Расскажу поучительную историю о современном искусстве.
Любая дискуссия о современном искусстве с моим участием всегда разворачивается по одному и тому же сценарию.
Собеседник: Не понимаю я современного искусства!
Я: Просто чтобы понимать современное искусство, как и всякое другое, нужна определенная подготовка, которую многие не получают в силу предубеждения.
Собеседник: Но не слишком ли много подготовки требуется? Современное искусство какое-то вымученное, заумное, без искры и второго дна.
Я: Ну хуй знает.
В этой беседе я делаю ложный ход - ход, который неизбежно заводит ее в тупик. Я предполагаю, что подготовку для восприятия современного искусства невозможно получить из воздуха, потому что оно все еще слишком маргинально. Мол, нужно прикладывать какие-то сознательные усилия, читать книги и все такое. Но в действительности это не обязательно так, что подтверждает одна история из моей собственной жизни, которая почему-то не всегда приходит на ум в разговорах о современном искусстве.
В детстве, в пятом-шестом классе, я была на двух фестивалях из серии так называемых Хармс-фестивалей, которые устраивал художник Михаил Карасик. И потом, уже в более сознательном возрасте, еще на одном, 2005 года. Поскольку моя "подготовка" в области современного искусства довольно скудна, я затрудняюсь дать этим мероприятиям точное определение. Перформанс? Хэппенинг? Интервенция? Бог знает. Но это несомненно было то самое "современное искусство", которым пугают маленьких детей.
В голове остались смутные обрывки воспоминаний. Вот мы пришли смотреть какое-то представление... тех, кому не хватило стульев, сажают на пол, на журналы "Огонек"... Вот актер зачитывает рассказ про Хармса, который якобы сделал себе железные зубы, и внезапно другой актер начинает кидаться на зрителей и КУСАТЬ ИХ, иллюстрируя повадки писателя. Затем одной счастливице из числа зрителей выдают здоровенный, чуть ли не с нее размером, членский билет Международного товарищества друзей Хармса, каковое название вопреки всем законам здравого смысла сокращено до аббревиатуры МЕТОДУРХ...
Вот всем раздают транспаранты с забавными надписями... потом мусорные пакеты - кажется, чтобы собирать мусор на территории, где проводится фестиваль, - но преподносится это как-то необычно... Вот ряженные в пионеров люди торжественно разрезают ленточку, открывая фестиваль... А вот вываливаются из окна вываливающиеся старухи в человеческий рост, сделанные из ваты и тряпья, и я подхватываю одну из них и несу к очередной локации, куда перемещаются участники фестиваля...
Недавно я зашла на страничку фестивалей, чтобы освежить воспоминания, и вдруг обнаружила, что присутствую на паре фотографий, выложенных там (очень странное ощущение). Обратите внимание на черно-белую. Вы видите, как много здесь детей и подростков? Видите, какие у них простые, ясные лица, не замутненные знанием слов типа "постмодернизм", "дискурс", "симулякр", не говоря уж о каком-нибудь "шизоанализе"? О нет, это не лица снобов и деградантов, которые лакируют Деррида Розалиндой Краусс. По крайней мере, я точно была не из таких пятиклассников.
Не из таких - и при этом хорошо помню, что Хармс-фестивали вызвали у меня море эмоций, представлялись чем-то веселым, неформальным, лишенным того затхлого духа, которые распространяли вокруг себя иные взрослые, - короче как детский утренник, только без цензуры. Это был не тот случай, когда читаешь книги не по возрасту, чтобы почувствовать себя умнее, - ровно наоборот. Как ни странно, современное искусство оказалось для меня, малолетки, гораздо доступнее, чем, допустим, вполне традиционный Карл Брюллов, с которым я тоже была тогда знакома, - и который был понятен только умом, в контексте знаний о классицизме, но никакого удовольствия не доставлял.
В общем, даже если ты думаешь, что не подготовлен к современному искусству, знай: оно уже с тобой!
Любая дискуссия о современном искусстве с моим участием всегда разворачивается по одному и тому же сценарию.
Собеседник: Не понимаю я современного искусства!
Я: Просто чтобы понимать современное искусство, как и всякое другое, нужна определенная подготовка, которую многие не получают в силу предубеждения.
Собеседник: Но не слишком ли много подготовки требуется? Современное искусство какое-то вымученное, заумное, без искры и второго дна.
Я: Ну хуй знает.
В этой беседе я делаю ложный ход - ход, который неизбежно заводит ее в тупик. Я предполагаю, что подготовку для восприятия современного искусства невозможно получить из воздуха, потому что оно все еще слишком маргинально. Мол, нужно прикладывать какие-то сознательные усилия, читать книги и все такое. Но в действительности это не обязательно так, что подтверждает одна история из моей собственной жизни, которая почему-то не всегда приходит на ум в разговорах о современном искусстве.
В детстве, в пятом-шестом классе, я была на двух фестивалях из серии так называемых Хармс-фестивалей, которые устраивал художник Михаил Карасик. И потом, уже в более сознательном возрасте, еще на одном, 2005 года. Поскольку моя "подготовка" в области современного искусства довольно скудна, я затрудняюсь дать этим мероприятиям точное определение. Перформанс? Хэппенинг? Интервенция? Бог знает. Но это несомненно было то самое "современное искусство", которым пугают маленьких детей.
В голове остались смутные обрывки воспоминаний. Вот мы пришли смотреть какое-то представление... тех, кому не хватило стульев, сажают на пол, на журналы "Огонек"... Вот актер зачитывает рассказ про Хармса, который якобы сделал себе железные зубы, и внезапно другой актер начинает кидаться на зрителей и КУСАТЬ ИХ, иллюстрируя повадки писателя. Затем одной счастливице из числа зрителей выдают здоровенный, чуть ли не с нее размером, членский билет Международного товарищества друзей Хармса, каковое название вопреки всем законам здравого смысла сокращено до аббревиатуры МЕТОДУРХ...
Вот всем раздают транспаранты с забавными надписями... потом мусорные пакеты - кажется, чтобы собирать мусор на территории, где проводится фестиваль, - но преподносится это как-то необычно... Вот ряженные в пионеров люди торжественно разрезают ленточку, открывая фестиваль... А вот вываливаются из окна вываливающиеся старухи в человеческий рост, сделанные из ваты и тряпья, и я подхватываю одну из них и несу к очередной локации, куда перемещаются участники фестиваля...
Недавно я зашла на страничку фестивалей, чтобы освежить воспоминания, и вдруг обнаружила, что присутствую на паре фотографий, выложенных там (очень странное ощущение). Обратите внимание на черно-белую. Вы видите, как много здесь детей и подростков? Видите, какие у них простые, ясные лица, не замутненные знанием слов типа "постмодернизм", "дискурс", "симулякр", не говоря уж о каком-нибудь "шизоанализе"? О нет, это не лица снобов и деградантов, которые лакируют Деррида Розалиндой Краусс. По крайней мере, я точно была не из таких пятиклассников.
Не из таких - и при этом хорошо помню, что Хармс-фестивали вызвали у меня море эмоций, представлялись чем-то веселым, неформальным, лишенным того затхлого духа, которые распространяли вокруг себя иные взрослые, - короче как детский утренник, только без цензуры. Это был не тот случай, когда читаешь книги не по возрасту, чтобы почувствовать себя умнее, - ровно наоборот. Как ни странно, современное искусство оказалось для меня, малолетки, гораздо доступнее, чем, допустим, вполне традиционный Карл Брюллов, с которым я тоже была тогда знакома, - и который был понятен только умом, в контексте знаний о классицизме, но никакого удовольствия не доставлял.
В общем, даже если ты думаешь, что не подготовлен к современному искусству, знай: оно уже с тобой!
I will tell an instructive story about contemporary art.
Any discussion about contemporary art with my participation always unfolds according to the same scenario.
Interlocutor: I do not understand modern art!
I: Just to understand modern art, like any other, we need a certain preparation, which many do not receive because of prejudice.
Interlocutor: But is not too much preparation required? Modern art is kind of forced, abstruse, without a spark and a second bottom.
I: Well, dick knows.
In this conversation, I am making a false move — a move that inevitably leads her to a dead end. I suppose that preparation for perception of modern art cannot be obtained from the air, because it is still too marginal. Like, you need to put some conscious effort, read books and all that. But in reality, this is not necessarily the case, which is confirmed by one story from my own life, which for some reason does not always come to mind in conversations about contemporary art.
In my childhood, in the fifth and sixth grades, I was at two festivals from the series of so-called Harms festivals, which were arranged by the artist Mikhail Karasik. And then, at a more conscious age, at one more, in 2005. Since my “preparation” in the field of contemporary art is rather poor, I find it difficult to give these events a precise definition. Performance? Happening? Intervention? God knows. But it was undoubtedly the very "modern art" that scare young children.
Vague fragments of memories remained in my head. So we came to watch some idea ... those who did not have enough chairs were put on the floor at Spark magazines ... Here the actor reads the story about Harms, who allegedly made himself iron teeth, and suddenly another actor begins to throw on the audience and bite them, illustrating the habits of the writer. Then one lucky girl from among the spectators is given a hefty, almost the size of it, membership card of the International Friends of Kharms Friendship, which, despite all the laws of common sense, has been abbreviated to METHODURH ...
Here everyone is handed out banners with amusing inscriptions ... then garbage bags — it seems to collect garbage on the territory where the festival is held — but this is being presented somehow unusual ... Here are people charged with pioneers solemnly cutting the ribbon, opening the festival .. But the old women falling out of the window in human growth, made of cotton wool and rags, and I pick up one of them and carry to the next location, where the participants of the festival move ...
Recently, I went to the page of festivals to refresh my memories, and suddenly I found myself presenting a couple of photos posted there (a very strange feeling). Pay attention to black and white. Do you see how many children and teenagers are here? See, what are their simple, clear faces, not clouded by knowledge of words like "postmodernism", "discourse", "simulacrum", not to mention some kind of "schizoanalysis"? Oh no, these are not the faces of snobs and degradants who are lacquered with Derrida Rosalinda Krauss. At least I was definitely not one of those fifth graders.
Not one of those - and at the same time I well remember that the Harms festivals caused me a lot of emotions, seemed something cheerful, informal, deprived of that stale spirit that other adults spread around themselves - in short, as a children's matinee, only without censorship. This was not the case when you read books that are not age-related, in order to feel smarter - exactly the opposite. Strangely enough, contemporary art turned out to be much more accessible for me, youngsters, than, say, quite traditional Karl Bryullov, with whom I also knew then - and which was understood only by the mind, in the context of the knowledge of classicism, but no pleasure delivered
In general, even if you think that you are not prepared for modern art, know: it is already with you!
Any discussion about contemporary art with my participation always unfolds according to the same scenario.
Interlocutor: I do not understand modern art!
I: Just to understand modern art, like any other, we need a certain preparation, which many do not receive because of prejudice.
Interlocutor: But is not too much preparation required? Modern art is kind of forced, abstruse, without a spark and a second bottom.
I: Well, dick knows.
In this conversation, I am making a false move — a move that inevitably leads her to a dead end. I suppose that preparation for perception of modern art cannot be obtained from the air, because it is still too marginal. Like, you need to put some conscious effort, read books and all that. But in reality, this is not necessarily the case, which is confirmed by one story from my own life, which for some reason does not always come to mind in conversations about contemporary art.
In my childhood, in the fifth and sixth grades, I was at two festivals from the series of so-called Harms festivals, which were arranged by the artist Mikhail Karasik. And then, at a more conscious age, at one more, in 2005. Since my “preparation” in the field of contemporary art is rather poor, I find it difficult to give these events a precise definition. Performance? Happening? Intervention? God knows. But it was undoubtedly the very "modern art" that scare young children.
Vague fragments of memories remained in my head. So we came to watch some idea ... those who did not have enough chairs were put on the floor at Spark magazines ... Here the actor reads the story about Harms, who allegedly made himself iron teeth, and suddenly another actor begins to throw on the audience and bite them, illustrating the habits of the writer. Then one lucky girl from among the spectators is given a hefty, almost the size of it, membership card of the International Friends of Kharms Friendship, which, despite all the laws of common sense, has been abbreviated to METHODURH ...
Here everyone is handed out banners with amusing inscriptions ... then garbage bags — it seems to collect garbage on the territory where the festival is held — but this is being presented somehow unusual ... Here are people charged with pioneers solemnly cutting the ribbon, opening the festival .. But the old women falling out of the window in human growth, made of cotton wool and rags, and I pick up one of them and carry to the next location, where the participants of the festival move ...
Recently, I went to the page of festivals to refresh my memories, and suddenly I found myself presenting a couple of photos posted there (a very strange feeling). Pay attention to black and white. Do you see how many children and teenagers are here? See, what are their simple, clear faces, not clouded by knowledge of words like "postmodernism", "discourse", "simulacrum", not to mention some kind of "schizoanalysis"? Oh no, these are not the faces of snobs and degradants who are lacquered with Derrida Rosalinda Krauss. At least I was definitely not one of those fifth graders.
Not one of those - and at the same time I well remember that the Harms festivals caused me a lot of emotions, seemed something cheerful, informal, deprived of that stale spirit that other adults spread around themselves - in short, as a children's matinee, only without censorship. This was not the case when you read books that are not age-related, in order to feel smarter - exactly the opposite. Strangely enough, contemporary art turned out to be much more accessible for me, youngsters, than, say, quite traditional Karl Bryullov, with whom I also knew then - and which was understood only by the mind, in the context of the knowledge of classicism, but no pleasure delivered
In general, even if you think that you are not prepared for modern art, know: it is already with you!
У записи 9 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Маргарита Скоморох