Еще про чтение. Недавно возникло желание почитать что-то викторианское, легкое. Ну то есть я с радостью читала бы какого-нибудь Гончарова, но Гончаров уже прочитан и перечитан, так что приходится расширять горизонты.
Так вот. Включаю я (практически наугад) аудиокнигу "Тэсс из рода Д'Эрбервиллей" Томаса Харди - и поначалу получаю ровно то, что хотела. Платьица там, хороводы, юные девушки в милых шляпках и т.д. А потом начинается, постепенно нарастая, какая-то несусветная жесть. Вообще тема там оказывается та же, что в "Обрыве" Гончарова, но преподнесена гораздо более тягостно, ощущение совсем другое.
Накал эмоций такой сильный, что, перевалив за экватор книги, я начинаю мысленно называть одного персонажа, причем типа положительного, штопаным гандоном. Каждый раз как произносят его имя. И так хорошо ложится! В какой-то момент книга становится просто невыносимой, как фильмы Триера. Собственно, она и сюжетно их местами напоминает, особенно трилогию "Золотое сердце". А еще и имя Тэсс рифмуется с именем героини "Рассекая волны" - Бесс. Хотя может и совпадение, не знаю даже.
Короче, кто бы ожидал, что викторианский роман, пусть и поздневикторианский, окажется настолько душераздирающим. Да, довольно мучительно было читать "Домби и сына", но не настолько. (Впрочем, тут мой кругозор не очень широк, может в противном случае я была бы готова ко всему.)
А самый цимес в том, что год или два назад я смотрела сериал по этому роману и ровным счетом ничего не помню. Запомнилось только ощущение, что было увлекательно и осталось какое-то светлое послевкусие . Светлое послевкусие! Смешно.
Причина амнезии - не только в моей природной забывчивости. Просто у Харди очень много прямых описаний того, что думает героиня. А в кино, естественно, передается в основном действие, которое в данном случае говорит слишком мало. Тут нужны были бы какие-то более смелые приемы, чем простое воспроизведение канвы событий, но что-то их никто не применил. Я потом глянула мельком и тот сериал, и фильм Полански, и еще один фильм... все не то, внутренний мир Тэсс остается слишком закрыт.
Интересен еще вот какой момент. Везде, где прослеживаются философские идеи автора - например, про судьбу, про природу и цивилизацию, язычество и христианство, - текст кажется архаичным и наивным. Но переживания Тэсс совершенно не вызывают недоумения, хотя для современной западной культуры они еще менее актуальны, чем перечисленные выше идеи. Тему девичьей "чести", которая в других произведениях кажется такой нелепой, здесь невозможно не воспринять всерьез - наверное, благодаря психологической достоверности: что важно для героини, становится важным и для читателя.
Так вот. Включаю я (практически наугад) аудиокнигу "Тэсс из рода Д'Эрбервиллей" Томаса Харди - и поначалу получаю ровно то, что хотела. Платьица там, хороводы, юные девушки в милых шляпках и т.д. А потом начинается, постепенно нарастая, какая-то несусветная жесть. Вообще тема там оказывается та же, что в "Обрыве" Гончарова, но преподнесена гораздо более тягостно, ощущение совсем другое.
Накал эмоций такой сильный, что, перевалив за экватор книги, я начинаю мысленно называть одного персонажа, причем типа положительного, штопаным гандоном. Каждый раз как произносят его имя. И так хорошо ложится! В какой-то момент книга становится просто невыносимой, как фильмы Триера. Собственно, она и сюжетно их местами напоминает, особенно трилогию "Золотое сердце". А еще и имя Тэсс рифмуется с именем героини "Рассекая волны" - Бесс. Хотя может и совпадение, не знаю даже.
Короче, кто бы ожидал, что викторианский роман, пусть и поздневикторианский, окажется настолько душераздирающим. Да, довольно мучительно было читать "Домби и сына", но не настолько. (Впрочем, тут мой кругозор не очень широк, может в противном случае я была бы готова ко всему.)
А самый цимес в том, что год или два назад я смотрела сериал по этому роману и ровным счетом ничего не помню. Запомнилось только ощущение, что было увлекательно и осталось какое-то светлое послевкусие . Светлое послевкусие! Смешно.
Причина амнезии - не только в моей природной забывчивости. Просто у Харди очень много прямых описаний того, что думает героиня. А в кино, естественно, передается в основном действие, которое в данном случае говорит слишком мало. Тут нужны были бы какие-то более смелые приемы, чем простое воспроизведение канвы событий, но что-то их никто не применил. Я потом глянула мельком и тот сериал, и фильм Полански, и еще один фильм... все не то, внутренний мир Тэсс остается слишком закрыт.
Интересен еще вот какой момент. Везде, где прослеживаются философские идеи автора - например, про судьбу, про природу и цивилизацию, язычество и христианство, - текст кажется архаичным и наивным. Но переживания Тэсс совершенно не вызывают недоумения, хотя для современной западной культуры они еще менее актуальны, чем перечисленные выше идеи. Тему девичьей "чести", которая в других произведениях кажется такой нелепой, здесь невозможно не воспринять всерьез - наверное, благодаря психологической достоверности: что важно для героини, становится важным и для читателя.
More about reading. Recently, there was a desire to read something Victorian, easy. Well, that is, I would gladly read some Goncharov, but Goncharov has already been read and reread, so I have to expand the horizons.
So here. I turn on (practically at random) the Thomas Hardy Tess from the D'Herberville family of audiobook - and at first I get exactly what I wanted. Dress there, round dances, young girls in cute hats, etc. And then begins, gradually growing, some kind of utter tin. In general, the theme there is the same as in Goncharov's "Cliff", but presented much more painfully, the feeling is completely different.
The intensity of emotions is so strong that, having crossed the equator of the book, I begin to mentally call one character, and like a positive one, a darned gandon. Every time they say his name. And it fits so well! At some point, the book becomes as unbearable as the films of Trier. Actually, it reminds them in some places, especially the Golden Heart trilogy. And also the name Tess rhymes with the name of the heroine "Breaking the Waves" - Bess. Although it may be a coincidence, I do not even know.
In short, who would have expected that a Victorian novel, albeit a late Victorian, would be so heartbreaking. Yes, it was rather painful to read "Dombey and Son", but not so much. (However, here my outlook is not very wide, maybe otherwise I would be ready for anything.)
And the most tsimes that a year or two ago, I watched the series on this novel and absolutely do not remember anything. I only remember the feeling that it was fascinating and some bright aftertaste remained. Bright aftertaste! Ridiculous.
The cause of amnesia is not only in my natural forgetfulness. It’s just that Hardy has a lot of direct descriptions of what the heroine thinks. And in the cinema, naturally, the action is transmitted mainly, which in this case speaks too little. Some more audacious methods would be needed here than a simple reproduction of the canvases of events, but nobody used them. I then glimpsed both the series, the film Polanski, and one more film ... it's not that, the inner world of Tess remains too closed.
Another interesting moment. Everywhere, where the author’s philosophical ideas are traced — for example, about fate, about nature and civilization, paganism and Christianity — the text seems archaic and naive. But Tess’s experiences do not perplex at all, although for contemporary Western culture they are even less relevant than the ideas listed above. The theme of the maiden "honor", which in other works seems so ridiculous, is impossible here not to be taken seriously - probably due to psychological certainty: what is important for the heroine becomes important for the reader.
So here. I turn on (practically at random) the Thomas Hardy Tess from the D'Herberville family of audiobook - and at first I get exactly what I wanted. Dress there, round dances, young girls in cute hats, etc. And then begins, gradually growing, some kind of utter tin. In general, the theme there is the same as in Goncharov's "Cliff", but presented much more painfully, the feeling is completely different.
The intensity of emotions is so strong that, having crossed the equator of the book, I begin to mentally call one character, and like a positive one, a darned gandon. Every time they say his name. And it fits so well! At some point, the book becomes as unbearable as the films of Trier. Actually, it reminds them in some places, especially the Golden Heart trilogy. And also the name Tess rhymes with the name of the heroine "Breaking the Waves" - Bess. Although it may be a coincidence, I do not even know.
In short, who would have expected that a Victorian novel, albeit a late Victorian, would be so heartbreaking. Yes, it was rather painful to read "Dombey and Son", but not so much. (However, here my outlook is not very wide, maybe otherwise I would be ready for anything.)
And the most tsimes that a year or two ago, I watched the series on this novel and absolutely do not remember anything. I only remember the feeling that it was fascinating and some bright aftertaste remained. Bright aftertaste! Ridiculous.
The cause of amnesia is not only in my natural forgetfulness. It’s just that Hardy has a lot of direct descriptions of what the heroine thinks. And in the cinema, naturally, the action is transmitted mainly, which in this case speaks too little. Some more audacious methods would be needed here than a simple reproduction of the canvases of events, but nobody used them. I then glimpsed both the series, the film Polanski, and one more film ... it's not that, the inner world of Tess remains too closed.
Another interesting moment. Everywhere, where the author’s philosophical ideas are traced — for example, about fate, about nature and civilization, paganism and Christianity — the text seems archaic and naive. But Tess’s experiences do not perplex at all, although for contemporary Western culture they are even less relevant than the ideas listed above. The theme of the maiden "honor", which in other works seems so ridiculous, is impossible here not to be taken seriously - probably due to psychological certainty: what is important for the heroine becomes important for the reader.
У записи 5 лайков,
0 репостов,
238 просмотров.
0 репостов,
238 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Маргарита Скоморох