В течение 30 лет, начиная с 1964 года,...

В течение 30 лет, начиная с 1964 года, отец Адриан по благословению лаврского старца архимандрита Кирилла (Павлова) раз или два раза в неделю совершал молебен на изгнание злых духов. Однажды я сам был свидетелем изгнания демона и полного исцеления страдавшей женщины всего лишь тремя словами подвижника. Впоследствии архимандрит Софроний (Сахаров) в своем письме отцу Адриану в 1993-м году сравнил это поистине жертвенное, редкое церковное служение с «пролитием крови»; он же год спустя в переписке и посоветовал батюшке оставить это тяжелое, уже непосильное, полное скорбей и чрезмерного подвига делание.

В сознании большинства этот подвиг связывается с вершинами духовного тайнознания, в то время как отец Адриан – это очень простой человек. Насколько прост был батюшка Иоанн (Крестьянкин), но он в свое время учился в Московской духовной академии, ему лишь диссертацию защитить не дали – арестовали. А отец Адриан – из кузнецов. Если вопрос, с которым я приходил к нему, был достаточно сложным, касающимся чего-то тонкого, например, из сферы догматики, отец Адриан говорил так:

– Ты иди сейчас к Ивану, а я помолюсь.

Только идти надо было сразу, и результат превосходил все ожидания!

Общение с этими, казалось бы, обычными людьми убеждает в том, что главное отличие старцев – жизнь не для себя, а для других. А научиться этому можно, идя крестным путем страданий.

Как и отец Иоанн (Крестьянкин), поступив в 1967-м году в Псково-Печерский монастырь, был уже предочищен страданиями, когда ему и пальчики на допросах ломали, и в лагерях он чего только не претерпел, также и отец Адриан, с детства познавший и голод, и нищету, потом в силу своего молитвенного подвига – изгнания бесов – постоянно подвергался гонениям с самых разных сторон. В 1975-м году он был выдворен из родной ему Свято-Троицкой Сергиевой лавры и переведен в Псково-Печерскую обитель.

Архимандрит Феофан (Малявка) однажды келейно пошутил:

– Печерский монастырь сгубили ссыльные.
К известным миру старцам, среди которых был и отец Адриан, в обитель потянулись люди. Встреча со старцем – это всегда, порою впервые, открывающийся человеку личный опыт богообщения.

Богу угодно привлекать к Себе человека от сердца к сердцу. Это нормальное состояние чистоты, которое мы видим в старцах, доступно каждому из нас. Старцы – живые свидетели того, что Господь ждет от нас этого.

Обычно притекающие к старцам люди не склонны думать о том, какими усилиями и трудами дается подвижникам та чистота, которой они потом так щедро делятся с другими. Нам просто приятно подкрепиться силой, исходящей от них, но от нас сокрыты те страдания, благодаря которым очищались их сердца, освящались помышления и слова.

Тем более мы забываем, получив искомый ответ, о непреложности и в отношении к нам самим слов апостола: Сами будьте святы во всех поступках (1Петр. 1, 15).
????(Игумен Хрисанф, келейник старца Адриана)????

В свое время отец Адриан был более доступен, чем отец Иоанн (Крестьянкин). У батюшки Иоанна был колоссальный поток обращающихся, да он был и постарше отца Адриана. Как умудренный опытом, он был, кстати, против «отчиток».

– Господь и без «отчитки», – уверял отец Иоанн, – может исцелить. Это просто крест, который Господь дал этому человеку, надо его понести.

Отец Адриан отчитывал многих бесноватых. Потом он и сам согласился, что зря. Он и мне лично об этом говорил, рассказывая такую историю.

– Приезжала, – говорит, – ко мне мать с бесноватой дочкой-подростком. А девочка такая благообразная, мне ее так жалко стало, что стал я за нее усиленно подвизаться: постился, молился.

