Повесть о немытом мандарине. Недавно, читая новостную ленту,...

Повесть о немытом мандарине.

Недавно, читая новостную ленту, я наткнулся я на статью за авторством бывшего заместителя председателя правительства РФ Альфреда Коха в которой он излагает свой взгляд на блокаду, а так же прочел книгу "Блокадная этика" Сергея Ярова.

Я не могу остаться в стороне, потому что искренне содрогаюсь,
когда думаю что кто то из моих учеников примет подобную точку зрения. Обещаю не быть многословным, но умоляю: если вы уже читаете, то дочитайте до конца.

Я не из тех кто любит митинги, речи и пафосные представления приуроченные к годовщинам трагических событий. Мне всегда кажется, будто бы люди, произносящие проникновенными голосами речи на сцене, пришли сюда только для того, чтобы урвать свой собственный кусочек подвига, приобщится таким образом к чужим свершениям, а вовсе не тронуть сердца своих слушателей.
Потому, что тронуть сердце патетикой, и рисованным героизмом нельзя. Реальный героизм, это ведь не плещущиеся на ветру знамена, это не пафос как в фильме Бондарчука "Сталинград" и не истеричные порывы как в фильме Михалкова "утомленные солнцем 2".
Героизм-это прежде всего воля и ожесточенная, утомительная борьба, ради вполне человеческих ценностей. и в первую очередь за право свободно жить и работать на своей родной земле для себя и своих близких.
Борьба за все те вещи, которые каждому близки и понятны.
Как жаль что на подобных митингах так мало говорят о мотивации отдельных людей, это ведь сделало бы повествование гораздо более личным, понятным и близким слушателю.

Но есть и оборотная сторона, на фоне тех кто рисуется патриотизмом, и дутым пафосом, находятся любители блеснуть цинизмом, и "альтернативным мнением". И ежели от елейных речей мне просто неприятно, то цинизм в отношении трагедии к которой причастно так много Петербургских семей, меня выводит из себя. Сейчас уже просто высокомерно оценивать, взвешивать, судить. Легко изобличать Ленинградцев в упадке нравов как это делает Яров, или рассуждать о том стоила ли оборона Ленинграда таких жертв как это делает Кох. Но и то и другое в равной степени гадко.

Яров рассказывает о том насколько пренебрежительно первой блокадной зимой Ленинградцы относились к своей гигиене, нравственности и особенно нравственности в отношении мертвых. Говорит много и убедительно, подтверждая ссылками на документы и мемуары. Да и что спорить? Все о чем он говорил ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было. Было. Были ужасные вещи, и трупы на улицах были, и подтвержденные случаи каннибализма были, и котов всех в городе съели, и крыс, и голубей, и собак, и с мертвых одежду снимали, да! Ну и что? Что сейчас то об этом говорить? Обессиленные люди, в окруженном врагом городе, обреченные на голод были вынуждены выживать, и чтобы выжить им приходилось идти на беспрецедентные поступки! Какое там мытье рук! Ребята, да даже костяные пуговицы и кожаные ремни вываривались, для того чтобы хоть немного справиться с голодом! и это в сорокоградусный мороз, без всякого отопления! И при всем при этом школы, театры, концертные залы продолжали работать! не то что заводы! город боролся! Да, понятно что спектакли были гораздо реже обычного, актеры так же были обессилены, да понятно что работало около 10% всех школ, да, да, да... и еще тысяча да! но только представьте себе, какова должна быть воля детей, чтобы все равно ходить в школу! даже в этом аду, они верили что у них ЕСТЬ будущее, и ради него стоит сражаться! если не с врагом, то с холодом и голодом! со смертью в конце концов! и если для этого нужно на время расстаться с брезгливостью, гигиеной и даже почтением к мертвым, то пусть, потому что в будущем будет достаточно времени для скорби, если до этого будущего дожить.

А что касается чистых рук, то ребята, чистые руки еще не признак нравственности. В Будапеште есть набережная на которой стоят туфли, много-много пар, женские, детские, мужские, они стоят там, где люди с чистыми руками и лицами заставляли других людей снимать с себя одежду и обувь, и садится в баржи. в барже раздетых людей связывали чистыми руками в цепи по 40-60 человек, ставили на борт и стреляли в первого в цепи. так удавалось сэкономить уйму патронов и не особо запачкать руки, потому что первый, падая, утаскивал за собой остальных. течение Дуная унесло тысячи казненных таким способом людей. И ЭТИМ людям нужно было сдать Ленинград?

А вот блокадной зимой 41 года, под новый год, в Ленинград везли вместо хлеба грузинские мандарины, и везли их детям, на новый год. в этот голодный ледяной ад. и везли их люди с грязными от копоти и машинного масла лицами, и другие люди раздавали эти мандарины грязными ослабевшими руками, не смея присвоить их себе, и брали их детские, тоже не мытые руки, и прятали под грязную одежду, чтобы дома поделиться праздником с близкими. и там ведь их тоже вряд ли кто то мыл... только разве это главное?
Tale of unwashed mandarin.

Recently, while reading the news feed, I stumbled upon an article written by the former Deputy Prime Minister of the Russian Federation Alfred Koch in which he expresses his view of the blockade, and also read the book "Blockade ethics" by Sergey Yarov.

I can not stay away because I sincerely shudder
when I think that someone from my students will take a similar view. I promise not to be wordy, but I beg you: if you are already reading, then read to the end.

I am not one of those who love rallies, speeches and pretentious ideas dedicated to the anniversaries of tragic events. It always seems to me that people who deliver speeches on stage with penetrating voices have come here only to snatch their own piece of the feat, thus to join other people's accomplishments, and not to touch the hearts of their listeners at all.
Because it is impossible to touch the heart with pathos and painted heroism. Real heroism, it’s not banners that are splashing in the wind, it’s not pathos like in the Bondarchuk film “Stalingrad” and not hysterical impulses like in the film of Mikhalkov’s “tired by the sun 2”.
Heroism is above all a will and a fierce, tedious struggle, for the sake of completely human values. first of all, for the right to live and work freely in their native land for themselves and their loved ones.
The struggle for all those things that are close and clear to everyone.
What a pity that at such meetings they say so little about the motivation of individuals, this would make the story much more personal, understandable and close to the listener.

But there is a flip side, against the background of those who are portrayed by patriotism, and exaggerated pathos, there are fans of shining cynicism, and an "alternative opinion". And if it’s just unpleasant for me to talk about the cinema, then the cynicism about the tragedy to which so many Petersburg families have been involved infuriates me. It is now simply arrogant to evaluate, weigh, judge. It is easy to expose the people of Leningrad in demise as Yarov does, or to speculate whether the defense of Leningrad was worth such sacrifices as Koch does. But both are equally disgusting.

Yarov tells about how scornfully the first blockade in the winter Leningradians treated their hygiene, morality and especially morality in relation to the dead. He speaks a lot and convincingly, confirming with references to documents and memoirs. Yes, and what to argue? Everything he talked about was REALLY. It was. There were terrible things, and there were corpses on the streets, and there were confirmed cases of cannibalism, and they ate all the cats in the city, and rats, and pigeons, and dogs, and they took off the dead clothes, yes! So what? What now to talk about it? Exhausted people in a city surrounded by the enemy, doomed to hunger were forced to survive, and in order to survive they had to go to unprecedented acts! What is hand washing there! Guys, even the bone buttons and leather belts were digested in order to cope with a little hunger! and it is in a forty-degree frost, without any heating! And with all this, schools, theaters, concert halls continued to work! not that factories! the city fought! Yes, it is clear that the performances were much less common, the actors were also exhausted, but it is clear that about 10% of all schools worked, yes, yes, yes ... and a thousand more! But just imagine what the will of children should be in order to go to school anyway! even in this hell, they believed that they had a future, and it was worth fighting for it! if not with the enemy, then with cold and hunger! with death in the end! and if for this it is necessary for the time being to part with fastidiousness, hygiene and even reverence for the dead, then let it be, because there will be enough time for grief in the future if you live to see the future.
 
As for clean hands, guys, clean hands are not a sign of morality. In Budapest, there is an embankment on which shoes stand, lots and lots of pairs, women’s, children’s, men’s, they stand where people with clean hands and faces made other people take off their clothes and shoes and sit in barges. in the barge, undressed people were tied with clean hands in chains of 40-60 people, put on board and shot at the first in the chain. so it was possible to save a lot of ammunition and not really dirty hands, because the first, falling, dragged the others behind him. the Danube carried thousands of people executed in this way. And THESE people had to pass Leningrad?

But the blockade in the winter of 41, for the new year, instead of bread, Georgian tangerines were brought to Leningrad, and brought to their children, for the new year. to this hungry icy hell. and people were carrying them with dirty faces and soot and lube, and other people distributed these tangerines with dirty, weakened hands, not daring to appropriate them, and took their children’s hands, also not washed, and hid under dirty clothes to share a holiday with close ones. and there, after all, hardly anyone washed them either ... only is this the main thing?
У записи 26 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Шайер

Понравилось следующим людям