Христианство — религия, проповедующая рабство, потому что каждый...

Христианство — религия, проповедующая рабство, потому что каждый верующий должен считать себя рабом божьим, а это унизительно для свободного человека. Как может человек XXI века считать себя чьим-то рабом?

Рабами (работниками) Божьими становятся люди, добровольно решившие строить свою жизнь по заповедям Евангелия, в которых нет ничего, что противоречило бы законам человеческой природы, что было бы для человека унизительно или противоестественно. И напротив — тот, кто не желает жить по этим заповедям, неизбежно становится рабом греха и страстей: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:20—22).

Если человек живет праведно, но неверующий, он для Бога по определению хуже любого верующего?

Бог есть Любовь, поэтому Он абсолютно одинаково любит всех людей, не отдавая предпочтения верующим. Но вот принять эту божественную любовь и ответить на нее способны только уверовавшие в Бога. Для неверующих же все действия Божией любви представляются лишь стечением обстоятельств и слепой игрой случая.

Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как они утверждают, Бог есть Любовь?

Понятие страха Божьего напрямую связано с понятием Любви. Страх Божий — это боязнь Бога оскорбить, совершить что-то против любви к Богу и ближнему. В христианской традиции принято считать, что страх Божий проявляет себя различным образом в трех условных группах верующих людей, которые находятся на разных уровнях духовной жизни. Первая группа — люди с «рабским» сознанием. Это самый низкий уровень религиозного мировоззрения, когда единственным мотивом жизни по заповедям для человека является страх перед наказанием в посмертном мире. Следующий уровень — сознание «наемника», человек не нарушает заповеди из страха потерять награду за добродетельную жизнь. И, наконец, тот уровень, к которому мы все призваны, — «сыновнее» сознание. Христиане, видящие в Боге любящего Отца, боятся ответить на эту Любовь холодным равнодушием. Все эти три состояния души — страх перед Богом. Но первые два являются лишь промежуточными ступенями, пройдя которые, христианин должен наконец осознать себя сыном Божьим. А сын боится лишь одного — через грехи отпасть от Отца и от Его Любви.

Правда ли, что христианство проповедует о вечной жизни одной лишь души, а тело рассматривает лишь как временное прибежище для этой бессмертной субстанции. Поэтому цель христианина — достойно прожить земную жизнь, освободиться от своей телесной оболочки и далее существовать уже в виде бесплотной духовной сущности?

В христианском понимании разлучение души и тела является катастрофой. «Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела», — еще во II веке писал святитель Мефодий Патарский. Последняя же и главная цель жизни христианина заключается в грядущем воссоединении души и тела, как об этом и говорится в Символе веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».



Почему в Церкви нет единой позиции по каждому из общественно важных вопросов?

Важные вопросы в обществе возникают постоянно, сменяют друг друга, теряют свою важность или обретают новые смыслы сообразно жизни и потребностям этого общества. Но большинство из них целиком относятся к этой, земной жизни. Христос же ясно сказал — Царство Моё не от мира сего (Ин 18:36). И задача Церкви — готовить человека к вхождению в это Царство. Поэтому Церковь озвучивает свою позицию лишь по тем общественно-важным вопросам современности, которые могут повлиять на участь человека в Вечности.

из православного журнала "Фома"
Christianity is a religion that preaches slavery, because every believer should consider himself a servant of God, and this is humiliating for a free person. How can a man of the XXI century consider himself someone else's slave?

Slaves (workers) of God are people who voluntarily decide to build their lives according to the commandments of the Gospel, in which there is nothing that would be contrary to the laws of human nature, which would be humiliating or unnatural for a person. And on the contrary, one who does not want to live according to these commandments inevitably becomes a slave to sin and passions: For when you were slaves of sin, then you were free from righteousness. What fruit did you have then? Things that you yourself are ashamed of now, because their end is death. But now, when you have been freed from sin and become slaves to God, your fruit is holiness, and the end is eternal life (Rom 6: 20-22).

If a person lives righteously, but an unbeliever, is he, by definition, worse than any believer?

God is Love, therefore, He loves all people equally, not giving preference to believers. But only those who believe in God can accept this divine love and answer it. For unbelievers, all the actions of God's love are presented only by a coincidence and a blind game of chance.

Why do believers have a fear of God, if, as they say, God is Love?

The concept of the fear of God is directly related to the concept of love. The fear of God is the fear of God to offend, to do something against the love of God and neighbor. In the Christian tradition, it is generally accepted that the fear of God manifests itself in various ways in three conditional groups of believers who are at different levels of spiritual life. The first group is people with a "slave" consciousness. This is the lowest level of religious worldview, when the only motive for living according to the commandments for a person is fear of punishment in the posthumous world. The next level is the consciousness of a “mercenary,” a person does not violate the commandments for fear of losing a reward for a virtuous life. And finally, the level to which we are all called is a filial consciousness. Christians who see God as a loving Father are afraid to answer this Love with cold indifference. All these three states of the soul are fear of God. But the first two are only intermediate steps, after passing through which the Christian must finally realize himself as a son of God. And the son is afraid of only one thing - to fall away from the Father and from His Love through sins.

Is it true that Christianity preaches about the eternal life of the soul alone, and considers the body only as a temporary refuge for this immortal substance. Therefore, the goal of a Christian is to live a worthy life on earth, to free oneself from one’s bodily membrane and continue to exist as an ethereal spiritual being?

In the Christian sense, separation of soul and body is a disaster. “A person in the truest sense of nature is not called a soul without a body and not a body without a soul, but that which has been compiled into one beautiful image from a combination of soul and body,” as far back as the second century, St. Methodius of Patarsky wrote. The last and main goal of the Christian’s life is the coming reunion of soul and body, as the Symbol of Faith says: “... I drink the resurrection of the dead and the life of the future age.”

 

Why is there no single position in the Church on each of the socially important issues?

Important questions in society arise constantly, succeed each other, lose their importance or acquire new meanings in accordance with the life and needs of this society. But most of them relate entirely to this earthly life. Christ clearly said - My kingdom is not of this world (John 18:36). And the task of the Church is to prepare a person to enter this Kingdom. Therefore, the Church voices its position only on those socially important issues of our time, which can affect the fate of man in Eternity.

from the Orthodox magazine "Thomas"
У записи 6 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям