without God it is difficult to explain the need for morality. Specific material values will always confront the blurry, incompletely explained concepts of good. Well in that case, one psychologist friend of mine spoke up in a conversation: "Only religion teaches the correct morality."
Therefore, non-religious education, firstly, is temporary and unstable; secondly, it depends on the social system. The famous Soviet writer Varlam Shalamov, who spent 20 years in the camps, wrote that human culture is extremely fragile: "A man became a beast in three weeks - with hard work, cold, hunger and beatings." At the same time: “The only group of people who lived a little humanly in hunger and abuse are religious people - sectarians - almost all and most of the priests,” writes the atheist according to Shalamov.
The foundation of faith is needed
Art and science as a whole gained their heyday after countries adopted Christianity as the state religion. Christianity has seriously affected civilization as a whole. Departments of social assistance (free insurance, state security in the form of pensions and hospitals) are also a reflection of the Christian state. Holy Scripture has long been a source of inspiration for many Russian writers and poets. Sometimes, in order to correctly understand a particular work of Russian classics, you need to study it with the Bible and the Gospel in your hands.
And now parents need to create conditions in which the child’s initial desire for the sublime, holy, and good is formed and consolidated. Christian, Orthodox education is the foundation of morality, gives the child a vaccination, spiritual immunity against all the evil from which we are trying to protect our children.
Author: Stella AVANESOVA
У записи 4 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко