Личность, Сущность, Индивидуальность – то, что мы этими...

Личность, Сущность, Индивидуальность – то, что мы этими словами называем, – это граница, где персональная воплощенность, связанная с тем, что мы привыкли называть самосознанием, сливается со всеобщей воплощенностью, с тем, что мы привыкли называть Миром, Природой. Потому что, собственно говоря, такие понятия, как личность, сущность, индивидуальность, не относятся к единичному объекту.
– Что такое сущность?
– Совокупность идеальных отношений.
– Что такое личность?
– Совокупность социальных отношений.
– Что такое индивидуальность?
– Совокупность природных отношений.
Отношение всегда есть Нечто, расположенное между относящимися. Поэтому отношения человека с Миром не есть сам человек и не есть сам Мир – это есть Нечто, расположенное между ними. Посему и сказано: «Познай себя как часть Мира и Мир как часть себя». Иными словами, познай свои отношения, и ты познаешь, что тебя как таковости на этом уровне воплощенности, в строгом смысле слова, нет. То есть, познавая свои сущность, личность и индивидуальность, ты познаешь совокупность своих отношений с Миром и совокупность отношений Мира с тобой – того, что находится между твоим Я и Миром. Идея таковости, то есть Я – такой, такой и такой, – это ограничение, установление внешней границы отношений между Я и Миром. Так таковость в равной степени ограничивает наше восприятие Мира и себя.
Поэтому выражение «моя сущность» – это языковая натяжка, потому что «моя сущность» – это отношения как мои с Миром, так и Мира со мной. И только привычка к центропупию, к эгоцентризму позволяет нам говорить «моя сущность», или «моя индивидуальность», или «моя личность».
Каждый раз, думая так, поступая так, решая так, делая такой выбор, переживая так, вы укрепляете таковость, укрепляете консервную банку, стенками которой отгорожены от Мира, и переводите свои отношения к Миру в область дурной мистификации. Потому что если я думаю, сознательно или бессознательно, что есть «мои отношения» с Миром, а у Мира отношений со мной как бы нет, – это уже дурная мистика. Такая логика приводит нас к тому, что человек – особый магический объект неизвестного содержания.
Если человек не в состоянии выдержать в реальном своем проживании позицию отношений, то он старается поставить непроницаемую границу. Тогда вся его «духовная устремленность» направлена внутрь «банки». Она заперта в банке таковости, таким образом, вся его «духовность» превращается просто в хорошо аргументированный эгоцентризм. Не более того.
Мир отношений – мир живой, непредсказуемый, спонтанный. Именно в нем преодолевается наша отделенность от других людей, от Мира. Именно о нем тоскует наша Душа. Именно в нем живет Любовь. (с)
Personality, Essence, Individuality - what we call these words - this is the border where personal incarnation associated with what we used to call self-consciousness merges with universal incarnation, with what we are used to call Peace, Nature. Because, in fact, such concepts as personality, essence, individuality do not apply to a single object.
- What is the essence?
- A set of ideal relationships.
- What is a person?
- The totality of social relations.
- What is personality?
- The totality of natural relations.
The relation is always Something located between the related. Therefore, the relationship of man with the World is not man himself and is not the World itself - it is Something located between them. Therefore, it is said: “Know yourself as a part of the World and the World as a part of yourself.” In other words, know your relationship, and you will know that you as such are not at this level of incarnation, in the strict sense of the word. That is, knowing your essence, personality and individuality, you know the totality of your relationship with the World and the totality of the relationship of the World with you - that which is between your I and the World. The idea of ​​suchness, that is, I - such, such and such - is a limitation, the establishment of the external border of relations between the Self and the World. So suchness equally limits our perception of the World and ourselves.
Therefore, the expression “my essence” is a linguistic stretch, because “my essence” is a relationship both mine with the World, and the World with me. And only the habit of centupup, self-centeredness allows us to say “my essence”, or “my personality”, or “my personality”.
Each time, thinking so, doing so, deciding this way, making such a choice, experiencing this way, you strengthen suchness, strengthen the tin can, the walls of which are fenced off from the World, and transfer your relations to the World into the realm of evil mystification. Because if I think, consciously or unconsciously, that there is “my relationship” with the World, and the World has no relationship with me, it’s already bad mysticism. Such logic leads us to the fact that man is a special magical object of unknown content.
If a person is not able to maintain the position of the relationship in his real life, then he tries to put an impenetrable border. Then all his “spiritual aspiration” is directed inside the “bank”. It is locked in a bank of suchness, so all of its “spirituality” is simply transformed into well-reasoned egocentrism. No more.
The world of relations is a living world, unpredictable, spontaneous. It is in it that our separation from other people, from the World, is overcome. It is about him that our Soul yearns. It is in him that Love lives. (with)
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Елена Солоницына

Понравилось следующим людям