Святитель Игнатий (Брянчанинов) о противниках Иисусовой молитвы, опасностях и правилах преуспеяния.
Старец: В предисловии на книгу преподобнаго Григория Синаита старец Василий говорит: "Некоторые, незнакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар разсуждения, оправдывают себя, или лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и безстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в третьих, - последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов или изветов первый - непотребен и несправедлив: потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Вторый - безразсуден и неоснователен: потому что за недостатком наставника и учителя, Писание - нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нея, они превращают это писание, и представляют его в основание к уклонению от умнаго делания. Если же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца: то и я, на этом основании страшусь, а не на основании пустых басен, по которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого страха". Далее схимонах объясняет различие между молитвою, совершаемою умом при сочувствии сердца и приличествующею всем благочестивым инокам и христианам, от молитвы благодатной, совершаемой умом в сердце или из сердца и составляющей достояние иноков преуспевших. Получившим и усвоившим себе несчастное предубеждение против молитвы Иисусовой, нисколько незнакомым с нею из правильнаго и долговременнаго упражнения ею, было бы гораздо благоразумнее, гораздо безопаснее воздержаться от суждения о ней, сознавать свое решительное неведение этого священнейшаго подвига, нежели принимать на себя обязанность проповеди против упражнения молитвою Иисусовою: провозглашать, что эта всесвятая молитва служит причиною бесовской прелести и душепогибели. В предостережение им нахожу необходимым сказать, что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловреднаго действия тому имени равновесны той хуле, которую произносили фарисеи на чудеса, совершаемыя Господом (Матф. 12; 24, 31,36). Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово; тем страшен отчет за слово и слова хульныя на основной догмат христианской веры. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основнаго догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное Бога хульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретическаго.
Ученик. Однако святые Отцы очень остерегают занимающагося молитвою Иисусовою от прелести.
Старец. Да, предостерегают. Они предостерегают от прелести и находящагося в послушании, и безмолвника, и постника - словом сказать, всякаго, упражняющагося какою бы то ни было добродетелию. Источник прелести, как и всякаго зла - диавол, а не какая нибудь добродетель. "Со всею осмотрительностию должно наблюдать, - говорит святый Макарий Великий, - устрояемыя врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святый Дух чрез Павла всем служит для всех (1Кор.9,22): так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоизступление; со сведущими Священное Писание и он устремляется в изследование Писания, ища повидимому знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимся осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор.11,14), чтоб прельстив приведением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель" (Слово 7, гл.9). Мне случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом, и пришедших от него в величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные страсти их, гнев, гордость, лукавство, непокорство, получили необыкновенное развитие. Самость и самочиние преобладали в них окончательно. Они с решительностью и ожесточением отвергали все душеспасительнейшие советы и предостережения духовников, настоятелей, даже святителей: они, попирая правила не только смирения, но и скромности, самаго приличия, не останавливались выражать пренебрежение к этим лицам самым наглым образом.
Некоторый Египетский инок, в начале 4 века, сделался жертвою ужаснейшей бесовской прелести. Первоначально он впал в высокоумие, потом, по причине высокоумия поступил под особенное влияние лукаваго духа. Диавол, основываясь на произвольном высокоумии инока, озаботился развить в нем этот недуг, чтоб при посредстве созревшаго и окрепшаго высокоумия окончательно подчинить себе инока, вовлечь его в душепогибель. Вспомоществуемый демоном инок достиг столь бедственнаго преуспеяния, что становился босыми ногами на раскаленные угли, и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню Отче наш. Разумеется: люди, не имевшие духовнаго разсуждения, видели в этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу молитвы Господней, и прославляли инока похвалами, развивая в нем гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни святости инока тут не было: сила молитвы Господней тут не действовала: тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно направленном произволении его; тут действовала бесовская прелесть. Спросишь: какое же значение имела в бесовском действии молитва Господня? Ведь прельщенный читал ее и приписывал действию ея совершавшееся чудо. Очевидно: молитва Господня не принимала тут никакого участия: прельщенный, по собственному произволению, по собственному самообольщению и по обольщению демонскому употребил против себя духовный меч, данный человекам во спасение. Заблуждение и самообольщение еретиков всегда прикрывались злоупотреблением Слова Божия, прикрывались с утонченным лукавством: и в повествуемом событии заблуждение человеческое и бесовская прелесть, с тою же целью, прикрывались коварно молитвою Господнею. Несчастный инок полагал, что он стоит на раскаленных углях босыми ногами по действию молитвы Господней, за чистоту и высоту своей подвижнической жизни, а он стоял на них по действию бесовскому. Точно таким образом самообольщение и бесовская прелесть прикрываются иногда как бы действием молитвы Иисусовой, а неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что должно приписывать совокупному действию сатаны и человека, человека, предавшагося руководству сатаны. Упомянутый Египетский инок перешел от мнимой святости к необузданному сладострастию, потом к совершенному умоизступлению, и, кинувшись в разженную печь общественной бани, сгорел. Вероятно: или объяло его отчаяние, или представилось ему в печи какое либо обманчивое привидение (Четьи Минеи, житие преподобнаго Пахомия Великаго, мая в 15 день).
Ученик. Что в человеке, какое условие в нем самом, делает его способным к прелести?
Старец. Преподобный Григорий Синаит говорит: "вообще одна причина прелести - гордость" (Гл.131, Добр., ч.5). В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому. Всякий человек более или менее склонен к прелести: потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое (Пр. Макарий Великий, Беседа 7, гл.4).
Основательны предостережения отцов! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести. В наше время, при совершенном оскудении Боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собою. Оне нужны при всех иноческих подвигах: наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов - возвышеннейший, душеспасительнейший, наиболее наветуемый врагами (Пр.Макарий Великий, Слово 3, гл.2). Со страхом жительствуйте (Петр.1,17), - завещавает Апостол. В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность свой конец безконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, живописуя духовные плоды этой молитвы, говорит: "Никто, из ненаученных тайнам или из требующих млека, услыша высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище безстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте" (Главы о молитве, гл. 8, Добр.,ч.5).
Ученик. Что значит начинать упражнение молитвою Иисусовою с середины и конца, и что значит начинать это упражнение с начала?
Старец. Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцам безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые, без всякаго предварительнаго приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда возсылать молитву. С конца начинают те, которые ищ
Старец: В предисловии на книгу преподобнаго Григория Синаита старец Василий говорит: "Некоторые, незнакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар разсуждения, оправдывают себя, или лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и безстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в третьих, - последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов или изветов первый - непотребен и несправедлив: потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Вторый - безразсуден и неоснователен: потому что за недостатком наставника и учителя, Писание - нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нея, они превращают это писание, и представляют его в основание к уклонению от умнаго делания. Если же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца: то и я, на этом основании страшусь, а не на основании пустых басен, по которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого страха". Далее схимонах объясняет различие между молитвою, совершаемою умом при сочувствии сердца и приличествующею всем благочестивым инокам и христианам, от молитвы благодатной, совершаемой умом в сердце или из сердца и составляющей достояние иноков преуспевших. Получившим и усвоившим себе несчастное предубеждение против молитвы Иисусовой, нисколько незнакомым с нею из правильнаго и долговременнаго упражнения ею, было бы гораздо благоразумнее, гораздо безопаснее воздержаться от суждения о ней, сознавать свое решительное неведение этого священнейшаго подвига, нежели принимать на себя обязанность проповеди против упражнения молитвою Иисусовою: провозглашать, что эта всесвятая молитва служит причиною бесовской прелести и душепогибели. В предостережение им нахожу необходимым сказать, что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловреднаго действия тому имени равновесны той хуле, которую произносили фарисеи на чудеса, совершаемыя Господом (Матф. 12; 24, 31,36). Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово; тем страшен отчет за слово и слова хульныя на основной догмат христианской веры. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основнаго догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное Бога хульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретическаго.
Ученик. Однако святые Отцы очень остерегают занимающагося молитвою Иисусовою от прелести.
Старец. Да, предостерегают. Они предостерегают от прелести и находящагося в послушании, и безмолвника, и постника - словом сказать, всякаго, упражняющагося какою бы то ни было добродетелию. Источник прелести, как и всякаго зла - диавол, а не какая нибудь добродетель. "Со всею осмотрительностию должно наблюдать, - говорит святый Макарий Великий, - устрояемыя врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святый Дух чрез Павла всем служит для всех (1Кор.9,22): так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоизступление; со сведущими Священное Писание и он устремляется в изследование Писания, ища повидимому знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимся осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор.11,14), чтоб прельстив приведением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель" (Слово 7, гл.9). Мне случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом, и пришедших от него в величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные страсти их, гнев, гордость, лукавство, непокорство, получили необыкновенное развитие. Самость и самочиние преобладали в них окончательно. Они с решительностью и ожесточением отвергали все душеспасительнейшие советы и предостережения духовников, настоятелей, даже святителей: они, попирая правила не только смирения, но и скромности, самаго приличия, не останавливались выражать пренебрежение к этим лицам самым наглым образом.
Некоторый Египетский инок, в начале 4 века, сделался жертвою ужаснейшей бесовской прелести. Первоначально он впал в высокоумие, потом, по причине высокоумия поступил под особенное влияние лукаваго духа. Диавол, основываясь на произвольном высокоумии инока, озаботился развить в нем этот недуг, чтоб при посредстве созревшаго и окрепшаго высокоумия окончательно подчинить себе инока, вовлечь его в душепогибель. Вспомоществуемый демоном инок достиг столь бедственнаго преуспеяния, что становился босыми ногами на раскаленные угли, и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню Отче наш. Разумеется: люди, не имевшие духовнаго разсуждения, видели в этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу молитвы Господней, и прославляли инока похвалами, развивая в нем гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни святости инока тут не было: сила молитвы Господней тут не действовала: тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно направленном произволении его; тут действовала бесовская прелесть. Спросишь: какое же значение имела в бесовском действии молитва Господня? Ведь прельщенный читал ее и приписывал действию ея совершавшееся чудо. Очевидно: молитва Господня не принимала тут никакого участия: прельщенный, по собственному произволению, по собственному самообольщению и по обольщению демонскому употребил против себя духовный меч, данный человекам во спасение. Заблуждение и самообольщение еретиков всегда прикрывались злоупотреблением Слова Божия, прикрывались с утонченным лукавством: и в повествуемом событии заблуждение человеческое и бесовская прелесть, с тою же целью, прикрывались коварно молитвою Господнею. Несчастный инок полагал, что он стоит на раскаленных углях босыми ногами по действию молитвы Господней, за чистоту и высоту своей подвижнической жизни, а он стоял на них по действию бесовскому. Точно таким образом самообольщение и бесовская прелесть прикрываются иногда как бы действием молитвы Иисусовой, а неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что должно приписывать совокупному действию сатаны и человека, человека, предавшагося руководству сатаны. Упомянутый Египетский инок перешел от мнимой святости к необузданному сладострастию, потом к совершенному умоизступлению, и, кинувшись в разженную печь общественной бани, сгорел. Вероятно: или объяло его отчаяние, или представилось ему в печи какое либо обманчивое привидение (Четьи Минеи, житие преподобнаго Пахомия Великаго, мая в 15 день).
Ученик. Что в человеке, какое условие в нем самом, делает его способным к прелести?
Старец. Преподобный Григорий Синаит говорит: "вообще одна причина прелести - гордость" (Гл.131, Добр., ч.5). В гордости человеческой, которая есть самообольщение, диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое обольщение к самообольщению человеческому. Всякий человек более или менее склонен к прелести: потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое (Пр. Макарий Великий, Беседа 7, гл.4).
Основательны предостережения отцов! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести. В наше время, при совершенном оскудении Боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собою. Оне нужны при всех иноческих подвигах: наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов - возвышеннейший, душеспасительнейший, наиболее наветуемый врагами (Пр.Макарий Великий, Слово 3, гл.2). Со страхом жительствуйте (Петр.1,17), - завещавает Апостол. В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность свой конец безконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский, живописуя духовные плоды этой молитвы, говорит: "Никто, из ненаученных тайнам или из требующих млека, услыша высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище безстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте" (Главы о молитве, гл. 8, Добр.,ч.5).
Ученик. Что значит начинать упражнение молитвою Иисусовою с середины и конца, и что значит начинать это упражнение с начала?
Старец. Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцам безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые, без всякаго предварительнаго приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда возсылать молитву. С конца начинают те, которые ищ
St. Ignatius (Brianchaninov) on the opponents of Jesus prayer, dangers and the rules of prosperity.
Elder: In the preface to the book of Rev. Gregory of Sinai, Elder Vasily says: “Some who are unfamiliar with clever work and think of themselves as having the gift of reasoning, justify themselves, or better say, reject teaching of this sacred work by three pretexts or utterances: - firstly, referring this work to holy and impassive men, thinking that it belongs to them, not passionate ones; secondly, presenting the complete impoverishment of mentors and teachers to such a residence and path; thirdly, the charm that follows this work. of their prepositions or annoyances, the first is indecent and unfair: because the first degree of prosperity of the original monks consists in diminishing passions by sobering up the mind and observing the heart, that is, by clever prayer, which is appropriate for the active. Scripture is our teacher. ”The third involves self-deception: those who bring it, reading scriptures about charm, staminate themselves with the same scripture, explaining it crookedly. Instead of learning from the scripture the charm and warning of it, they turn this scripture, and present it as a basis for evading intelligent work. If you are afraid of this doing and teaching him from one reverence and simplicity of heart: then I, on this basis, fear, and not on the basis of empty fables, on which the wolf is afraid, so do not go to the forest. And God ought to be afraid, but not run away and not depart from Him because of this fear. "The schema-mon further explains the difference between prayer performed by the mind with sympathy of the heart and befitting all pious monks and Christians, from gracious prayer performed by the mind in or out of the heart and constituting the wealth of the monks who succeeded, who received and assimilated an unfortunate prejudice against Jesus prayer, not at all unfamiliar with it from the correct and long-term exercise by it, would be much more prudent, much more secure to abstain from judging her, to acknowledge her decisive ignorance of this sacred feat, rather than accepting the duty of preaching against the exercise of the Jesus prayer: to proclaim that this blessed prayer is the cause of demonic charm and death toll. Jesus, the attribution of a malicious action to that name is balanced with the blasphemy that the Pharisees pronounced for miracles performed by the Lord (Matt. 12; 24, 31.36). Ignorance can be excused at God's judgment much more convenient than stubborn prejudice and the exclamations and actions based on it. Let us remember that at the judgment of God we must give an account for every idle word; all the more terrible is the report for the word and the blasphemy words on the basic dogma of the Christian faith. The doctrine of the divine power of the name of Jesus has the full merit of the basic dogma, and belongs to the all-holy number and composition of these dogmas. The ignorant God of blasphemous versus Jesus prayer has the whole character of being heretical.
The student. However, the Holy Fathers are very guarded against engaging in the prayer of Jesus.
Elder. Yes, warn. They warn against the charm and being in obedience, and the silence, and fasting - in a word, every one practicing any kind of virtue. The source of delight, like all evil, is the devil, and not some kind of virtue. “With all due diligence, I must observe,” says St. Macarius the Great, “intrigues, deceits and malicious actions, organized by the enemy (devil) from all sides. As the Holy Spirit serves everyone through Paul (1 Cor. 9.22): so is the evil spirit he tries to be evil for everyone for all, so that he can put everyone to death, and he pretends to pray with the worshipers, to bring arrogance about prayer; Scripture and apparently for knowledge, while essentially trying to bring them to a misunderstanding of the Scriptures; with a light that has received radiance, he also seems to have this gift, as Paul says: Satan is transformed into an angel of light (2 Cor. 11,14), so that he would be seduced by bringing of light, to attract to him. Simply say: he assumes all sorts for everyone, so that by an action similar to the action of good, he will enslave himself an ascetic, and, covering himself with cunning, cast him down to perdition "(Word 7, Ch. 9). I happened to see the elders who were engaged exclusively in enhanced bodily feat, and came from him into the greatest conceit, the greatest self-seduction. Their spiritual passions, anger, pride, craftiness, rebellion, received an unusual development. Self and self-esteem prevailed in them completely. With determination and bitterness, they rejected all the soul-saving advice and warnings of confessors, priests, even saints: they, violating the rules of not only humility, but also modesty
Elder: In the preface to the book of Rev. Gregory of Sinai, Elder Vasily says: “Some who are unfamiliar with clever work and think of themselves as having the gift of reasoning, justify themselves, or better say, reject teaching of this sacred work by three pretexts or utterances: - firstly, referring this work to holy and impassive men, thinking that it belongs to them, not passionate ones; secondly, presenting the complete impoverishment of mentors and teachers to such a residence and path; thirdly, the charm that follows this work. of their prepositions or annoyances, the first is indecent and unfair: because the first degree of prosperity of the original monks consists in diminishing passions by sobering up the mind and observing the heart, that is, by clever prayer, which is appropriate for the active. Scripture is our teacher. ”The third involves self-deception: those who bring it, reading scriptures about charm, staminate themselves with the same scripture, explaining it crookedly. Instead of learning from the scripture the charm and warning of it, they turn this scripture, and present it as a basis for evading intelligent work. If you are afraid of this doing and teaching him from one reverence and simplicity of heart: then I, on this basis, fear, and not on the basis of empty fables, on which the wolf is afraid, so do not go to the forest. And God ought to be afraid, but not run away and not depart from Him because of this fear. "The schema-mon further explains the difference between prayer performed by the mind with sympathy of the heart and befitting all pious monks and Christians, from gracious prayer performed by the mind in or out of the heart and constituting the wealth of the monks who succeeded, who received and assimilated an unfortunate prejudice against Jesus prayer, not at all unfamiliar with it from the correct and long-term exercise by it, would be much more prudent, much more secure to abstain from judging her, to acknowledge her decisive ignorance of this sacred feat, rather than accepting the duty of preaching against the exercise of the Jesus prayer: to proclaim that this blessed prayer is the cause of demonic charm and death toll. Jesus, the attribution of a malicious action to that name is balanced with the blasphemy that the Pharisees pronounced for miracles performed by the Lord (Matt. 12; 24, 31.36). Ignorance can be excused at God's judgment much more convenient than stubborn prejudice and the exclamations and actions based on it. Let us remember that at the judgment of God we must give an account for every idle word; all the more terrible is the report for the word and the blasphemy words on the basic dogma of the Christian faith. The doctrine of the divine power of the name of Jesus has the full merit of the basic dogma, and belongs to the all-holy number and composition of these dogmas. The ignorant God of blasphemous versus Jesus prayer has the whole character of being heretical.
The student. However, the Holy Fathers are very guarded against engaging in the prayer of Jesus.
Elder. Yes, warn. They warn against the charm and being in obedience, and the silence, and fasting - in a word, every one practicing any kind of virtue. The source of delight, like all evil, is the devil, and not some kind of virtue. “With all due diligence, I must observe,” says St. Macarius the Great, “intrigues, deceits and malicious actions, organized by the enemy (devil) from all sides. As the Holy Spirit serves everyone through Paul (1 Cor. 9.22): so is the evil spirit he tries to be evil for everyone for all, so that he can put everyone to death, and he pretends to pray with the worshipers, to bring arrogance about prayer; Scripture and apparently for knowledge, while essentially trying to bring them to a misunderstanding of the Scriptures; with a light that has received radiance, he also seems to have this gift, as Paul says: Satan is transformed into an angel of light (2 Cor. 11,14), so that he would be seduced by bringing of light, to attract to him. Simply say: he assumes all sorts for everyone, so that by an action similar to the action of good, he will enslave himself an ascetic, and, covering himself with cunning, cast him down to perdition "(Word 7, Ch. 9). I happened to see the elders who were engaged exclusively in enhanced bodily feat, and came from him into the greatest conceit, the greatest self-seduction. Their spiritual passions, anger, pride, craftiness, rebellion, received an unusual development. Self and self-esteem prevailed in them completely. With determination and bitterness, they rejected all the soul-saving advice and warnings of confessors, priests, even saints: they, violating the rules of not only humility, but also modesty
У записи 11 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко