Е. Смирнов так излагает образ действия Константина: "Хотя...

Е. Смирнов так излагает образ действия Константина: "Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 г. сделался настоящим христианским государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление восточной половиной империи, в изданном по этому случаю манифесте, он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами и, вообще, при всяком удобном случае, старался обратить на путь истинный своих языческих подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий; многие из язычников обращались к христианству. Далее, он дал христианской Церкви многие важные привилегии, — допустил христиан к занятию важных государственных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христианские храмы, построил несколько новых храмов, особенно в Палестине, в чем ему усердной помощницей была его мать, Елена. Со времени Константина Иерусалим стал опять называться этим именем, вместо названия Елии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, — что важнее всего, Константин поставил христианскую Церковь в такое положение в империи, что ее дела, как общества, тесно связанного со всей государственной жизнью, признавались делами государственной важности. Что касается отношения Константина к язычеству, то он поступал в этом случае, как глубокий политик. Он понимал, что язычество должно само собой по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что язычников в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языческих храмов, не отнимал жалования у языческих жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили Римские императоры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языческим подданным, не исключая и солдат язычников, которых он не принуждал исполнять христианские обряды. Только те языческие храмы, которые оставались без употребления, после обращения жителей данной местности в христианство, были им закрываемы и здания их отдавались христианам; а храмы, в которых совершалось служение разврату и через которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушены до основания. Язычество особенно сильно было в Риме, где ему были преданы многие знаменитые фамилии и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых римских язычников своим заботам об упрочении христианства во всей империи, Константин решился оставить языческий Рим и (в 330 г). перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Константинополем; здесь он основал столицу вполне христианскую, уничтожив идолов и украсив город христианскими храмами".
В 337 г. Константин, выступив в поход против персов, заболел в Никомидии и скончался в день Пятидесятницы, приняв св. крещение и приобщившись св. Тайн. Церковь 21 мая чтит память свв. Равноапостольных царя Константина и матери его Елены.

Императору Константину наследовали его сыновья: Константин 2-й, Констанс, управлявший западом, и Констанций, управлявший востоком. Они стали принимать насильственные меры против язычников. Констанций, совместно с Констансом, издали закон в 341 г., которым, под угрозой смерти, запрещались языческие жертвоприношения, суеверные гадания. Закон этот подтверждался и в дальнейшие годы. Констанций разрушал языческие храмы или отдавал их христианам. Последование язычеству считалось государственным преступлением и поэтому многие язычники принимали христианство, но не все по убеждению. Язычество сохранило силу только в больших городах, например, в Александрии, Афинах, Риме. Древние патрицианские фамилии Рима и ученые Александрии и Афин отстаивали язычество. Констанций не решился разрушить языческие храмы в Риме и не отнял государственное жалование у жрецов.

В 340 г. Константин, затеявший войну с братом Констансом, был убит в небольшой стычке, и Констанс стал властелином всего Запада. Констанций подпал под сильное влияние ариан, вследствие чего преследовал св. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Святитель пользовался поддержкой Констанса. В 340 г. Констанс, на 29 г. жизни, был убит в Галлии полководцем Магнецием. В 353 г. Магнеций был разбит войсками Констанция и покончил жизнь самоубийством. Констанций оказался единодержавным властителем Востока и Запада. Он усилил преследование свят. Афанасия. В 355 г. на соборе в Милане, ариане, при поддержке императора, победили. Православные епископы подверглись гонениям. Когда ариане разделились на две партии, Констанций пытался их примирить. В 361 г. против него восстал Юлиан, его двоюродный брат. Констанций выступил в поход против него, заболел и, чувствуя приближение смерти, принял крещение от Евзоия, арианского епископа Антиохии. Умер он в том же году в Тарсе.

(Тальбер Н. Д. "История Церкви")
E. Smirnov thus sets out the mode of action of Konstantin: “Although he did not immediately receive baptism, he already became a true Christian sovereign from 313, which is why he did everything in his power for the good of the Church. Thus, taking control of the eastern half of the empire, in a manifesto published on this occasion, he expressed the desire that all his subjects be Christians and, in general, whenever possible, try to turn the pagan subjects into the true path. to Christianity.Further, he gave the Christian Church many important privileges, - allowed Christians to take important government posts, personally made large donations to Christian churches, built several new churches, especially in Palestine, of which his mother was an assiduous assistant to him, Elena: From the time of Constantine, Jerusalem began to be called by this name again, instead of the name of Elijah Capitolina, given to him by Adrian. as a society closely connected with all public life, recognized by the affairs of national importance. As for the attitude of Constantine towards paganism, he acted in this case as a deep politician. He understood that paganism should itself be destroyed by the natural course of things. Therefore, he did not take any strict measures against him, especially since there were much more pagans in the empire than Christians. Constantine did not close pagan temples, did not take away salaries from pagan priests, did not even give up the title of high priest (pontifex maximus) worn by the Roman emperors. In general, he constantly said that religion is a matter of conscience, and showed remarkable tolerance for all his pagan subjects, not excluding pagan soldiers, whom he did not force to perform Christian rites. Only those pagan temples that remained unused, after the conversion of the inhabitants of the locality to Christianity, were closed to them and their buildings were given to Christians; and the temples in which the service of debauchery was performed and through which superstitions spread, were ordered to be destroyed to his foundations. Paganism was especially strong in Rome, where many famous families were betrayed to him and there were many followers of Neoplatonism. Not wanting to meet opposition from the hardened Roman pagans to their concerns about the consolidation of Christianity throughout the empire, Constantine decided to leave pagan Rome and (in 330 g). moved his capital to Byzantium, which was named after him by Constantinople; here he founded a completely Christian capital, destroying idols and decorating the city with Christian temples. "
In 337, Constantine, on a campaign against the Persians, fell ill in Nicomedia and died on the day of Pentecost, receiving St. baptism and communion of st. Mysteries The church on May 21 honors the memory of St. Equal to the Apostles Tsar Constantine and his mother Helena.

Emperor Constantine was succeeded by his sons: Constantine II, Constance, who ruled the west, and Constantius, ruled the east. They began to take violent measures against the Gentiles. Constantius, together with Constance, issued a law in 341, which, under the threat of death, prohibited pagan sacrifices, superstitious fortune-telling. This law was confirmed in subsequent years. Constantius destroyed pagan temples or gave them to Christians. Following paganism was considered a state crime and therefore many pagans adopted Christianity, but not all were convinced. Paganism remained valid only in large cities, for example, in Alexandria, Athens, Rome. The ancient patrician families of Rome and the scholars of Alexandria and Athens defended paganism. Constantius did not dare to destroy the pagan temples in Rome and did not take away the state salary from the priests.

In 340, Constantine, who started a war with his brother Constance, was killed in a small skirmish, and Constance became the ruler of the whole West. Constantius fell under the strong influence of the Arians, as a result of which he pursued St. Athanasius the Great, Archbishop. Of Alexandria. The saint enjoyed the support of Constance. In 340, Constance, on his 29th birthday, was killed in Gaul by the commander Magnesius. In 353, Magnesius was defeated by the forces of Constantius and committed suicide. Constantius turned out to be the autocratic ruler of the East and West. He intensified the persecution of the saints. Athanasius. In 355, at the Cathedral in Milan, Arians, with the support of the emperor, won. Orthodox bishops were persecuted. When the Arians divided into two parties, Constantius tried to reconcile them. In 361, Julian, his cousin, rebelled against him. Constantius went on a campaign against him, fell ill, and, sensing the approach of death, was baptized by Eunosius, the Arian bishop of Antioch. He died the same year in Tarsus.

(Talber N. D. "Church History")
У записи 2 лайков,
0 репостов,
171 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям