Свт. Филарет (Дроздов) Но Иисус сказал ему: никто,...

Свт. Филарет (Дроздов)

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия
Итак под образом возлагающаго руку на рало представляется человек, который желает идти во след Христа, жить и поступать по вере в Него, по заповедям Его, по примеру Его, который предприемлет подвиг возделывать землю своего сердца учением Христовым, чтобы насеять ее добрыми помышлениями, святыми молитвенными желаниями, Божественными созерцаниями, дабы она могла приносить плоды добрых духовных дел, питательные для жизни вечной. Доселе сей человек на правом пути. Он направляется к царствию Божию.

Но сей же человек может принять образ зрящаго вспять, когда пристрастно обращается к предметам земным, которые оставил-было позади себя, ради последования Христу, когда от желаний духовных возвращается к вожделениям плотским, от послушания вере к своемудрию и своеволию, от заповедей Божиих к обычаям суетнаго мира, от спасительнаго примера Христа и Святых Его к пагубным примерам людей чувственных и грехолюбивых; и таким образом, развлекая и разстроивая сам себя, лишает землю своего сердца правильнаго духовнаго возделывания, а следственно и спасительнаго плодоношения. Очевидно, это уже неправый путь, неверное направление к царствию Божию. Никто же из таковых людей управлен есть в царствии Божии.

Теперь спрашивайте: от чего у некоторых людей, желающих быть управленными в царствие Божие, между сим желанием и исполнением оказывается слишком великое разстояние, или даже пропасть? – На основании слова Христова ответствуем: от того, что они, возложив руку на рало, зрят, более или менее, вспять, не стараются око душевное постоянно и преимущественно иметь обращенным на путь царствия Божия, к духовным предметам, обязанностям и подвигам, ко Христу и Его учению и примеру, но, взирая иногда к небу, гораздо чаще обращаются к миру, и засматриваются на его прелесть и суету; на духовное смотрят равнодушно, а на плотское и мирское пристрастно; вступают в подвиг для Бога, и обленяются, и предаются самоугождению.

Что же надобно, чтобы наше направление к царствию Божию сделалось действительным, верным, упроченным? – Опять на основании слова Христова ответствуем: надобно, чтобы возложивший руку на рало не смотрел вспять, чтобы воззревший благочестивым желанием к Богу не пригвождал уже пристрастных взоров к тварям, чтобы вступивший в подвиг для своего спасения не изменял ему разленением и непостоянством. Если же поврежденная природа, не совсем побежденная недобрая привычка, соблазн, как бы невольно уклоняют мысль его к не богоугодному: он должен неукоснительно и крепко возтягнуть себя от худшаго к лучшему, угрожая себе судом Христовым, что зрящий вспять не будет управлен в царствие Божие.

(Беседа в день обретения мощей прп. Сергия. 1857 г.)

Прп. Антоний Великий:

Вступив на путь добродетели и начав шествие, тем паче напряжем силы — простираться вперед; и никто да не обращается вспять, подобно жене Лотовой, особенно же внимая сказанному Господом: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном, Обратиться вспять не иное что значит, как сожалеть и думать снова о мирском.

(Поучения.)
St. Filaret (Drozdov)

But Jesus said to him: no one who laid his hand on the plow and looks back is trustworthy for the kingdom of God
So, under the image of laying a hand on the hound, a person appears who wants to follow Christ, live and act by faith in Him, according to His commandments, following His example, who undertakes the feat of cultivating the land of his heart with the teachings of Christ in order to sow it with good thoughts, saints prayer desires, Divine contemplations, so that she could bear the fruits of good spiritual works, nourishing for eternal life. Hitherto this man is on the right path. He is heading to the kingdom of God.

But the same person can take the image of a visually reversed one when he is biased toward earthly things that he left behind, for the sake of following Christ, when he returns from spiritual desires to lusts of the flesh, from obedience to faith to wisdom and self-will, from the commandments of God to customs the vain world, from the saving example of Christ and His Saints to the pernicious examples of sensual and sin-loving people; and thus, entertaining and upsetting himself, he deprives the earth of his heart of the proper spiritual cultivation, and, consequently, the saving fruiting. Obviously, this is already the wrong way, the wrong direction to the kingdom of God. None of these people are governed in the kingdom of God.

Now ask: why do some people who want to be ruled in the kingdom of God have too great a distance between this desire and fulfillment, or even an abyss? - Based on the word of Christ, we respond: from the fact that they, laying their hands on the horseman, see, more or less, reverse, do not try to have the soul of soul constantly and predominantly face the path of the kingdom of God, to spiritual objects, duties and deeds, to Christ and His teaching and example, but sometimes looking to the sky, they turn to the world much more often and look at its charm and vanity; they look at the spiritual with indifference, but at the carnal and worldly are partial; they enter into a feat for God, and are seduced, and indulge in self-indulgence.

What does it take for our direction towards the kingdom of God to become real, true, strengthened? - Again, on the basis of the word of Christ, we respond: it is necessary that he who laid his hand on the horseman does not look back, so that he who has seen with a pious desire for God doesn’t need to look at partisans before creatures, that he who has entered into a feat for his salvation does not betray him with anguish and inconstancy. If the damaged nature, the not completely defeated bad habit, the temptation, as if unwittingly deviate his thought to not charitable: he must rigorously and firmly pull himself from worse to worse, threatening himself with the judgment of Christ that the sighted one will not be controlled into the kingdom of God.

(Conversation on the day of finding the relics of St. Sergius. 1857)

Pr Anthony the Great:

Having embarked on the path of virtue and starting the procession, all the more so with the strain of strength — to stretch forward; and let no one turn back, like Lot's wife, especially listening to what the Lord said: no one lay his hand on the hilt, and in vain reverse, is governed by the kingdom of heaven, Turning back is nothing but regretting and thinking about worldly things again.

(Teachings.)
У записи 5 лайков,
0 репостов,
183 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям