Ну что-ж, продолжаем знакомство с памятниками архитектуры Пиракетской Хевсуретии.
В 15 километрах от башни селения Лебаискари, в глубоком ущелье в верховьях Аргуна лежит покинутая "столица" Хевсуретии - селение Шатили.
Когда я в детстве читал поэму Важи Пшавела "Алуда Кеталаури", я часто представлял эту горную твердыню, ведь поэма так и начинается -
"В Шатиль ворвался верховой..."
Сейчас , "верховые" в Хевсуретии лишь пастухи, да редкие туристы, а вот раньше "Страна Ледников" (так с хевсурского наречия переводится название селения) притягивала множество врагов. Как внутренних, так и внешних.
И до сих пор стоят десятки башен соединенные крепостной стеной, стоят так и непокоренные , окруженные безмолвием горных хребтов.
Здесь, высоко в горах Северного Кавказа время течет незаметно. Еще 100 лет тому назад шатильцы одевались в национальные хевсурские костюмы и были наверное единственным племенем в Европе носившем щит,меч и кольчугу.
Хотя, битв вокруг селения было много, завоеватель никогда не вступал в Шатили, а в назидание нападавшим, хевсуры отрубали врагам кисти рук и вешали их на стенах своих башен и домов.
Этого старого кавказского обычая касается в своих стихах и знаменитый грузинский поэт Важа Пшавела, он описывает как отказавшегося отрубать ингушу десницу хевсурского воина изгоняют из Шатили.
Интересно, что с 1914 до 1923 года Шатиль был вообще отрезан от мира,ибо хевсуры состояли в кровной вражде одновременно, с чеченцами ( а Чечня всего в нескольких километрах), ингушами, пшавами и тушинами.
И лишь неожиданное появление отважной русской женщины - Зинаиды Рихтер ,посланницы Советской власти спасло жителей селения от голода.
В 1950-ые годы Шатили опустел, вместе с другими хевсурами, жители горной твердыни спустились на равнину, в Кахетию.
Однако, спустились не все. И несколько десятков человек по прежнему живут на своей древней земле в горах, в Новом Шатили. Новый Шатили находится рядом со старым, там современные , построенные при советской власти дома.
Однако и Старый Шатиль не забыт.Сегодня, в средневековых башнях открываются гестхаузы, ибо с каждым годом все больше и больше путешественников со всех уголков мира едут в Хевсуретию полюбоваться творениями средневековых зодчих, познакомится с традициями и обычаями удивительного хевсурского племени.
В 15 километрах от башни селения Лебаискари, в глубоком ущелье в верховьях Аргуна лежит покинутая "столица" Хевсуретии - селение Шатили.
Когда я в детстве читал поэму Важи Пшавела "Алуда Кеталаури", я часто представлял эту горную твердыню, ведь поэма так и начинается -
"В Шатиль ворвался верховой..."
Сейчас , "верховые" в Хевсуретии лишь пастухи, да редкие туристы, а вот раньше "Страна Ледников" (так с хевсурского наречия переводится название селения) притягивала множество врагов. Как внутренних, так и внешних.
И до сих пор стоят десятки башен соединенные крепостной стеной, стоят так и непокоренные , окруженные безмолвием горных хребтов.
Здесь, высоко в горах Северного Кавказа время течет незаметно. Еще 100 лет тому назад шатильцы одевались в национальные хевсурские костюмы и были наверное единственным племенем в Европе носившем щит,меч и кольчугу.
Хотя, битв вокруг селения было много, завоеватель никогда не вступал в Шатили, а в назидание нападавшим, хевсуры отрубали врагам кисти рук и вешали их на стенах своих башен и домов.
Этого старого кавказского обычая касается в своих стихах и знаменитый грузинский поэт Важа Пшавела, он описывает как отказавшегося отрубать ингушу десницу хевсурского воина изгоняют из Шатили.
Интересно, что с 1914 до 1923 года Шатиль был вообще отрезан от мира,ибо хевсуры состояли в кровной вражде одновременно, с чеченцами ( а Чечня всего в нескольких километрах), ингушами, пшавами и тушинами.
И лишь неожиданное появление отважной русской женщины - Зинаиды Рихтер ,посланницы Советской власти спасло жителей селения от голода.
В 1950-ые годы Шатили опустел, вместе с другими хевсурами, жители горной твердыни спустились на равнину, в Кахетию.
Однако, спустились не все. И несколько десятков человек по прежнему живут на своей древней земле в горах, в Новом Шатили. Новый Шатили находится рядом со старым, там современные , построенные при советской власти дома.
Однако и Старый Шатиль не забыт.Сегодня, в средневековых башнях открываются гестхаузы, ибо с каждым годом все больше и больше путешественников со всех уголков мира едут в Хевсуретию полюбоваться творениями средневековых зодчих, познакомится с традициями и обычаями удивительного хевсурского племени.
Well, well, we continue to get acquainted with the architectural monuments of Piraketka Khevsureti.
At 15 kilometers from the tower of the village of Lebaiskari, in a deep gorge in the upper Argun lies the abandoned "capital" of Khevsureti - the village of Shatili.
When I read the poem “Aluda Ketalauri” by Vazha Pshavela as a child, I often represented this mountain stronghold, because the poem begins like this
"Horsemen broke into Shatil ..."
Now, the “upper ones” in Khevsuretia are only shepherds, but rare tourists, but earlier “the Country of Glaciers” (as the name of the village is translated from Khevsurskiy) attracted many enemies. Both internal and external.
And still there are dozens of towers connected by a fortress wall, and so are the unconquered, surrounded by the silence of mountain ranges.
Here, high in the mountains of the North Caucasus, time passes unnoticed. Just 100 years ago, the Shatil people dressed in national Khevsurian costumes and were probably the only tribe in Europe who wore a shield, sword and chain mail.
Although there were many battles around the village, the conqueror never entered into Shatili, and as an aggressor to the attackers, the Khevsurs chopped off the enemy’s hands and hung them on the walls of their towers and houses.
The famous Caucasian poet Vazha Pshavela describes this old Caucasian custom in his poems; he describes how those who refused to cut off the Ingush hand of the Khevsurian warrior were driven out of Shatili.
Interestingly, from 1914 to 1923, Shatil was cut off from the world altogether, for the Khevsurs consisted of blood feuds simultaneously, with Chechens (and Chechnya just a few kilometers away), Ingushs, Pshavs and Tushins.
And only the unexpected appearance of a brave Russian woman, Zinaida Richter, a messenger of the Soviet government, saved the inhabitants of the village from starvation.
In the 1950s, Shatili became empty, along with other Khevsurs, the inhabitants of the mountain stronghold descended to the plain in Kakheti.
However, not all went down. And a few dozen people still live on their ancient land in the mountains, in New Shatili. New Shatili is located next to the old, there are modern, built under the Soviet regime at home.
However, Old Shatil is not forgotten. Today, the guesthouses open in the medieval towers, because every year more and more travelers from all over the world go to Khevsureti to admire the works of medieval architects, get acquainted with the traditions and customs of the amazing Khevsuri tribe.
At 15 kilometers from the tower of the village of Lebaiskari, in a deep gorge in the upper Argun lies the abandoned "capital" of Khevsureti - the village of Shatili.
When I read the poem “Aluda Ketalauri” by Vazha Pshavela as a child, I often represented this mountain stronghold, because the poem begins like this
"Horsemen broke into Shatil ..."
Now, the “upper ones” in Khevsuretia are only shepherds, but rare tourists, but earlier “the Country of Glaciers” (as the name of the village is translated from Khevsurskiy) attracted many enemies. Both internal and external.
And still there are dozens of towers connected by a fortress wall, and so are the unconquered, surrounded by the silence of mountain ranges.
Here, high in the mountains of the North Caucasus, time passes unnoticed. Just 100 years ago, the Shatil people dressed in national Khevsurian costumes and were probably the only tribe in Europe who wore a shield, sword and chain mail.
Although there were many battles around the village, the conqueror never entered into Shatili, and as an aggressor to the attackers, the Khevsurs chopped off the enemy’s hands and hung them on the walls of their towers and houses.
The famous Caucasian poet Vazha Pshavela describes this old Caucasian custom in his poems; he describes how those who refused to cut off the Ingush hand of the Khevsurian warrior were driven out of Shatili.
Interestingly, from 1914 to 1923, Shatil was cut off from the world altogether, for the Khevsurs consisted of blood feuds simultaneously, with Chechens (and Chechnya just a few kilometers away), Ingushs, Pshavs and Tushins.
And only the unexpected appearance of a brave Russian woman, Zinaida Richter, a messenger of the Soviet government, saved the inhabitants of the village from starvation.
In the 1950s, Shatili became empty, along with other Khevsurs, the inhabitants of the mountain stronghold descended to the plain in Kakheti.
However, not all went down. And a few dozen people still live on their ancient land in the mountains, in New Shatili. New Shatili is located next to the old, there are modern, built under the Soviet regime at home.
However, Old Shatil is not forgotten. Today, the guesthouses open in the medieval towers, because every year more and more travelers from all over the world go to Khevsureti to admire the works of medieval architects, get acquainted with the traditions and customs of the amazing Khevsuri tribe.
У записи 18 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда