- Дело было еще при старом эмире, Сейид...

- Дело было еще при старом эмире, Сейид Абдул - Ахад - хане, начал свой рассказ чайханщик.

Тогда в Бухаре было много евреев, кто-то жил здесь на махалле, где и сейчас осталась старая синагога, но и по городу их тоже было не мало. Столетия , евреи были единственные неверные, которым было позволено постоянно жить в Бухаре. Армянские торговцы и индийские ростовщики получали временное разрешение - а евреи были прямо настоящими гражданами Эмирата. Однако, это обстоятельство не делало жизнь иудеев особенно простой (впрочем, кому тогда было просто жить? Это же до революции было! ). Им все время приходилось выживать, занимаясь ремеслами и торговлей. Ну отлично, подумаете вы! Торговля, тоже мне выживать! Торговец живёт явно лучше чем крестьянин! Ошибаетесь! Это ведь смотря какой крестьянин и какой торговец!
К крупной, государственной торговле евреев не подпускали, ростовщичество взяли под себя индийцы, товары из России завозили армяне и татары... Можно было, конечно, водкой торговать, но это слишком опасно. А опиум везли афганцы - тоже не подступишься особо.
Вообщем, пошли евреи к эмиру просить расширить их права в торговой деятельности. Снять все "неверные" ограничения и дать возможность заработать. Эмир, таки принял еврейскую делегацию и посоветовавшись со всякими великими визирями (которые не очень жаловали сынов Израиля) решил, снять все ограничения с еврейской общины, но при одном условии - евреи должны принять ислам.
Большая часть бухарских евреев отказалось. Однако, были и те, кто решил схитрить - внешне принять ислам, а дома соблюдать закон моисеев. Так или иначе, формально стали мусульманами около десяти процентов общины. Жить они при этом остались в еврейском квартале - махалле. Многие из них стали поставщиками двора эмира и всяких богачей, быстро обогатились и пришли к успеху. Женились эти товарищи между собой, ибо продолжали дома тайно соблюдать иудейские традиции. Однако, остальные евреи, все равно считали соплеменников предателями, да и мусульмане их не особо жаловали...

И вот грянула революция, а потом не стало и Бухарского Эмирата. Эмир, беки, все богачи бежали в Афганистан или ушли к басмачам. А пришёл Ленин и снял все ограничения на евреев. Так евреи - мусульмане потеряли всё! Их услуги были больше не нужны, ничего особенного в их статусе теперь не было. Да и сама торговля была запрещена...
Тогда они решили вернутся в иудаизм. Пришли в синагогу, а дверь закрыта. Община не принимает. Сунулись было в мечеть - но и там косо смотрят, мулла ведь знает, что это за правоверные! Так и остались евреи - мусульмане между небом и землёй. Мы в Бухаре, называем их потомков "чала" - "ни то, ни сё"...
Вон кстати, видишь мужика в красной рубашке? Он - " чала ". Только в лицо им это говорить нельзя. Обижаются.
- It was still under the old emir, Sayyid Abdul - Ahad - Khan, the tea-keeper began his story.

Then there were many Jews in Bukhara, someone lived here at the makhalla, where the old synagogue still remains, but there were not a few of them in the city too. For centuries, the Jews were the only infidels who were allowed to live permanently in Bukhara. Armenian traders and Indian moneylenders received a temporary permit - and the Jews were directly real citizens of the Emirate. However, this circumstance did not make the life of the Jews particularly simple (however, who then was just to live? It was the same before the revolution!). They had to survive all the time, doing crafts and trade. Well, fine, you think! Trade, too, I survive! The merchant lives clearly better than the peasant! You are mistaken! It depends on what kind of farmer and what merchant!
The Jews did not let the large-scale state trade, the Indians took over usury, the Armenians and Tatars imported goods from Russia ... Of course, it was possible to trade in vodka, but this was too dangerous. But the opium was carried by the Afghans - also not much of a rush.
In general, the Jews went to the emir to ask to expand their rights in trade activities. Remove all the "wrong" restrictions and give the opportunity to earn. The emir, however, accepted the Jewish delegation and, after consulting with all sorts of great viziers (who did not really complain about the sons of Israel), decided to remove all restrictions from the Jewish community, but on one condition - the Jews must convert to Islam.
Most of the Bukhara Jews refused. However, there were those who decided to cheat - outwardly accept Islam, and at home to observe the law of Moses. One way or another, about ten percent of the community became formally Muslim. At the same time, they remained living in the Jewish quarter - makhalla. Many of them became suppliers of the court of the Emir and all rich people, quickly became rich and came to success. These comrades married each other, for they continued to secretly observe Jewish traditions at home. However, the rest of the Jews still considered their fellow tribesmen to be traitors, and the Muslims didn’t particularly like them ...

And then the revolution broke out, and then the Bukhara Emirate was gone. Emir, the Beks, all the rich fled to Afghanistan or went to the Basmachis. But Lenin came and removed all restrictions on the Jews. So the Jews - the Muslims have lost everything! Their services were no longer needed, nothing special about their status now. Yes, and trade itself was banned ...
Then they decided to return to Judaism. Came to the synagogue, and the door is closed. The community does not accept. They shoved into the mosque - but even there they look askance, because the mullah knows what kind of faithful they are! So the Jews remained - Muslims between heaven and earth. We in Bukhara, call their descendants "chala" - "neither this, nor that" ...
By the way, do you see a man in a red shirt? He is the chala. Only in the face they can not say it. Offended.
У записи 10 лайков,
1 репостов,
614 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда

Понравилось следующим людям