"Кантонисты уголовного мира". Я - историк. И люблю...

"Кантонисты уголовного мира".

Я - историк. И люблю разного рода "истории". Так получилось, что сейчас я собираю материал об очень нестандартной теме, речь об евреях-преступниках: ворах-карманниках , мошенниках, криминальных генералах советского Ленинграда. Мне интересны люди и эпоха. А эпоха ведь была непростая. Для всех народов СССР и для всех национальностей. Эпоха разрушала традиции и создавала иной, новый мир.
Особенно это характерно для сталинского времени. Рушились семьи, устои, уклад, целые народы отправлялись в ссылку...
Евреи не остались в стороне от этих процессов. Но если о евреях в ОГПУ, НКВД и "старых большевиках" известно многое, об этом написаны статьи и целые книги, то о евреях в уголовном мире известно крайне мало. О них не пишут в интернете, их биография не известна и не изучена. По вполне объяснимым причинам. Зачем? Вор есть вор. Какая разница какой он был национальности? Вероисповедание у него было одно - воровской закон и "понятия". Это его и Тора и Талмуд...
Однако, меня заинтересовало это явление. Кто они были? Как и откуда они попали в сложный и противоречивый мир "изнанки" советской действительности.
И вот общаясь с журналистами, бывшими операми, представителями уголовного мира, по крупицам набирается материал. И чем больше мне рассказывают об этих людях - Берле Горовацком, Боре "Жиде", Соломоне Рудницком по прозвищу "Момка" и других - тем больше, я понимаю, что у меня возникает устойчивая ассоциация этих воров с кантонистами - еврейскими мальчиками, которых в 19 веке забирали в царскую армию. Одной из целей властей тогда считалась ассимиляция евреев. Для этого их забирали в солдаты, учили русскому языку, рассказывали о христианской вере. Основная идея было в том, чтобы максимально "русифицировать" (и желательно крестить) этих юношей. Но в целом, этой идее не суждено было сбыться. Во всяком случае, по части вероисповедания - от обычаев своей веры большинство кантонистов не отказывалось. Однако, интегрироваться им все же пришлось. Кантонистам приходилось выживать в сложной и непонятной им среде. Воевать за неведомые им цели, учить чужой язык, принимать иную культуру. И большинство из них успешно справилось с этой задачей. Многие солдаты из кантонистов отличились в боях, заслужили ордена и награды.
В сталинское время, от веры отлучали всех - не только евреев и не только в тюрьме. Однако определенные аналогии все же приходят на ум...
Пришли 1930-ые годы. Голодное и страшное время. Каждый выживал как мог. И вот дети самых разных национальностей, а их в Ленинграде было не мало (и национальностей и детей) , подростки из коммуналок и дворов-колодцев Василевского, Лиговки и Сенной начинали воровать. Где-то украли мешок картошки, а где-то и продовольственный склад обнесли. Когда их ловили, они отправлялись в колонии для несовершеннолетних , часто в ту же Сибирь, откуда выходили через несколько лет уже профессиональными преступниками.
Среди них было немало евреев. Им приходилось очень сложно. Странные имена, акцент, а часто и плохое знание русского языка играли свою роль. Как и когда-то кантонистам им приходилось выживать в чужой среде, а впоследствии и становиться ее составной частью.
Мы никогда не узнаем подробностей их жизни, однако даже общий фон говорит о многом. Когда эти дети выросли, они в отличии от многих представителей еврейской интеллигенции - не сменили имена, фамилии и национальность в паспорте. Как и кантонисты - они верой и правдой служили "своему делу", при этом оставаясь евреями. И "дело"-то может, мягко говоря, не очень хорошее, но ведь и эпоха была другая.
Кто его знает как бы сложилась судьба известного вора- "ортодокса" Берлы, если бы он родился в другое время ?

Однако и сегодня, проходя по старому еврейскому кладбищу, у самой стены Дома омовения, многие видят странное надгробие. Памятник Берлу Вульфовичу Горовацкому. Эпитафия на котором гласит - "ЧЕЛОВЕК мудрый, скромный , правильный"...
"Cantonists of the criminal world".

I am a historian. And I love all sorts of "stories". It so happened that now I am collecting material on a very non-standard topic, a speech about Jewish criminals: thieves, pickpockets, fraudsters, criminal generals of Soviet Leningrad. I'm interested in people and times. But the epoch was not easy. For all peoples of the USSR and for all nationalities. The epoch destroyed traditions and created a new, new world.
This is especially true for Stalin's time. Families collapsed, foundations, ways of life, whole nations went into exile ...
Jews did not remain aloof from these processes. But if much is known about the Jews in the OGPU, the NKVD and the "old Bolsheviks", articles and entire books have been written about this, then very little is known about Jews in the criminal world. About them do not write on the Internet, their biography is not known and has not been studied. For obvious reasons. What for? Thief is a thief. What is the difference what nationality he was? Religion he had one thing - the thieves' law and "concepts". This is his and the Torah and the Talmud ...
However, I was interested in this phenomenon. Who were they? How and from where they got into the complex and controversial world of the "wrong side" of Soviet reality.
And talking with journalists, former operas, representatives of the criminal world, the material is gathered up bit by bit. And the more I am told about these people - Berle Gorovatsky, Bor "Gide", Solomon Rudnitsky nicknamed "Momka" and others - the more, I understand that I have a steady association of these thieves with cantonists - Jewish boys, who in 19 century taken to the royal army. One of the goals of the authorities then was assimilation of the Jews. To do this, they were taken to the soldiers, taught the Russian language, told about the Christian faith. The main idea was to “Russify” (and preferably baptize) these young men as much as possible. But in general, this idea did not come true. In any case, in terms of religion, most cantonists did not refuse the customs of their faith. However, they still had to integrate. Cantonists had to survive in a difficult and incomprehensible environment. To fight for goals unknown to them, to learn a foreign language, to adopt a different culture. And most of them successfully coped with this task. Many soldiers from cantonists distinguished themselves in battles, deserved orders and awards.
In Stalin's time, everyone was excommunicated from the faith - not only Jews and not only in prison. However, certain analogies still come to mind ...
The 1930s came. Hungry and scary time. Everyone survived as best he could. And now the children of various nationalities, and in Leningrad there were not a few of them (both nationalities and children), teenagers from communal apartments and well-yards at Vasilevsky, Ligovka and Senna began to steal. Somewhere a bag of potatoes was stolen, and somewhere a food store was surrounded. When they were caught, they were sent to juvenile colonies, often to the same Siberia, from where they went out a few years later as professional criminals.
Among them were many Jews. They had to be very difficult. Strange names, accent, and often poor knowledge of Russian language played a role. As once the cantonists they had to survive in a foreign environment, and later become its integral part.
We will never know the details of their lives, but even the general background says a lot. When these children grew up, they, unlike many members of the Jewish intelligentsia, did not change their names, surnames and nationality in the passport. Like cantonists, they faithfully served "their own business," while remaining Jews. And the "case" may, to put it mildly, not very good, but then the era was also different.
Who knows how the fate of the famous “Orthodox” thief Berla would be if he was born at another time?

However, today, passing through the old Jewish cemetery, near the very wall of the House of Ablution, many see a strange gravestone. Monument to Berl Vulfovich Gorovatsky. The epitaph which says - "MAN wise, modest, correct" ...
У записи 24 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда

Понравилось следующим людям