В конце концов эта хорошенькая девушка исцелилась... А дальше что? Прошел год-два, приезжает ее мать, вся в слезах:

– Она в храм не ходит, не причащается, сошлась и живет с каким-то парнем...

Стало же еще хуже!

– Зачем же я ее исцелил? – сокрушался потом и сам отец Адриан. – Так-то она хоть в храм ходила, причащалась... Да, страдала. Но это и был спасительный для этого человека крест.
????(Игумен Августин (Заярный))????

К о. Адриану привозили десятки больных людей, бесноватых, от глубоких стариков до детей, и он отчитывал их в Благовещенском храме. Это были нелегкие службы. Бесноватые кричали, визжали, вопили, ухали, рычали не своим голосом: «Не выйду», временами бросались на о. Адриана. И все это выносил немолодой уже батюшка, отнюдь не богатырского здоровья, подорванного еще в войну, во время воинской службы. И тем не менее он нес этот страшный крест, который понести было под силу очень немногим. Из тех, кто совершал отчитку на Северо-Западе, могу упомянуть только о. Василия Борина, который служил в храме в Васк-Нарве (скончался в 1993-м году). В случае с о. Василием бесы неистовствовали еще более: однажды бесноватая женщина, которую держали двое мужчин, вырвалась из их рук и неведомой силой была отброшена на целых два метра назад. На следующий день она в числе прочих паломниц несла тяжелое ведро с камнями на постройку забора вокруг храма и пела «Царице моя преблагая». Сходные случаи исцелений, хотя, может быть, и менее яркие, были и у архимандрита Адриана.
Батюшка мужественно совершал свое служение вплоть до середины 1990-х годов, когда он претерпел страшное нападение демонских сил. После этого он произнес проповедь, суть которой состояла в следующем: «Никого больше я отчитывать не буду. Каяться надо, а не отчитываться». И действительно, без покаяния, без сердечного осознания своего греха (либо греха своего ближнего, если он неспособен приносить сознательную исповедь) бесполезны любые отчитки. Однако вплоть до своей кончины о. Адриан никогда никому не отказывал ни в молитве, ни в совете. Лишившись из-за болезней возможности принимать посетителей, он письменно общался со всеми, кто искал его помощи и духовного наставления.

Поражало, что при таком страшном служении, при таком духовном напряжении о. Адриан всегда был ровен, доброжелателен, собран, умеренно радостен. В нем ощущалась огромная духовная добрая сила и доброжелательность. К отцу Иоанну (Крестьянкину) шел больший поток посетителей, однако в отце Адриане совершенно отсутствовала какая-то ревность и недоброжелательность. Более того, некоторых из тех, кто искал его совета, он направлял к отцу Иоанну. В нем ощущалось подлинное смирение и удивительная доброта, скрытая внешней строгостью. Проповеди его были немногословны и глубоко православны и обращены к задачам практическим — исправлению жизни слушающих. Во время литургии в о. Адриане чувствовалась не только глубокая сосредоточенность, но и удивительная молитвенность, погруженность в таинство Евхаристии. Он жил литургией.

????(протодиакон Владимир (Василик))????

статья полностью об отце Адриане (Кирсанове) здесь https://pravoslavie.ru/112709.html
For 30 years, starting in 1964, Father Adrian, with the blessing of the Lavra elder Archimandrite Kirill (Pavlov), performed a prayer once or twice a week to expel evil spirits. Once I myself witnessed the expulsion of a demon and the complete healing of a suffering woman with only three words of an ascetic. Subsequently, Archimandrite Sofroniy (Sakharov) in his letter to Father Adrian in 1993 compared this truly sacrificial, rare church ministry with the "shedding of blood"; a year later, in correspondence, he advised the priest to leave this difficult, already overwhelming, full of sorrows and excessive feat.

In the consciousness of the majority, this feat is associated with the peaks of spiritual mystery, while Father Adrian is a very simple person. How simple Father Ioann (Krestyankin) was, but he once studied at the Moscow Theological Academy, they did not give him a dissertation — they arrested him. And father Adrian is from the blacksmiths. If the question with which I came to him was rather complicated, concerning something subtle, for example, from the sphere of dogmatics, Father Adrian said this:

- You go now to Ivan, and I will pray.

It was only necessary to go right away, and the result exceeded all expectations!

Communicating with these seemingly ordinary people convinces us that the main difference between the elders is that life is not for themselves, but for others. But you can learn this by walking on the cross path of suffering.

Like Father John (Krestyankin), having entered the Pskov-Pechersky Monastery in 1967, he was already preoccupied with suffering when he broke his fingers during interrogations and did not suffer anything in the camps, as did Father Adrian, who had known since childhood and hunger, and poverty, then, due to his prayerful feat - the expulsion of demons - he was constantly persecuted from various sides. In 1975, he was expelled from his native Holy Trinity Sergius Lavra and transferred to the Pskov-Pechersk monastery.

Archimandrite Theophanes (Malyavka) once joked in private:

- The Pechersky monastery was destroyed by the exiles.
To the elders known to the world, among whom was Adrian's father, people reached the monastery. A meeting with an old man is always, sometimes for the first time, a personal experience of communion with God that is revealed to a person.

God wants to attract man from heart to heart. This normal state of purity that we see in the elders is accessible to each of us. The elders are living witnesses that the Lord expects this from us.

Usually people who flow to the elders are not inclined to think about what efforts and labors give the ascetics the purity that they then so generously share with others. We are just pleased to be supported by the power emanating from them, but those sufferings are hidden from us, thanks to which their hearts were cleansed, thoughts and words were sanctified.

Moreover, we forget, having received the desired answer, about the immutability and in relation to us by the words of the apostle: Be holy in all actions (1 Peter 1, 15).
???? (Abbot Chrysanthus, cell-mate of Elder Adrian) ????

At one time, Father Adrian was more accessible than Father John (Krestyankin). Father John had a tremendous stream of converts, and he was even older than his father Adrian. As wise as he was by experience, he was, by the way, against the "reprimands."

“The Lord, even without a“ reprimand, ”assured Father John,“ can heal. ” It’s just the cross that the Lord gave to this man, you have to bear it.

Father Adrian lectured many possessed. Then he himself agreed that it was in vain. He personally told me about this, telling such a story.

“She came,” he says, “my mother came to me with a possessed teenage daughter.” And the girl is so noble, I felt so sorry for her that I began to work hard for her: fasting, praying.

In the end, this pretty girl was healed ... And then what? A year or two passed, her mother arrives, all in tears:

- She doesn’t go to the temple, doesn’t take communion, has converged and lives with some guy ...

It got worse!

“Why did I heal her?” - Father Adrian himself later lamented. - So she even went to the temple, took communion ... Yes, she suffered. But this was the cross saving for this person.
???? (Abbot Augustine (Zayarny)) ????

To about. Dozens of sick people, possessed by demons, from old people to children, were brought to Adrian, and he chastised them in the Annunciation Church. These were not easy services. The possessed screamed, screamed, screamed, grunted, growled not in their own voice: “I won’t go out,” at times threw themselves on Fr. Adriana. And all this was already endured by a middle-aged father, who was by no means of good health, who was undermined during the war, during military service. Nevertheless, he carried this terrible cross, which very few could bear. Of those who made a report in the Northwest, I can only mention about. Vasily Borin, who served in a temple in Vask-Narva (he died in 1993). In the case of Fr. Basil's demons raged even more: once a possessed woman, held by two men, escaped from their hands and was driven back by an unknown force two meters. The next day, she, among other pilgrims, carried a heavy bucket of stones to build a fence around the temple and sang "My Tsaritsa offering." Similar cases of healing, though, may be
У записи 10 лайков,
2 репостов,
380 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям