В своем разъяснении проблемы двух воль во Христе...

В своем разъяснении проблемы двух воль во Христе святой Максим исходит из уже признанных данных триадологии. В Пресвятой Троице – три Лица и одна природа, но воля у Трех общая, она едина, следовательно, воля связана с понятием природы, а не с понятием Лица, иначе следовало бы видеть в Троице три воли. Наши обычные понятия с трудом вмещают эту трансцендентность личности по отношению к своей воле: все дело здесь в том, что понятия эти относятся только к индивидууму, который, конечно, присваивает себе волю, чтобы удержать свое «эго». И здесь святой Максим очень тонко анализирует понятие «воли». Он различает две категории волений. Первая, «воля природная», есть тяготение природы к тому, что ей подобает, «природная сила, тяготеющая к тому, что соответствует природе, сила, объемлющая все основные природные свойства». Природа в естественном своем состоянии, то есть состоянии, не искаженном грехом, может желать только добра, поскольку она – природа «разумная», то есть устремленная к Богу. Воля совершенной природы сознает добро и, следовательно, принадлежит добру. Но грехопадение затуманило это сознание, теперь природа тяготеет чаще всего к «противоприродному»; ее желания погрязают в грехе. Однако человеку дана и другая воля, «воля суждения» как воля, присущая личности. Это воля выбора, тот личный суд, которым я сужу природную волю, принимая ее, отвергая или направляя к другой цели, и, очищая ее от греха, превращаю в волю подлинно естественную.

Пользоваться этой «волей суждения» обязывает нас возрастание истинной нашей свободы. Свободный выбор соответствует состоянию, в которое поверг нас грех; именно потому, что мы – в грехе, мы должны непрестанно выбирать.

Поэтому во Христе есть две естественные воли, но нет человеческого «свободного выбора». В Его личности не может быть конфликта между двумя природными волями, потому что эта личность не есть человеческая ипостась, которая, вкусив от рокового плода, должна непрестанно выбирать между добром и злом. Его Личность есть Ипостась Божественная, чей выбор был сделан раз и навсегда: выбор кенозиса, выбор безусловного послушания воле Отца.

Таким образом, человеческой природе во Христе присуща вся полнота, но то, что в человеке принадлежит личности, во Христе принадлежит Слову – Личности Божественной. Человечество, воспринятое этой Личностью, в какой-то степени сходно с человечеством Адама до грехопадения. Но кенозис Слова есть также и кенозис этого райского человечества, подчиненного искупительной волей Спасителя объективным условиям греха, условиям, на которые воля эта отвечает не свободным выбором, а страданием и любовью. С другой же стороны, если воля Сына тождественна воле Отца, то человеческая воля, ставшая волей Слова, есть собственная Его воля, и в этой собственной Его воле содержится вся тайна нашего спасения.

Владимир Лосский, "Догматическое богословие"
In his explanation of the problem of two wills in Christ, Saint Maximus proceeds from the already recognized triadology data. In the Most Holy Trinity there are three Persons and one nature, but the Three have a common will, it is one, therefore, the will is associated with the concept of nature, and not with the concept of a Person, otherwise it would be necessary to see three wills in the Trinity. Our ordinary concepts hardly embody this transcendence of the personality in relation to his will: the whole point here is that these concepts refer only to the individual, who, of course, appropriates his own will in order to maintain his “ego”. And here St. Maxim very subtly analyzes the concept of "will". He distinguishes between two categories of wills. The first, "the will of nature," is the gravitation of nature to what is appropriate for it, "a natural force gravitating to that which corresponds to nature, a force that encompasses all the basic natural properties." Nature in its natural state, that is, a state not distorted by sin, can only wish for good, because it is a “rational” nature, that is, directed toward God. The will of perfect nature is aware of the good and, therefore, belongs to the good. But the fall has clouded this consciousness, now nature gravitates more often to the "unnatural"; her desires are imbued with sin. However, another will has been given to man, the “will of judgment" as the will inherent in personality. This is the will of choice, that personal judgment by which I judge the natural will, accepting it, rejecting or directing to another goal, and purifying it from sin, I turn it into a truly natural will.

To use this “will of judgment” requires us to increase our true freedom. Free choice corresponds to the state in which sin cast us; precisely because we are in sin, we must continually choose.

Therefore, in Christ there are two natural wills, but there is no human "free choice." There can be no conflict in His personality between two natural wills, because this person is not a human hypostasis, which, having tasted of the fatal fruit, must constantly choose between good and evil. His Person is the Divine Hypostasis, whose choice was made once and for all: the choice of kenosis, the choice of unconditional obedience to the will of the Father.

Thus, the fullness is inherent in human nature in Christ, but that in man belongs to the person, in Christ belongs to the Word - the Divine Person. Humanity, perceived by this Person, is to some extent similar to the humanity of Adam before the fall. But the kenosis of the Word is also the kenosis of this paradise mankind, subordinated to the Savior's atoning will, the objective conditions of sin, the conditions to which this will respond not by free choice, but by suffering and love. On the other hand, if the will of the Son is identical to the will of the Father, then the human will, which has become the will of the Word, is His own will, and in this His own will lies the whole mystery of our salvation.

Vladimir Lossky, "Dogmatic Theology"
У записи 1 лайков,
0 репостов,
224 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям