Почему со мной это происходит
Духовная жизнь для человека, который к ней даже не приступал, являет собой область чрезвычайно таинственную, и зачастую человек не понимает, почему в какой-то момент в нем со страшной силой возгорается, например, страсть гнева. Почему страсть блуда, которая до сей поры таилась и при тех же раздражителях себя не проявляла, вдруг превращается в бурный поток, сметающий все плотины. Почему вдруг при тех же обстоятельствах, при которых человек ранее был здоров, бодр и работоспособен, он повергается – даже не просто в уныние, а в какое-то безысходное отчаяние. Если же человек живет духовной жизнью сознательно, он старается приобщиться к тому опыту духовной жизни, который сохраняется в Предании Церкви. Знакомясь с трудами подвижников благочестия, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него.
Греховная страсть в человеке подобна тлеющему угольку. Для того чтобы этот уголек разгорелся в пожар, нужно, чтобы кто-то намеренно его раздувал. Страсти – это то, что принадлежит нам, это следствие испорченности человеческой природы грехом. Но вот раздуть этот уголек может именно враг, это в его интересах. И когда мы переживаем некое чрезвычайное восстание страстей, мы должны понимать, что где-то рядом находится враг, может быть, и не один.
Мы очень часто грешим именно потому, что считаем: то, что влечет нас ко греху, – наше; человеку сложно бороться с самим собой, противиться себе. Но бороться гораздо проще, если мы знаем: здесь, рядом – тот, кто хочет нашей смерти. Это он влечет нас к тому, чего нам как бы самим очень хочется. Враг – он действительно обманщик. Он похож на человека-афериста, который предлагает нам нечто невероятно заманчивое, например сказочное обогащение без всяких трудозатрат, как пресловутые строители финансовых пирамид; но на деле это влечет за собой только огромные потери. И если мы смотрим на этого человека и видим, что он – просто жулик и не одного уже вкладчика вот так погубил, то мы, конечно, не согласимся на его предложения, как бы обольстительны они для нас ни были. Точно так же и в жизни духовной: мы должны знать – здесь стоит враг, лжец и человекоубийца искони. Там, где он, ничего хорошего быть не может. Понимая это, мы не допустим того, чего он хочет.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать… Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему бывает так, что во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу не надо, чтоб человек молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу».
Игумен Нектарий (Морозов). Православие и современность
Духовная жизнь для человека, который к ней даже не приступал, являет собой область чрезвычайно таинственную, и зачастую человек не понимает, почему в какой-то момент в нем со страшной силой возгорается, например, страсть гнева. Почему страсть блуда, которая до сей поры таилась и при тех же раздражителях себя не проявляла, вдруг превращается в бурный поток, сметающий все плотины. Почему вдруг при тех же обстоятельствах, при которых человек ранее был здоров, бодр и работоспособен, он повергается – даже не просто в уныние, а в какое-то безысходное отчаяние. Если же человек живет духовной жизнью сознательно, он старается приобщиться к тому опыту духовной жизни, который сохраняется в Предании Церкви. Знакомясь с трудами подвижников благочестия, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него.
Греховная страсть в человеке подобна тлеющему угольку. Для того чтобы этот уголек разгорелся в пожар, нужно, чтобы кто-то намеренно его раздувал. Страсти – это то, что принадлежит нам, это следствие испорченности человеческой природы грехом. Но вот раздуть этот уголек может именно враг, это в его интересах. И когда мы переживаем некое чрезвычайное восстание страстей, мы должны понимать, что где-то рядом находится враг, может быть, и не один.
Мы очень часто грешим именно потому, что считаем: то, что влечет нас ко греху, – наше; человеку сложно бороться с самим собой, противиться себе. Но бороться гораздо проще, если мы знаем: здесь, рядом – тот, кто хочет нашей смерти. Это он влечет нас к тому, чего нам как бы самим очень хочется. Враг – он действительно обманщик. Он похож на человека-афериста, который предлагает нам нечто невероятно заманчивое, например сказочное обогащение без всяких трудозатрат, как пресловутые строители финансовых пирамид; но на деле это влечет за собой только огромные потери. И если мы смотрим на этого человека и видим, что он – просто жулик и не одного уже вкладчика вот так погубил, то мы, конечно, не согласимся на его предложения, как бы обольстительны они для нас ни были. Точно так же и в жизни духовной: мы должны знать – здесь стоит враг, лжец и человекоубийца искони. Там, где он, ничего хорошего быть не может. Понимая это, мы не допустим того, чего он хочет.
Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать… Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему бывает так, что во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу не надо, чтоб человек молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу».
Игумен Нектарий (Морозов). Православие и современность
Why is this happening to me
The spiritual life for a person who has not even embarked on it is an extremely mysterious area, and often a person does not understand why, at some point, a terrible force ignites in him, for example, a passion of anger. Why is the passion of fornication, which until now hid and did not show itself under the same irritants, suddenly turns into a stormy stream sweeping away all dams. Why, suddenly, under the same circumstances in which a person was previously healthy, alert and efficient, he is plunged - not just into gloom, but into some hopeless despair. If a person lives a spiritual life consciously, he tries to join the experience of spiritual life that is preserved in the Tradition of the Church. Getting acquainted with the works of devotees of piety, he begins to understand who and why is affecting him.
Sinful passion in man is like a smoldering coal. In order for this coal to flare up in a fire, it is necessary that someone deliberately inflate it. Passion is what belongs to us, it is a consequence of the corruption of human nature by sin. But it’s the enemy who can inflate this coal, it is in his interests. And when we experience some kind of extreme uprising of passions, we must understand that somewhere nearby there is an enemy, maybe not one.
We often sin precisely because we believe: that which draws us to sin is ours; it’s difficult for a person to fight with himself, to resist himself. But it is much easier to fight if we know: here, next to him is the one who wants our death. It is he who draws us to what we ourselves really want. The enemy - he is really a deceiver. He looks like a con man who offers us something incredibly tempting, for example, fabulous enrichment without any labor costs, like the notorious builders of financial pyramids; but in reality this entails only enormous losses. And if we look at this person and see that he is just a swindler and hasn’t destroyed more than one investor like that, then we, of course, will not agree to his proposals, no matter how seductive they are for us. In the same way in spiritual life: we must know - here stands the enemy, the liar and the murderer from time immemorial. Where he is, nothing good can be. Understanding this, we will not allow what he wants.
The Monk John Climacus in his "Ladder" spoke about what he saw with his spiritual eyes during the general prayer of the brethren of the monastery. Some demons hang on the shoulders of the monks, others burden their eyelids, others make them yawn ... Anyone who lived in the monastery will confirm this. Why does it happen that during a service a person is terribly anxious to sleep, legs or back hurt? But the service was over, the man went out into the street, and he was already fine: he didn’t want to sleep, and his back didn’t hurt. The same thing often happens with home prayer. Why? Because the demon does not need a person to pray. And if a person knows that this demon is acting, and not his own nature, then he will not succumb to self-pity, will not say: “No, I seem to be too tired, why do I need such overwork, I’ll go to bed.”
Hegumen Nectarius (Morozov). Orthodoxy and modernity
The spiritual life for a person who has not even embarked on it is an extremely mysterious area, and often a person does not understand why, at some point, a terrible force ignites in him, for example, a passion of anger. Why is the passion of fornication, which until now hid and did not show itself under the same irritants, suddenly turns into a stormy stream sweeping away all dams. Why, suddenly, under the same circumstances in which a person was previously healthy, alert and efficient, he is plunged - not just into gloom, but into some hopeless despair. If a person lives a spiritual life consciously, he tries to join the experience of spiritual life that is preserved in the Tradition of the Church. Getting acquainted with the works of devotees of piety, he begins to understand who and why is affecting him.
Sinful passion in man is like a smoldering coal. In order for this coal to flare up in a fire, it is necessary that someone deliberately inflate it. Passion is what belongs to us, it is a consequence of the corruption of human nature by sin. But it’s the enemy who can inflate this coal, it is in his interests. And when we experience some kind of extreme uprising of passions, we must understand that somewhere nearby there is an enemy, maybe not one.
We often sin precisely because we believe: that which draws us to sin is ours; it’s difficult for a person to fight with himself, to resist himself. But it is much easier to fight if we know: here, next to him is the one who wants our death. It is he who draws us to what we ourselves really want. The enemy - he is really a deceiver. He looks like a con man who offers us something incredibly tempting, for example, fabulous enrichment without any labor costs, like the notorious builders of financial pyramids; but in reality this entails only enormous losses. And if we look at this person and see that he is just a swindler and hasn’t destroyed more than one investor like that, then we, of course, will not agree to his proposals, no matter how seductive they are for us. In the same way in spiritual life: we must know - here stands the enemy, the liar and the murderer from time immemorial. Where he is, nothing good can be. Understanding this, we will not allow what he wants.
The Monk John Climacus in his "Ladder" spoke about what he saw with his spiritual eyes during the general prayer of the brethren of the monastery. Some demons hang on the shoulders of the monks, others burden their eyelids, others make them yawn ... Anyone who lived in the monastery will confirm this. Why does it happen that during a service a person is terribly anxious to sleep, legs or back hurt? But the service was over, the man went out into the street, and he was already fine: he didn’t want to sleep, and his back didn’t hurt. The same thing often happens with home prayer. Why? Because the demon does not need a person to pray. And if a person knows that this demon is acting, and not his own nature, then he will not succumb to self-pity, will not say: “No, I seem to be too tired, why do I need such overwork, I’ll go to bed.”
Hegumen Nectarius (Morozov). Orthodoxy and modernity
У записи 6 лайков,
3 репостов,
227 просмотров.
3 репостов,
227 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко