О внешне безупречных людях и внешне хороших делах....

О внешне безупречных людях и внешне хороших делах.

Человек часто подменяет цель спасения средствами.
Ему может казаться, что истинная цель жизни христианина - пост, молитва, дела милосердия и т.п. Но это важные и необходимые средства на пути спасения.
Цель же христианской жизни - соединение человека с Богом. Такое единение может произойти только по благодатной милости Божией и только тогда, когда человек предуготовит себя к этому, т.е. с помощью Бога очистит свою душу от страстей.
Это очищение - трудный и долгий путь борьбы, в котором главным исцеляющим, врачующим средством будет сокрушенное покаяние человеческого сердца, исполнение евангельских заповедей.

Речь идет не о десяти ветхозаветных заповедях, как иногда думают (не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д.), а именно о евангельских заповедях (не гневаться, не осуждать, не завидовать, не возноситься, не лицемерить и т.п.). Как трудно бывает человеку удержаться от злословия, осуждения, зависти, тщеславия, всего того, что, кажется, срослось с самой человеческой природой.
Это свидетельствует о настолько глубокой поврежденности человеческой природы, что многие и не замечают, или не придают этому серьёзного значения.
Человек, стремящийся жить по евангельским заповедям, обнаруживает, что он и шагу ступить не может, чтобы кого-либо не осудить, кому-либо не позавидовать, на кого-либо не гневаться, над кем-нибудь не позлорадствовать.
Когда человек поймет, что он ничего не может сделать по заповедям, когда осознает свою немощь, тогда он с покаянным плачем обратится за помощью к Богу.
"Тщательное исполнение евангельских заповедей научает человека его немощи" (Симеон Новый Богослов).
И в таком покаянном расположении духа, уповая на милосердие и помощь Всемогущего врача и исцелителя, он начнет жестокую борьбу со своими страстями. Это самая трудная борьба, потому что здесь человеку приходится бороться с самим собой, так как страсти глубоко укоренились и отсекать их - это все равно, что резать по живому.

Для современного развращенного гламурного сознания, привыкшего во всем потакать человеческим страстям, такая борьба человека с самим собой, т.е. со своими страстями, кажется совершенно глупой. Но это самая главная борьба человека в земной жизни. И победа в этой борьбе самая важная, ибо она открывает человеку Царствие Небесное.

Духовность и нравственность не являются тождественными понятиями, хотя и тесно взаимосвязаны. Они могут быть не всегда адекватны друг другу. Например, человек может внешне вести себя исключительно нравственно с точки зрения других людей (доброжелателен, участлив, творит дела милосердия, оказывает помощь другим и т.п.), а внутри он полон тщеславия, самомнения, расчетливости, человекоугодия и т.п.

Иначе говоря, "словом и делом" (тем, что видимо для окружающих) человек ведет себя нравственно, а "помышлением", т.е. внутренней, невидимой для других мотивацией, может быть далек от всего этого, быть духовно поврежденным, снедаемым греховными страстями.

Таким образом, совершаемые человеком добрые дела только тогда будут по-настоящему богоугодными делами, когда они будут совершаться богоугодным образом. В противном случае, человек может делать добрые дела, т.е. приносить пользу другим людям, а самому ему (его душе) не только не будет от этого никакой пользы, но будет нанесен огромный вред.

проф. Осипов А. И., "Православие и духовная безопасность".
About outwardly flawless people and outwardly good deeds.

Man often replaces the goal of salvation with means.
It may seem to him that the true purpose of a Christian’s life is fasting, prayer, works of mercy, etc. But these are important and necessary means on the path of salvation.
The goal of the Christian life is the union of man with God. Such unity can occur only by the grace of God and only when a person prepares himself for this, i.e. with the help of God he will cleanse his soul from passions.
This cleansing is a difficult and long way of struggle, in which the main healing, healing means will be the broken repentance of the human heart, the fulfillment of the gospel commandments.

This is not about the ten Old Testament commandments, as they sometimes think (do not kill, do not steal, do not commit adultery, etc.), but specifically about the Gospel commandments (do not be angry, do not condemn, do not envy, do not ascend, do not play the hypocrite, etc.) P.). How difficult it is for a person to refrain from slander, condemnation, envy, vanity, all that seems to have grown together with human nature itself.
This testifies to such a deep damage to human nature that many do not notice, or do not attach serious significance to this.
A person striving to live the gospel commandments discovers that he cannot even take a step so as not to condemn anyone, not envy anyone, not be angry with anyone, not gloat over anyone.
When a person realizes that he can not do anything according to the commandments, when he realizes his weakness, then he will repentingly cry for help to God.
"Careful observance of the gospel commandments teaches a man of his weakness" (Simeon the New Theologian).
And in such a repentant mood, hoping for the mercy and help of the Almighty physician and healer, he will begin a fierce struggle with his passions. This is the most difficult fight, because here a person has to fight with himself, since the passions are deeply rooted and cut them off - it’s the same as cutting it alive.

For the modern depraved glamorous consciousness, accustomed to indulge human passions in everything, such a struggle of a person with himself, i.e. with her passions seems completely stupid. But this is the main struggle of man in earthly life. And the victory in this struggle is the most important, for it reveals to man the kingdom of heaven.

Spirituality and morality are not identical concepts, although they are closely interconnected. They may not always be adequate to each other. For example, a person can externally behave exclusively moral from the point of view of other people (he is friendly, sympathetic, does mercy, helps others, etc.), but inside he is full of vanity, conceit, prudence, humanity, etc.

In other words, by “word and deed” (by what is visible to others) a person behaves morally, but by “thinking”, i.e. internal, invisible to others motivation, may be far from all this, be spiritually damaged, consumed by sinful passions.

Thus, good deeds done by man will only be truly charitable deeds when they are performed in a charitable manner. Otherwise, a person can do good deeds, i.e. to benefit other people, and he (his soul) will not only not be of any benefit from it, but will be inflicted tremendous harm.

prof. Osipov A. I., "Orthodoxy and spiritual security."
У записи 14 лайков,
4 репостов,
287 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям