И прости нам грехи наши, ибо и мы...

И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему
(Лк. 11, 4)

Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к обидевшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: "Какою мерой мерите, возмерится и вам" (Мф. 7, 2), — говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: "Я бы хотел простить, но не могу", — мы недостойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все, твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми, и тогда обратись снова к Богу. Берегись, чтобы Господь не сказал тебе, как худому рабу: "Злой раб! Весь долг тот Я простил тебе, потому что ты упросил Меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?" (Мф. 18, 32–33). Нам будет прощено настолько, насколько мы прощаем. Только Сила Креста Господня может избавить нас от злопамятства и дать нам возможность прощать так же, как нас прощает Господь.
"Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения" (2 Кор. 5, 19). "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1, 9).
В первые времена христианства жили в Антиохии два друга, священник Саприкий и мирянин Никифор. По какому-то случаю они поссорились и перестали видеться. Между тем открылось гонение на христиан, схватили Саприкия и предложили ему принести жертву богам или идти на смертную казнь. Саприкий избрал последнее, и его повлекли на смерть. Никифор, который уже и раньше искал с ним примирения, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его, умоляя: "Мученик Христов, прости меня". Саприкий ничего не отвечал и отвернулся. Это повторилось несколько раз. Никифор последовал за осужденным до места казни и тут еще настоятельно просил у него прощения, но Саприкий оставался непреклонен. И что же?
В самую последнюю минуту, испугавшись казни, Саприкий отрекся от Христа и согласился принести жертву идолам. Исполнились на нем слова апостола Иоанна: "Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме… и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин. 2, 11).
Никифор же бесстрашно исповедал себя христианином и принял мученический венец.

(Дневник православного священника)
And forgive us our sins, for we also forgive every debtor of ours
(Luke 11,4)

Often, while forgiving insults, we still have some alienation to those who offended us deep down in our hearts. But in this case, we should expect the same from the Lord: “With what measure you measure, it will be measured to you” (Matt. 7, 2), says the Lord. If we think to ourselves: “I would like to forgive, but I can’t,” we are unworthy to approach the Lord with a prayer for forgiveness. Better leave everything, your prayer, your work, and before you make peace completely, completely with all, and then turn again to God. Take care that the Lord does not tell you as a thin slave: "An evil slave! That I have forgiven all the debt, because you have begged me, should you not have mercy on your comrade?" (Matt. 18, 32–33). We will be forgiven as much as we forgive. Only the Power of the Cross of the Lord can save us from vindication and give us the opportunity to forgive, just as the Lord forgives us.
“God in Christ reconciled the world to Himself without imputing their crimes to people, and gave us the word of reconciliation” (2 Cor. 5, 19). “If we confess our sins, then He, being faithful and righteous, will forgive us our sins and cleanse us from all unrighteousness” (1 John 1, 9).
In the early days of Christianity, two friends lived in Antioch, the priest Sapriki and the layman Nicephorus. For some reason, they quarreled and stopped seeing each other. Meanwhile, persecution of Christians opened, they seized Saprikius and suggested that he sacrifice to the gods or go to the death penalty. Sapriki chose the latter, and he was brought to death. Nicephorus, who had already sought reconciliation with him, hastened to say goodbye to the martyr and, meeting him on the way, fell at his feet, begging: "Martyr of Christ, forgive me." Sapriki did not answer and turned away. This was repeated several times. Nicephorus followed the convict to the place of execution and still urgently asked him for forgiveness, but Sapriki remained adamant. And what?
At the very last minute, frightened by the execution, Sapriki denied Christ and agreed to make a sacrifice to idols. The words of the apostle John were fulfilled on him: "He who hates his brother is in darkness ... and does not know where he is going, because the darkness has blinded his eyes" (1 John 2, 11).
Nicephorus fearlessly confessed himself a Christian and accepted the crown of martyrdom.

(Diary of an Orthodox priest)
У записи 1 лайков,
0 репостов,
142 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям