История от бухарского таксиста. "Последние поданные хивинского хана"....

История от бухарского таксиста.
"Последние поданные хивинского хана".
Пока ехали из Хивы в Бухару. Таксист расспрашивал меня - кто я , что я. Это нормально , дорога -то долгая, а мои попутчики "бездуховные " - по русски не бельмеса...
И вот тут неожиданно , после стандартных вопросов и восхваления СССР, спрашивает меня таксист - чай , не немец ли я...
Ну во мне можно заподозрить даже корейского шпиона, но немца вряд ли...
Оказывается он подвозил недавно немца, похожего на меня ( "только волос светлый") . Немец был меннонитом ( это такие протестанты) и имел, согласно месту своего рождения, канадский паспорт. А в Хиве он искал кладбище немецкого кишлака Ак-Мечеть.
Тут я остановил таксиста.
-Какого -какого кишлака?
- Немецкого, -ответил таксист и рассказал удивительную историю!
После завоевания Хивы русскими войсками генерала фон Кауфмана, в 1873 году , в ханстве разрешили селится иноверцам. Естественно, с позволения самого властелина Хорезма Саид-Мухаммада- Рахим Хана.
До этого лишь немногие отважные армянские и еврейские купцы решались на визит в Хиву.
В 1880 году , после того как Российские власти решили в принудительном порядке заставить немцев -меннонитов ( живущих в Поволжье со времен Екатерины Великой) служить в армии, в среде последних зародилась странная мессианская идеи , связанные с переселением в Среднюю Азию. Якобы , междуречье Амударьи и Сырдарьи - и есть Земля Божья. Вообщем, хорошо получалось. Вроде и в святую землю переселились и от армии спасались. Да и земли в оазисах Средней Азии плодородные, что очень радовало трудолюбивых меннонитов.
И устремились десятки немецких семей в Хорезмский оазис. На повозках со всем добром и скарбом.
Хивинский хан их принял благо склонно и выделил им землю в районе кишлака Ак-Мечеть, близь столичной Хивы.
Приняв Хорезмское подданство , немцы уже были неподвластны русскому царю и могли жить вольно , платя налоги хану и спокойно дожидаясь Миссию. Занимались меннониты в основном сельским хозяйством и всяким мастерством.
Так как жили они хоть и зажиточно , но очень замкнуто, то революции они просто не заметили, и продолжали жить своим укладом . Однако революция вспомнила о них сама.
В 1935 году в Ак-Мечеть прибыл отряд НКВД. Стали уговаривать немцев создать колхоз, отменить закон божий, построить свою жизнь по общесоветским понятиям.
Те - ни в какую. Бога - не предадим!
Год уговоры продолжались. В Ташкенте совсем отчаялись, и вот в качестве последнего аргумента прислали им лично полковника НКВД из Ташкента, который должен был встретиться с немецким старостой в местной школе.
Когда полковник вошел , первое что он увидел был портрет на стене. Большой портрет мужчины восточного вида.
- Кто это? - с улыбкой поинтересовался ташкентский гость.
- Наш повелитель : Саид- Мухаммад- Рахим Хан - ответил меннонитский староста.
На этой фразе немецкий вопрос в Хорезме был решен бесповоротно.Басмачам нет места в социалистическом раю.
Часть жителей расстреляли, часть принудительно выселили в степи Казахстана.
Но кто -то успел бежать в Афганистан, а через него на Запад, в Америку.
И этот немец, клиент бухарского таксиста был внуком таки успевшего сбежать в Афганистан меннонита.
Вот такая история. В тот момент, когда сами жители Хорезма давно забыли своего хана, маленькая немецкая община продолжала хранить ему верность.
History from the Bukhara taxi driver.
"Last filed Khiva Khan".
While traveling from Khiva to Bukhara. The taxi driver asked me - who am I, what am I. This is normal, the road is long, and my fellow travelers are "spiritless" - in Russian, not belmes ...
And here, unexpectedly, after standard questions and praise of the USSR, a taxi driver asks me - tea, is it not German that I am ...
Well, even a Korean spy can be suspected of me, but the German is unlikely ...
It turns out he brought up a recently German, similar to me ("only blond hair"). The German was Mennonite (these are Protestants) and, according to the place of his birth, had a Canadian passport. And in Khiva, he was looking for a graveyard of the German village Ak-Mosque.
Then I stopped the taxi driver.
- What is the kishlak?
“German,” the taxi driver replied and told an amazing story!
After the conquest of Khiva by Russian troops of General von Kaufman, in 1873, the Khanate was allowed to settle down the Gentiles. Naturally, with the permission of the ruler of Khorezm Said-Muhammad-Rahim Khan himself.
Before that, only a few courageous Armenian and Jewish merchants decided on a visit to Khiva.
In 1880, after the Russian authorities decided to forcibly force the Germans of the Annonites (living in the Volga region from the time of Catherine the Great) to serve in the army, a strange messianic idea arose in the latter connected with the resettlement to Central Asia. Supposedly, between the rivers Amu Darya and Syr Darya is the Land of God. In general, it worked well. Like in the holy land and moved from the army fleeing. And the lands in the oases of Central Asia are fertile, which is very pleasing to the hardworking Mennonites.
And dozens of German families rushed to the Khorezm oasis. On the wagons with all the good and belongings.
Khiva Khan accepted them favorably and gave them land in the area of ​​Ak-Mosque kishlak, near the capital of Khiva.
Having accepted Khorezm citizenship, the Germans were already not subject to the Russian Tsar and could live freely, paying taxes to the Khan and quietly waiting for the Mission. Mennonites were engaged mainly in agriculture and all kinds of craftsmanship.
Although they lived prosperously, but very closed, they simply did not notice the revolutions, and continued to live in their own way. However, the revolution remembered them themselves.
In 1935 a detachment of the NKVD arrived in Ak-Mosque. They began to persuade the Germans to create a collective farm, to repeal the law of God, to build their lives according to the general Soviet concepts.
Those - in any. God - do not betray!
Year persuasion continued. In Tashkent, they were completely desperate, and now, as a final argument, they personally sent a colonel from the NKVD from Tashkent, who was to meet with the German elder in a local school.
When the colonel entered, the first thing he saw was a portrait on the wall. A large portrait of a man of eastern appearance.
- Who is it? - a Tashkent guest asked with a smile.
- Our master: Said-Muhammad-Rahim Khan - the Mennonite elder answered.
On this phrase, the German question in Khorezm was resolved irrevocably. Basmachs have no place in a socialist paradise.
Some residents were shot, some were forcibly evicted in the steppes of Kazakhstan.
But someone managed to escape to Afghanistan, and through him to the West, to America.
And this German, a client of a Bukhara taxi driver, was the grandson of a Mennonite who managed to escape to Afghanistan.
Here is a story. At that moment, when the residents of Khorezm themselves had long forgotten their Khan, the small German community continued to be loyal to him.
У записи 29 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда

Понравилось следующим людям