Увидела в одной заметке "Сеанса" очень удачный термин...

Увидела в одной заметке "Сеанса" очень удачный термин - "ретрофутуризм".

Мне давно не давало покоя то, что очень многие современные фильмы, действие которых происходит в прошлом, пытаются представить дело так, будто в даже самые темные времена в сердцах людей находилось место для наших ценностей. Яркий пример из свежепросмотренного - замечательный сериал "Аббатство Даунтон". Вообще кажется, что в последние лет десять сериалы такого рода стали особенно популярны.

Но прием, конечно, не настолько нов и не ограничивается только кино - навскидку вспоминаются и два литературных примера: "Имя розы" и серия детективов про Фандорина. В каком-то извращенном смысле в тренд ретрофутуризма попадают и книги Мартина (и, естественно, "Игра престолов").

Меня в связи с этим волнуют два вопроса:

1) Всегда ли прошлое изображали так? Когда начали?
2) А какое оно на самом деле, это прошлое?

Совершенно невозможно понять, какую роль в жизни конкретных людей играли те убеждения и привычки, которые мы сегодня считаем предрассудками и о которых знаем только по книгам, а какую - те движения человеческой души (мудрость, сострадание, критическое мышление и проч.), которые, по нашему мнению, вневременны и побеждают любой предрассудок.

Если вдуматься, в конечном вопрос не столько о прошлом, сколько о настоящем, но проще он от этого не делается.
I saw a very successful term in one note of “Session” - “retrofuturism”.

For a long time, I was haunted by the fact that so many modern films, which take place in the past, are trying to present things as if in even the darkest times there was a place for our values ​​in the hearts of people. A striking example from the recently viewed is the wonderful series "Downton Abbey." In general, it seems that in recent years ten series of this kind have become especially popular.

But the reception, of course, is not so new and is not limited only to cinema - two literary examples are remembered offhand: The Name of the Rose and a series of detective stories about Fandorin. In some perverted sense, Martin's books also fall into the trend of retro-futurism (and, of course, Game of Thrones).

I am concerned about two issues in this regard:

1) Has the past always been portrayed like this? When did you start?
2) And what is it really, is it the past?

It is absolutely impossible to understand what role those convictions and habits that we consider today as prejudices and which we know only from books and which movements of the human soul (wisdom, compassion, critical thinking, etc.) played in specific people, in our opinion, any prejudice is timeless and conquers.

If you think about it, the final question is not so much about the past as about the present, but it doesn’t make it any easier.
У записи 7 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Маргарита Скоморох

Понравилось следующим людям