Об отношении христианина к житейскому. Из сочинений святителя...

Об отношении христианина к житейскому.

Из сочинений святителя Феофана Завторника:

Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

"Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего."
(Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 7:29-31)
On the attitude of the Christian towards the everyday.

From the writings of St. Theophan the Zavtornik:

The parable of the bailiff indicates how a Christian should behave in relation to worldly things. The bailiff and diligently conducts business, but does not become attached to anything in his heart, free from all ties, and applies to everything externally. So the Christian must put himself to all worldly things. But is it possible? Maybe. As there is external piety without internal, so is everyday life only external without internal bonds. But in this case, everything between us will turn into one lifeless form, will blow cold from everything, like a marble statue? - No, then another life will develop in the midst of everyday life, which is more attractive than the most complete everyday life. The worldly, as the worldly, really, will remain a form, but what the heart will warm up will come from another source and everyone who drinks from this source will no longer be thirsty. But then is it better to quit? - Why? After all, having thrown everything outwardly, one can be bound in the heart, and without giving up one can be free from bonds. Of course, it is more convenient for him to control his heart, who outwardly renounces everything. Choose what is more convenient for you; just tune in as the Lord commands.

(2 Thess. 1, 1-10; Luke 12, 13-15. 22-31). "Who set me to judge or divide you?" - the Lord said to the person asking for separation from his brother. Then he added: “do not care” what to eat and drink and what to dress. Before he taught: leave the dead to bury their dead; another time he suggested that it’s better not to marry. This means that the attention and heart of Christians, deviating from all worldly things, and freedom from rumors and bonds of worldly life are one of the features of the spirit of Christianity. The fact that the Lord blesses the marriage and affirms its inseparability, which restores the power of the commandment that defines the relations of parents and children, and leaves its significance to civil authority and civil orders, does not smooth out this feature and does not give Christians the right to evade keeping it and putting it in the heart . Compare this and the other, and you will see that it is your duty, with all worldly order, to keep your heart lifeless. How is that? Decide for yourself with your life; this is all practical wisdom. The Lord guides this decision by the following rule: "seek first the kingdom of God." Take all care that God reigns in you, and all worldly things will lose for you an astringent and burdensome charm. Then you will conduct your affairs externally, and your inner, your heart, will have something else. But if, as a result of this, a determination is born to nip this external relation to the worldly, you will not be at a loss: you will become closer to the goal that the faith of Christ will give you.

"I tell you, brethren: the time is already short, so those who have wives should be like not having; and crying, as not crying; and rejoicing, as not rejoicing; and buying, as not gaining; and using this world as not those who use it, for the image of this world passes. "
 (First Epistle to the Corinthians of the Holy Apostle Paul, chapter 7: 29-31)
У записи 5 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям