Никодим (Святогорец) о смирении:
Ненавидя же это злое в нас самомнение, Бог ничего, напротив, так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро, в нашем естестве и в нашей жизни, происходит от Него единого как Источника всякого блага и что от нас не может произойти ничего истинно доброго; ни помысл добрый, ни доброе дело. Почему Сам же Он и печется промыслительно насадить этот небесный росток в сердцах возлюбленных другов Своих, возбуждая в них неценение себя и утверждая ненадеяние на себя, иногда чрез благодатное воздействие и внутреннее озарение, иногда внешними ударами и скорбями, иногда нечаянными и почти непреодолимыми искушениями, а иногда и другими способами, для нас не всегда понятными.
При всем том, однако ж, хотя это нечаяние от себя ничего доброго и ненадеяние на себя есть Божие в нас дело, мы и с своей стороны должны делать всякие усилия для стяжания такого расположения, делать все, что можем и что в нашей власти. И я, брате мой, намечаю тебе здесь четыре делания, в силу которых ты с Божиею помощью можешь улучить, наконец, неверие себе, или то, чтоб никогда ни в чем на себя не надеяться.
а) Познай свое ничтожество и постоянно содержи в мысли, что ты сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного. Слушай, что говорят богомудрые отцы: Петр Дамаскин уверяет, что "ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение, и ничего нет хуже, как не сознавать этого" (греч. "Добротолюбие", с. 611). Св. Максим Исповедник учит, что "основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности" (греч. "Добротолюбие", с. 403). Св. Иоанн Златоуст утверждает, что "тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто".
б) Ищи помощи в сем у Бога в теплых и смиренных молитвах, ибо это Его есть дар. И если ты желаешь получить его, то тебе надлежит прежде водворить в себе убеждение, что ты не только не имеешь такого о себе сознания, но что и стяжать его совсем не можешь сам собой; затем, дерзновенно предстоя пред величием Бога и твердо веруя, что по безмерному Своему благоутробию Он всеконечно дарует тебе такое себя познание, когда и как знает, не допускай уже отнюдь ни малейшего сомнения, что ты действительно получишь его.
в) Привыкай всегда опасаться за себя и бояться бесчисленных врагов своих, которым не можешь ты противостоять и малое время, бойся долгого их навыка вести с нами брань, их вселукавства и засад, их преображения в ангелов света, их бесчисленных козней и сетей, которые тайно расставляют они на пути твоей добродетельной жизни.
г) Если впадешь в какое-либо прегрешение, как можно живее обращайся к узрению немощности своей и сознанию ее. На тот случай Бог и попустил тебя пасть, чтобы ты лучше познал слабость свою и таким образом не только сам научился презирать самого себя, но возжелал быть презираемым и от других по причине толикой слабости своей. Ведай, что без такого желания невозможно возродиться в тебе и укорениться благодетельному неверию себе, в котором основание и начало истинного смирения и которое само имеет основу в сказанном опытном познании своего бессилия и своей ненадежности.
Из сего всякий видит, сколь необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя и как к таковому познанию благость Божия гордых и самонадеянных обычно приводит посредством их падений, праведно попуская им впасть в то самое прегрешение, от которого предохранить себя они сами себя считают довольно сильными, да познают немощность свою и да не дерзают более полагаться на себя как в этом, так и во всем другом.
Однако ж это средство, хотя и очень действенное, но и не безопасное, Бог не всегда употребляет, но когда уже все другие средства, более легкие и свободные, о которых мы помянули, не приводят человека к самопознанию. Тогда уже наконец попускает Он человеку падать в грехи, большие или малые, судя по великости или малости его гордости, самомнения и самонадеянности, так что где нет такого самомнения и самонадеянности, там не бывает и вразумительных падений. Посему, когда случится тебе пасть, спешно беги помыслами к смиренному самопознанию и уничиженному о себе мнению и чувству и докучательною молитвою взыщи у Бога дарования тебе истинного света для познания ничтожности своей и утверждения сердца своего в ненадеянии на себя, чтобы опять не впасть в то же или еще более тяжкое и разорительное прегрешение.
Прибавлю к сему, что не только когда кто впадет в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастью, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, а именно в сознание своей немощности, и смирился. На этот случай и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего. И святой Павел, эту цель видя в искушениях, каким подвергался он в Азии, говорил: сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя (2 Кор. 1, 9).
И еще приложу: кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя.
Ненавидя же это злое в нас самомнение, Бог ничего, напротив, так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро, в нашем естестве и в нашей жизни, происходит от Него единого как Источника всякого блага и что от нас не может произойти ничего истинно доброго; ни помысл добрый, ни доброе дело. Почему Сам же Он и печется промыслительно насадить этот небесный росток в сердцах возлюбленных другов Своих, возбуждая в них неценение себя и утверждая ненадеяние на себя, иногда чрез благодатное воздействие и внутреннее озарение, иногда внешними ударами и скорбями, иногда нечаянными и почти непреодолимыми искушениями, а иногда и другими способами, для нас не всегда понятными.
При всем том, однако ж, хотя это нечаяние от себя ничего доброго и ненадеяние на себя есть Божие в нас дело, мы и с своей стороны должны делать всякие усилия для стяжания такого расположения, делать все, что можем и что в нашей власти. И я, брате мой, намечаю тебе здесь четыре делания, в силу которых ты с Божиею помощью можешь улучить, наконец, неверие себе, или то, чтоб никогда ни в чем на себя не надеяться.
а) Познай свое ничтожество и постоянно содержи в мысли, что ты сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного. Слушай, что говорят богомудрые отцы: Петр Дамаскин уверяет, что "ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение, и ничего нет хуже, как не сознавать этого" (греч. "Добротолюбие", с. 611). Св. Максим Исповедник учит, что "основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности" (греч. "Добротолюбие", с. 403). Св. Иоанн Златоуст утверждает, что "тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто".
б) Ищи помощи в сем у Бога в теплых и смиренных молитвах, ибо это Его есть дар. И если ты желаешь получить его, то тебе надлежит прежде водворить в себе убеждение, что ты не только не имеешь такого о себе сознания, но что и стяжать его совсем не можешь сам собой; затем, дерзновенно предстоя пред величием Бога и твердо веруя, что по безмерному Своему благоутробию Он всеконечно дарует тебе такое себя познание, когда и как знает, не допускай уже отнюдь ни малейшего сомнения, что ты действительно получишь его.
в) Привыкай всегда опасаться за себя и бояться бесчисленных врагов своих, которым не можешь ты противостоять и малое время, бойся долгого их навыка вести с нами брань, их вселукавства и засад, их преображения в ангелов света, их бесчисленных козней и сетей, которые тайно расставляют они на пути твоей добродетельной жизни.
г) Если впадешь в какое-либо прегрешение, как можно живее обращайся к узрению немощности своей и сознанию ее. На тот случай Бог и попустил тебя пасть, чтобы ты лучше познал слабость свою и таким образом не только сам научился презирать самого себя, но возжелал быть презираемым и от других по причине толикой слабости своей. Ведай, что без такого желания невозможно возродиться в тебе и укорениться благодетельному неверию себе, в котором основание и начало истинного смирения и которое само имеет основу в сказанном опытном познании своего бессилия и своей ненадежности.
Из сего всякий видит, сколь необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя и как к таковому познанию благость Божия гордых и самонадеянных обычно приводит посредством их падений, праведно попуская им впасть в то самое прегрешение, от которого предохранить себя они сами себя считают довольно сильными, да познают немощность свою и да не дерзают более полагаться на себя как в этом, так и во всем другом.
Однако ж это средство, хотя и очень действенное, но и не безопасное, Бог не всегда употребляет, но когда уже все другие средства, более легкие и свободные, о которых мы помянули, не приводят человека к самопознанию. Тогда уже наконец попускает Он человеку падать в грехи, большие или малые, судя по великости или малости его гордости, самомнения и самонадеянности, так что где нет такого самомнения и самонадеянности, там не бывает и вразумительных падений. Посему, когда случится тебе пасть, спешно беги помыслами к смиренному самопознанию и уничиженному о себе мнению и чувству и докучательною молитвою взыщи у Бога дарования тебе истинного света для познания ничтожности своей и утверждения сердца своего в ненадеянии на себя, чтобы опять не впасть в то же или еще более тяжкое и разорительное прегрешение.
Прибавлю к сему, что не только когда кто впадет в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастью, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, а именно в сознание своей немощности, и смирился. На этот случай и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего. И святой Павел, эту цель видя в искушениях, каким подвергался он в Азии, говорил: сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя (2 Кор. 1, 9).
И еще приложу: кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя.
Nicodemus (Svyatorets) on humility:
Hating this self-conceit that is evil in us, God, on the contrary, loves nothing and does not want to see in us as a sincere consciousness of his insignificance and full conviction and feeling that all good in us, in our nature and in our life, happens from Him alone as the Source of all good, and that nothing truly good can come from us; neither a good thought, nor a good deed. Why does He Himself bother to provocatively plant this heavenly sprout in the hearts of his beloved friends, arousing in them self-esteem and affirming non-self-reliance, sometimes through grace and inner illumination, sometimes by external blows and sorrows, sometimes by chance and almost irresistible temptations, and sometimes in other ways that are not always clear to us.
For all that, however, well, although this non-despair of oneself nothing good and non-trusting in oneself is God's business in us, we, for our part, must make every effort to gain such an arrangement, do everything we can and what is in our power. And I, my brother, are planning four things for you here, by virtue of which, with the help of God, you can finally improve your unbelief, or that you can never rely on yourself for anything.
a) Know your insignificance and constantly keep in thought that you yourself cannot do any good for which you would be worthy of the Kingdom of Heaven. Listen to what the wise fathers say: Peter Damaskin assures us that “there is nothing better than to know one’s weakness and ignorance, and there is nothing worse than to not recognize it” (Greek, “Ambitiousness”, p. 611). St. Maximus the Confessor teaches that “the foundation of all virtue is the knowledge of human weakness” (Greek “Goodloving”, p. 403). St. John Chrysostom claims that "he only knows himself in the best way, who thinks of himself that he is nothing."
b) Seek God's help in this in warm and humble prayers, for this is His gift. And if you want to receive it, then you must first instill in yourself the conviction that you not only do not have such a consciousness about yourself, but that you cannot acquire it at all by yourself; then, boldly confronting the greatness of God and firmly believing that by His immeasurable goodness, He will forever give you such knowledge of himself, when and as he knows, do not at all allow the slightest doubt that you really will receive it.
c) Get used to always be afraid for yourself and be afraid of countless enemies of yours, which you can’t resist even for a short time, afraid of their long skill in wrestling with us, their wickedness and ambushes, their transformation into angels of light, their countless wiles and networks that secretly they set in the way of your virtuous life.
d) If you fall into any sin, as soon as possible, turn to see your weakness and its consciousness. In that case, God let you fall so that you better know your weakness and thus not only learn to despise yourself, but also wish to be despised from others because of a bit of your weakness. Know that without such a desire, it is impossible to be reborn in you and take root in a virtuous unbelief of yourself, in which the foundation and beginning of true humility and which itself has a basis in the said experienced knowledge of its powerlessness and its insecurity.
From this, everyone sees how necessary it is for a person who wants to become a partaker of the Heavenly Light to know himself and how to such knowledge God’s goodness and pride and arrogance usually leads through their fall, righteously allowing them to fall into the very sin that they consider themselves to be safe from strong, let them know their weakness and do not dare to rely more on themselves, both in this and in everything else.
However, this means, although very effective, but not safe, God does not always use, but when all the other means, lighter and more free that we have mentioned, do not lead a person to self-knowledge. Then He finally allows a person to fall into sins, big or small, judging by the greatness or smallness of his pride, self-conceit and self-confidence, so where there is no such self-conceit and self-confidence, there are no intelligible falls. Therefore, when it happens to you to fall, hastily run thoughts to humble self-knowledge and humiliated opinion and feeling about yourself and bothering prayer, seek God to give you true light to know your worthlessness and affirm your heart in not trusting yourself, so as not to fall into the same again or even more serious and devastating sin.
I will add to this that not only when someone falls into any kind of sin, but also when he falls into any misfortune, distress and grief, especially bodily illness, difficult and long-term, he should understand that he is suffering this to come to self-knowledge, but it was in the consciousness of his weakness, and humbled himself. In this case, and for this purpose, it is indulged by God that they would find all kinds of temptations on us from the devil, from people and from our damaged nature. And St. Paul, seeing this goal in the temptations to which he was subjected in Asia, speak
Hating this self-conceit that is evil in us, God, on the contrary, loves nothing and does not want to see in us as a sincere consciousness of his insignificance and full conviction and feeling that all good in us, in our nature and in our life, happens from Him alone as the Source of all good, and that nothing truly good can come from us; neither a good thought, nor a good deed. Why does He Himself bother to provocatively plant this heavenly sprout in the hearts of his beloved friends, arousing in them self-esteem and affirming non-self-reliance, sometimes through grace and inner illumination, sometimes by external blows and sorrows, sometimes by chance and almost irresistible temptations, and sometimes in other ways that are not always clear to us.
For all that, however, well, although this non-despair of oneself nothing good and non-trusting in oneself is God's business in us, we, for our part, must make every effort to gain such an arrangement, do everything we can and what is in our power. And I, my brother, are planning four things for you here, by virtue of which, with the help of God, you can finally improve your unbelief, or that you can never rely on yourself for anything.
a) Know your insignificance and constantly keep in thought that you yourself cannot do any good for which you would be worthy of the Kingdom of Heaven. Listen to what the wise fathers say: Peter Damaskin assures us that “there is nothing better than to know one’s weakness and ignorance, and there is nothing worse than to not recognize it” (Greek, “Ambitiousness”, p. 611). St. Maximus the Confessor teaches that “the foundation of all virtue is the knowledge of human weakness” (Greek “Goodloving”, p. 403). St. John Chrysostom claims that "he only knows himself in the best way, who thinks of himself that he is nothing."
b) Seek God's help in this in warm and humble prayers, for this is His gift. And if you want to receive it, then you must first instill in yourself the conviction that you not only do not have such a consciousness about yourself, but that you cannot acquire it at all by yourself; then, boldly confronting the greatness of God and firmly believing that by His immeasurable goodness, He will forever give you such knowledge of himself, when and as he knows, do not at all allow the slightest doubt that you really will receive it.
c) Get used to always be afraid for yourself and be afraid of countless enemies of yours, which you can’t resist even for a short time, afraid of their long skill in wrestling with us, their wickedness and ambushes, their transformation into angels of light, their countless wiles and networks that secretly they set in the way of your virtuous life.
d) If you fall into any sin, as soon as possible, turn to see your weakness and its consciousness. In that case, God let you fall so that you better know your weakness and thus not only learn to despise yourself, but also wish to be despised from others because of a bit of your weakness. Know that without such a desire, it is impossible to be reborn in you and take root in a virtuous unbelief of yourself, in which the foundation and beginning of true humility and which itself has a basis in the said experienced knowledge of its powerlessness and its insecurity.
From this, everyone sees how necessary it is for a person who wants to become a partaker of the Heavenly Light to know himself and how to such knowledge God’s goodness and pride and arrogance usually leads through their fall, righteously allowing them to fall into the very sin that they consider themselves to be safe from strong, let them know their weakness and do not dare to rely more on themselves, both in this and in everything else.
However, this means, although very effective, but not safe, God does not always use, but when all the other means, lighter and more free that we have mentioned, do not lead a person to self-knowledge. Then He finally allows a person to fall into sins, big or small, judging by the greatness or smallness of his pride, self-conceit and self-confidence, so where there is no such self-conceit and self-confidence, there are no intelligible falls. Therefore, when it happens to you to fall, hastily run thoughts to humble self-knowledge and humiliated opinion and feeling about yourself and bothering prayer, seek God to give you true light to know your worthlessness and affirm your heart in not trusting yourself, so as not to fall into the same again or even more serious and devastating sin.
I will add to this that not only when someone falls into any kind of sin, but also when he falls into any misfortune, distress and grief, especially bodily illness, difficult and long-term, he should understand that he is suffering this to come to self-knowledge, but it was in the consciousness of his weakness, and humbled himself. In this case, and for this purpose, it is indulged by God that they would find all kinds of temptations on us from the devil, from people and from our damaged nature. And St. Paul, seeing this goal in the temptations to which he was subjected in Asia, speak
У записи 8 лайков,
0 репостов,
310 просмотров.
0 репостов,
310 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко