"Если ваши мужчины трусы, — говорю, — то им надо ходить в юбке, а я одна пойду в Шатили."
Нравы хевсуров. Из воспоминаний великой советской журналистки З.Рихтер. Люблю такое. Вот где был жив дух старой школы!
Если что - 1924 год.
"Барисахо - большое селение на склоне горы. Ниже — белая в грузинском стиле церковь, выстроенная Николаем II, остов сгоревшей школы. Над всем селением возвышается квадратная башня с бойницами. Эту башню построил герой Суханавури, прославившийся своими победами над кистами. Кисты не давали житья хевсурам. Суханавури один пошел на них и возвратился с вещественным доказательством своих побед: с мешком, набитым головами убитых, среди которых была голова муллы. Кисты выкупили голову муллы у Суханавури за большие деньги. На эти деньги и выстроена башня. Вскоре после этого герой был убит кистами вследствие предательства шатильцев. С тех пор началась кровная вражда между хевсурами из Барисахо и из Шатили.
В Барисахо нас заметили. Навстречу спускается старик.
При помощи Датико я об'ясняю им зачем приехала и прошу дать мне проводника до Шатили. Мы все усаживаемся под деревом. Выясняется, что в Барисахо есть исполком, но председатель этого исполкома живет далеко в горах, и до него в сутки не дойти.
— Да вряд ли он тебе сможет помочь. Кроме печати у него ничего нет, ни одного милиционера. Мы очень рады тебе, живи у нас, но проводить тебя в Шатили не можем, так как сами туда не ходим. Шатильцы убьют и нас, и тебя.
Не возвращаться же обратно? И я решаюсь на крайнее средство.
— Если ваши мужчины трусы, — говорю, — то им надо ходить в юбке, а я одна пойду в Шатили.
Датико с большим смущением переводит мои слова. Что тут сделалось! Почтенный “ареопаг” поднялся на ноги и угрожающе зашумел. Из толпы молодежи, стоящей в стороне, выступил высокий хевсур и с гордо поднятой головой обратился ко мне. Датико переводит. Хевсур говорит, что он не может снести, чтобы руссис кали (русская женщина) думала о хевсурах, как о трусах. Недавно он убил одного шатильца, и ему нельзя показаться туда, но раз на то пошло, он согласен проводить меня, если я пойду с ним ночью.
Мы уговариваемся тронуться в путь на следующий день. Отец героя Суханавури, старик Гоготури, приглашает меня в свой дом. Дом его возле башни. Хевсурское жилище очень бедно. Снаружи, под навесом, сушатся кожи убитых животных и табак. Внутри, посреди довольно большого помещения, очаг. Вещей почти никаких нет. Кровать — деревянный ящик, в который брошена солома. Но множество медной посуды: тазы, котлы и т. п. Старуха-хозяйка у костра похожа на колдунью. Ее молодая невестка, вдова убитого героя, весело шутит под горой с милиционерами, подразнивает Датико, говоря, что он не умеет стрелять. Хевсурка держит доску — цель, а Датико стреляет. Во время выстрела хевсурка не дрогнула.
После героя Суханавури остался сын, мальчик лет 7—8. Я спрашиваю его об отце.
— Отца убили кисты. Когда мне исполнится 13 лет, я пойду и убью их."
Нравы хевсуров. Из воспоминаний великой советской журналистки З.Рихтер. Люблю такое. Вот где был жив дух старой школы!
Если что - 1924 год.
"Барисахо - большое селение на склоне горы. Ниже — белая в грузинском стиле церковь, выстроенная Николаем II, остов сгоревшей школы. Над всем селением возвышается квадратная башня с бойницами. Эту башню построил герой Суханавури, прославившийся своими победами над кистами. Кисты не давали житья хевсурам. Суханавури один пошел на них и возвратился с вещественным доказательством своих побед: с мешком, набитым головами убитых, среди которых была голова муллы. Кисты выкупили голову муллы у Суханавури за большие деньги. На эти деньги и выстроена башня. Вскоре после этого герой был убит кистами вследствие предательства шатильцев. С тех пор началась кровная вражда между хевсурами из Барисахо и из Шатили.
В Барисахо нас заметили. Навстречу спускается старик.
При помощи Датико я об'ясняю им зачем приехала и прошу дать мне проводника до Шатили. Мы все усаживаемся под деревом. Выясняется, что в Барисахо есть исполком, но председатель этого исполкома живет далеко в горах, и до него в сутки не дойти.
— Да вряд ли он тебе сможет помочь. Кроме печати у него ничего нет, ни одного милиционера. Мы очень рады тебе, живи у нас, но проводить тебя в Шатили не можем, так как сами туда не ходим. Шатильцы убьют и нас, и тебя.
Не возвращаться же обратно? И я решаюсь на крайнее средство.
— Если ваши мужчины трусы, — говорю, — то им надо ходить в юбке, а я одна пойду в Шатили.
Датико с большим смущением переводит мои слова. Что тут сделалось! Почтенный “ареопаг” поднялся на ноги и угрожающе зашумел. Из толпы молодежи, стоящей в стороне, выступил высокий хевсур и с гордо поднятой головой обратился ко мне. Датико переводит. Хевсур говорит, что он не может снести, чтобы руссис кали (русская женщина) думала о хевсурах, как о трусах. Недавно он убил одного шатильца, и ему нельзя показаться туда, но раз на то пошло, он согласен проводить меня, если я пойду с ним ночью.
Мы уговариваемся тронуться в путь на следующий день. Отец героя Суханавури, старик Гоготури, приглашает меня в свой дом. Дом его возле башни. Хевсурское жилище очень бедно. Снаружи, под навесом, сушатся кожи убитых животных и табак. Внутри, посреди довольно большого помещения, очаг. Вещей почти никаких нет. Кровать — деревянный ящик, в который брошена солома. Но множество медной посуды: тазы, котлы и т. п. Старуха-хозяйка у костра похожа на колдунью. Ее молодая невестка, вдова убитого героя, весело шутит под горой с милиционерами, подразнивает Датико, говоря, что он не умеет стрелять. Хевсурка держит доску — цель, а Датико стреляет. Во время выстрела хевсурка не дрогнула.
После героя Суханавури остался сын, мальчик лет 7—8. Я спрашиваю его об отце.
— Отца убили кисты. Когда мне исполнится 13 лет, я пойду и убью их."
“If your men are cowards,” I say, “then they need to wear a skirt, and I’ll go to Shatili alone.”
Morals Khevsurov. From the memoirs of the great Soviet journalist Z. Richter. I love that. This is where the spirit of the old school was alive!
If that - 1924.
"Barisaho is a large village on the mountainside. Below is a white Georgian-style church built by Nicholas II, the burned-out school's core. A square tower with loopholes rises over the entire village. Sukhanavuri hero, famous for his victories over cysts, towers the tower. The cysts did not live by Khevsuram. Sukhanavuri one went to them and returned with material evidence of their victories: with a bag full of the heads of those killed, among whom was the head of the mullah. ashnya. Shortly thereafter, the hero was killed due to cysts shatiltsev betrayal. Since then began a feud between Khevsurians of Barisakho from Shatili.
In Barisaho we noticed. Towards the old man coming down.
With the help of Datiko, I explain to them why I came and ask to give me a guide to Shatili. We all sit down under a tree. It turns out that there is an executive committee in Barisaho, but the chairman of this executive committee lives far in the mountains and cannot be reached in a day.
- Yes, he is unlikely to be able to help you. In addition to printing, he has nothing, not a single policeman. We are very glad to you, live with us, but we cannot take you to Shatili, since we ourselves do not go there. Shatilians will kill us and you.
Do not return back? And I decide on extreme means.
“If your men are cowards,” I say, “then they need to wear a skirt, and I’ll go to Shatili alone.”
Dachiko translates my words with great embarrassment. What happened here! The venerable “Areopagus” rose to its feet and made a threatening noise. From the crowd of young people standing aside, a tall Khevsuhr spoke out and addressed me proudly with his head raised. Datiko translates. Khevsur said that he could not tear down, so that the Russians of Kali (Russian woman) thought of Khevsurs as shorts. He recently killed one shatiltsa, and he can not seem to go there, but for that matter, he agrees to escort me if I go with him at night.
We persuade to start the next day. The father of the hero Sukhanavuri, the old man Gogoturi, invites me to his house. His house near the tower. Khevsurian dwelling is very poor. Outside, under a canopy, the skin of dead animals and tobacco are dried. Inside, in the middle of a fairly large room, hearth. There are almost no things. A bed is a wooden box in which straw is thrown. But a lot of copper utensils: pots, boilers, etc. The old hostess near the fire looks like a witch. Her young daughter-in-law, the widow of a murdered hero, jokes merrily under the mountain with the police, teasing Datiko, saying that he does not know how to shoot. Khevsurka holds the board - the goal, and Datiko shoots. During the shot Khevsurka did not flinch.
After the hero Sukhanavuri there was a son, a boy of 7-8 years old. I ask him about his father.
- Father killed cysts. When I turn 13, I will go and kill them. "
Morals Khevsurov. From the memoirs of the great Soviet journalist Z. Richter. I love that. This is where the spirit of the old school was alive!
If that - 1924.
"Barisaho is a large village on the mountainside. Below is a white Georgian-style church built by Nicholas II, the burned-out school's core. A square tower with loopholes rises over the entire village. Sukhanavuri hero, famous for his victories over cysts, towers the tower. The cysts did not live by Khevsuram. Sukhanavuri one went to them and returned with material evidence of their victories: with a bag full of the heads of those killed, among whom was the head of the mullah. ashnya. Shortly thereafter, the hero was killed due to cysts shatiltsev betrayal. Since then began a feud between Khevsurians of Barisakho from Shatili.
In Barisaho we noticed. Towards the old man coming down.
With the help of Datiko, I explain to them why I came and ask to give me a guide to Shatili. We all sit down under a tree. It turns out that there is an executive committee in Barisaho, but the chairman of this executive committee lives far in the mountains and cannot be reached in a day.
- Yes, he is unlikely to be able to help you. In addition to printing, he has nothing, not a single policeman. We are very glad to you, live with us, but we cannot take you to Shatili, since we ourselves do not go there. Shatilians will kill us and you.
Do not return back? And I decide on extreme means.
“If your men are cowards,” I say, “then they need to wear a skirt, and I’ll go to Shatili alone.”
Dachiko translates my words with great embarrassment. What happened here! The venerable “Areopagus” rose to its feet and made a threatening noise. From the crowd of young people standing aside, a tall Khevsuhr spoke out and addressed me proudly with his head raised. Datiko translates. Khevsur said that he could not tear down, so that the Russians of Kali (Russian woman) thought of Khevsurs as shorts. He recently killed one shatiltsa, and he can not seem to go there, but for that matter, he agrees to escort me if I go with him at night.
We persuade to start the next day. The father of the hero Sukhanavuri, the old man Gogoturi, invites me to his house. His house near the tower. Khevsurian dwelling is very poor. Outside, under a canopy, the skin of dead animals and tobacco are dried. Inside, in the middle of a fairly large room, hearth. There are almost no things. A bed is a wooden box in which straw is thrown. But a lot of copper utensils: pots, boilers, etc. The old hostess near the fire looks like a witch. Her young daughter-in-law, the widow of a murdered hero, jokes merrily under the mountain with the police, teasing Datiko, saying that he does not know how to shoot. Khevsurka holds the board - the goal, and Datiko shoots. During the shot Khevsurka did not flinch.
After the hero Sukhanavuri there was a son, a boy of 7-8 years old. I ask him about his father.
- Father killed cysts. When I turn 13, I will go and kill them. "
У записи 11 лайков,
0 репостов,
559 просмотров.
0 репостов,
559 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда