О Божественной Литургии и человеческом осуждении. Если кто-нибудь...

О Божественной Литургии и человеческом осуждении.

Если кто-нибудь зачастую долгое время проводит ради овладения каким-либо из земных искусств, чтобы наконец достичь желаемого, то насколько усерднее должен постигать [искусство жизни] в Боге тот, кто желает преуспеть в познании Бога и в благоугождении Ему: он должен жарко и пламенно, вплоть до конца жизни, устремлять к Нему свою душу.

***

Мы почти ничего не знаем о себе и обольщаемся. И если бы только одно это, меньшим было бы зло: но и друг с другом мы враждуем, бранимся, друг другу строим козни и завидуем, клевещем и насмехаемся, и никто из нас не задумывается о своих грехах, никто не заботится о своем бремени, но прегрешения ближнего нашего мы рассматриваем со всей тщательностью; до шеи полны мы грязи, и никак мы об этом не печемся. Вплоть до старости мы радеем о других, но свое собственное зло даже в самой старости не исследуем. Мельчайшие недостатки братьев наших мы видим, а бревна в своем глазу не замечаем. Мы сгибаемся до конца под бременем своих грехов, а занимаемся недостатками других и никого не стыдимся, никого не щадим, никого не боимся, но всех угрызаем, всех пожираем: малых и великих, виновных и невиновных, священников и учителей наших, наставников, увещателей и назидателей. А потому гнев Божий приходит на нас, потому мы подвергаемся наказанию и предаемся всяким скорбям и обстояниям из-за одержащего нас окаменения.
Велико ослепление наше, велико легкомыслие, велика беспечность. Нет у нас умиления, нет страха Божия, нет ни исправления, ни покаяния, но весь наш ум пребывает в пороке, неге и опьянении. Мы часто целый день проводим на зрелищах, в пустых разговорах и остальных бесовских занятиях, не скучая, но даже забывая о пище, о доме и других необходимых делах; а в Церкви Божией, молитве и чтении не хотим и одного-единственного часа побыть пред Богом, но как от огня спешим убежать из Церкви Божией. Если чтение святого Евангелия бывает несколько продолжительнее, мы негодуем на это и бессмысленно блуждаем умом; и если священник, творящий молитвы, несколько более их продолжит, мрачнеем и бываем невнимательны. Если тот, кто приносит бескровную Жертву, немного задерживается, мы скучаем, мрачнея и зевая. Как от судебного дела, так и от молитвы хотим поскорее освободиться; суетными делами и распутством стремимся попасть в руки дьявола. Возлюбленные! Велико несчастье наше! Ведь мы должны располагать себя к теплоте и усердию при совершении любых молитв и молений, и преимущественно во время священнодействия Пречистых Таинств, предстоя пред Владыкой со страхом и трепетом в святом Собрании; но мы не приносим Ему ничего подобного в искреннем молении сокрушенным и смиренным умом, но вместо этого улаживаем в святых Собраниях наши тяжбы и множество наших суетных дел.

***

Одни помышляют не о том, с какой чистотой и каким покаянием должно приступать к священной Трапезе, а о том, в какие надлежит облечься одежды. Другие же, придя, не удостаивают себя достоять до окончания таинства, но выведывают у других о происходящем в Собрании и, когда наступает время причащения, как собаки, быстро врываются, похищают таинственный Хлеб и убегают. Иные, придя в храм Божий, ни одного часа не стоят спокойно, занимаясь пустыми разговорами и научаясь более негодным рассказам, нежели молитвам. Иные вовсе оставили тайноводство Божественной литургии, предав себя радостям плоти. Другие не стараются все свое внимание обратить на совесть и, познавая ее, очищаться от скверны прегрешений, но, нося с собой великое бремя грехов, наблюдают за красотой и лицами, бессловесными своими желаниями блудилищем соделывают Церковь Божию. Иные в престрашный тот час [священнодействия] заключают торговые и деловые сделки, превращая [храм Божий] в место купли и продажи. А многие, наконец, занимаются клеветой друг на друга либо на самих священников, приносящих в Собрании бескровную жертву… Наставление сие относится ко всем – как мужчинам, так и женщинам.

***

С плачем рассказываю о том, насколько наше собственное легкомыслие и нерадение привело к тому, что мы сделались христианами только по названию. Ибо что может быть ужаснее, когда мы, будучи исполнены хищения, лукавства и множества других прегрешений, омывая водой лишь руки [но не душу], скверные и нечистые, приступаем к святому Телу и божественной Крови, излиянной за спасение мира?

***

Разве ты не видишь, как Иуда, недостойно и с коварной мыслью принявший Тело Владыки, тотчас был осужден и дал в себе место лукавому? Ибо сказано: «И когда он взял кусок, тотчас вошел в него сатана» (Ин. 13, 27).
С какой совестью, скажи мне, ты приступаешь к Святым Тайнам? С какой душой, с какой мыслью [ты подходишь к ним], имея внутри себя обвиняющую совесть? Скажи мне, дерзнул ли бы ты, неся в руках своих грязь, прикоснуться к царским одеждам? Но что я говорю к царским? Ты и своих одежд не трогаешь нечистыми руками, но прежде умоешь и очистишь их и тогда прикасаешься к своим одеждам. Почему же ты Богу не воздаешь той чести, какую воздаешь дешевым одеждам и платьям?
Скажет кто-нибудь: не легко мне возбудить слезы, чтобы оплакать себя. Но почему? Потому, что не трудишься, не чувствуешь [своих грехов] и не помышляешь о страшном дне судном. Даже если ты не можешь плакать, то хотя бы тяжело вздохни и опечалься, прекрати смех, отвергни высокомерие и со страхом стань пред Господом, потупив очи долу, с сокрушенным сердцем принося Ему исповедание. Разве не видишь, с каким почтением предстоят земному царю, даже и нечестивому? Они с трепетом взирают на него; подходят к нему безмолвно, без лишних движений, без суеты, в молчании и страхе. А мы в Церкви Божией поступаем как в театре или в бане: смеемся, пустословим, суесловим и только обманываем себя, думая, что находимся в Церкви.

***

Проси у Господа милости, прощения, оставления прегрешений и избавления от будущих грехов, чтобы тебе подобающим образом приступить к Святым Тайнам и с чистой совестью причаститься Тела Крови, дабы причащение твое послужило тебе в очищение, а не в осуждение.

***

Призываю вас молиться как подобает, чтобы, приступая [к Святым Тайнам], богоприлично предстояли мы в молитве, чтобы и нам не сказал Христос, как иудеям: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Ибо если продающие и покупающие, бичуемые, были изгнаны Господом из иудейского храма, то какого наказания и геенны удостоятся те, кто бранятся друг с другом и памятозлобствуют?

***

Сколько отпустишь брату своему, столько и еще больше отпустит тебе Владыка. Вспомни первомученика Стефана: что он говорил о побивающих его камнями? – «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Слышу я, как многие часто говорят: увы мне, как я спасусь? Я не могу поститься, не совершаю бдений, не в силах сохранить девство и удалиться из мира, как же я могу спастись? Как? Я говорю тебе: отпусти, и тебе отпустится, прости, и ты будешь прощен (ср. Лк. 6, 37), – вот один краткий путь ко спасению. Предложу тебе и второй: «Не судите, – сказано, – да не судимы будете» (там же). Вот путь без поста, бдения и труда.

***

Не суди брата, даже если своими глазами видишь, как он согрешает, ибо один у нас Судия и Владыка, Который и воздаст каждому по делам его, и один день Суда, на который мы предстанем нагие, сообразно делам нашим, принимая милость Божию. «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). Посему тот, кто судит брата своего прежде второго пришествия Христова, есть антихрист, ибо присваивает себе достоинство Христа. Умоляю, не будем судить братьев, дабы нам удостоиться прощения. Ты видишь, быть может, как он согрешает, но не знаешь, к какому концу приведет его жизнь. Тот самый разбойник, распятый вместе со Христом, был злодей и человекоубийца, а Иуда – апостол и ученик Иисуса, один из ближайших учеников. Но в малый срок произошла перемена: разбойник отправился в Царство Небесное, а ближайший ученик в погибель. Даже если и грешник брат твой, откуда ты знаешь, каковы будут его последние деяния? Ибо многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал.

***

Особенно же не суди священника Божия по тайным и неявным слухам, которые ты услышал о нем. Не говори, что приносящий [бескровную Жертву] – грешник, что он осужден, что он недостоин и что благодать всесвятого Духа не пребывает на нем. Пусть никто так не помышляет. Но есть Тот, Кто ведает и испытывает «тайные сердца». Познай самого себя, которого ты всячески превозносишь, и предоставь суд Праведному Судие. Пусть священник твердо держится божественных догматов, а в отношении остального ты не судья, если только ты не лишился рассудка и сознаешь свою собственную меру и свое достоинство. Но разве, скажет кто-нибудь, даже архиерей не может подлежать суду по церковным канонам? – Может, говорю я. Но не тобой он осуждается, а Богом и вышестоящим архиереем. Что ты, овца, судишь пастыря? Почему по-фарисейски похищаешь у Бога суд, который тебе не вручен, и священническое достоинство, которое не тебе вверено Богом?

***

Посему, умоляю, не суди никого, особенно же священника Божия, но с верой, деятельным покаянием и чистой совестью приступай к божественным Тайнам, и сподобишься всяческого освящения.

***

Вместо того чтобы смотреть за чужими грехами, будем углублять в себе сознание собственных немощей, а от такого сознания родится смирение, а чрез смирение произойдет к Богу приближение. А когда к Богу приблизимся, тогда и всепрощение в грехах своих получим и Царствия Божия наследниками быти сподобимся. Аминь.

Преподобный Анастасий Синаит
On the Divine Liturgy and human condemnation.

 If someone often spends a long time in order to master one of the earthly arts in order to finally achieve what he wants, then how much more diligently must [the art of living] comprehend in God who wants to succeed in knowing God and in pleasing Him: he should be hot and fieryly, until the end of life, to direct his soul to Him.

***

We know almost nothing about ourselves and are deceived. And if only this one, the lesser would be evil: but also we are at enmity with each other, scolding, we endear each other and envy, slander and mock, and none of us thinks about our sins, no one cares about our burden, but we consider the sins of our neighbor with utmost care; to the neck we are full of dirt, and in no way do we care about it. Up to old age, we care about others, but we do not explore our own evil even in old age. We see the tiniest flaws of our brothers, but we don’t notice the logs in our eyes. We bend to the end under the burden of our sins, and deal with the shortcomings of others and are not ashamed of anyone, have no mercy, are not afraid of anyone, but threaten everyone, devour everyone: small and great, guilty and innocent, our priests and teachers, mentors, admonitors and editors. That’s why the wrath of God comes upon us, therefore we are punished and indulge in all sorrows and situations because of the petrification that bears us.
 Great is our blindness, great frivolity, great carelessness. We have no emotion, no fear of God, no correction or repentance, but our whole mind is in vice, bliss and intoxication. We often spend all day in spectacles, in empty conversations and other demonic activities, not bored, but even forgetting about food, about the house and other necessary things; but in the Church of God, prayer and reading, we don’t want to spend one single hour before God, but we are in a hurry to escape from the Church of God from the fire. If the reading of the holy gospel is somewhat longer, we are indignant at this and senselessly wander the mind; and if the priest, making prayers, continues them a little more, we are gloomy and inattentive. If the one who brings the bloodless Sacrifice is a little delayed, we miss, grim and yawning. We want to free ourselves from the court case as well as from prayer; by vain deeds and profligacy we strive to fall into the hands of the devil. Beloved ones! Great is our misfortune! After all, we must temper ourselves with warmth and zeal in the performance of any prayers and supplications, and mainly during the priesthood of the Most Holy Sacraments, standing before the Lord with fear and trembling in the Holy Assembly; but we do not bring Him anything like this in sincere prayer with a broken and humble mind, but instead we settle our litigations and many of our vain deeds in holy meetings.

***

Some do not think about how clean and repentant they should start the Holy Meal, but about what clothes they should put on. Others, having come, do not deserve to reach the end of the sacrament, but they find out from others about what is happening in the Assembly and when the time for communion comes, like dogs, they quickly burst in, kidnap the mysterious Bread and run away. Others, having come to the temple of God, do not stand a single hour calmly, engaging in empty talk and learning more worthless stories than prayers. Others completely abandoned the mystery of the Divine Liturgy, betraying themselves to the joys of the flesh. Others do not try to turn their attention to conscience and, knowing it, to be cleansed of the filth of transgressions, but, carrying with them a great burden of sins, they observe beauty and faces, and use the wordless whore to make the Church of God. Others, at that terrible hour [of the rite], conclude trade and business deals, turning [the temple of God] into a place of purchase and sale. And many, finally, are engaged in slandering one another or the priests themselves, who bring a bloodless sacrifice in the Assembly ... This instruction applies to all — both men and women.

***

I cry about how our own frivolity and negligence led us to become Christians only by name. For what could be worse when we, being full of embezzlement, deceit, and many other sins, washing only hands [but not the soul], bad and unclean, with water, proceed to the Holy Body and divine Blood poured out for the salvation of the world?

***

Can't you see how Judas, unworthy and with insidious thought, having accepted the Body of the Lord, was immediately condemned and gave himself a place for the evil one? For it is said: “And when he took the piece, immediately Satan entered into it” (John 13, 27).
 With what conscience, tell me, are you embarking on the Holy Mysteries? With what soul, with what thought [do you approach them], having a blaming conscience within yourself? Tell me, would you dare, bearing your dirt in your hands, to touch the royal robes? But what am I saying to the king? You do not touch your clothes with unclean hands, but first you wash and clean them and then touch your clothes. Why don’t you give God the honor you give to cheap clothes and a dress
У записи 3 лайков,
0 репостов,
237 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям