Поездка в "Сахарский Иерусалим" удалась.
Во многом, конечно, благодаря нашему водителю и проводнику Джемалю (не тому) из племени айт милк. Не зная ни французского, ни английского , ни фусхи - он сумел стать нашим языком и ушами.
Напомню, что мы искали самое южное еврейское местечко Африки, где уже миллионы лет евреев нет, но, типо, ещё двести лет назад было не протолкнуться.
Город Уфран (или Ифран) уютно расположившийся на краю Сахары, когда-то был центром трансафриканской торговли.
А в конце 19 века началось судоходство и прочая шляпа, вследствии чего торговля исчезла, а с ней, как водится, исчезли и евреи.
В темное средневековье местная община была была богатой и известной.
Торговали с Тимбукту, учили Тору и Талмуд, туда-сюда. Интересно, что потомки местных евреев уверены ,что был Уфран когда-то центром еврейского царства. Ложь , конечно, но любопытно.
Что ещё более любопытно, так это то, что евреи местные считались племенем! И это правда. Называли их берберы - айт-юсуф. Видимо, по имени какого-то Юсуфа. В Берберии все так - айт-брахим, айт-исса, айт-муса.
Вообщем, всё было у евреев региона хорошо. Парни пользовались заслуженным авторитетом среди соседей, под защитой тазеруальта (местной локальной династии) торговля и ремёсла шли своим чередом, приносили пару дирхамов, но...в конце 18 столетия пришёл "король шотландский безжалостный к врагам" и началось.
Король назывался Мулай Йазид. Сначала он был относительно терпим, но попав под влияние придворного колдуна Бухалласы решил поиграть в Гитлера и устроить евреям геноцид, спасти от которого общину, могла только лишь поголовная исламизация. Евреи не хотели исламизироваться. Часть ушла к туарегам на юг - их чернокожие потомки до сих кочуют по Алжиру, Мавритании и Мали, придумывая всё новые агедесские кресты. Другая часть, решила умереть,но избежать смены веры - 50 человек сгорело заживо. Третья часть временно покинула город и дождавшись смерти колдуна Бухалласы вернулась. И снова золото, рабы, ткани, выделка кож, ювелирка и конечно, страусинные перья с благовониями! А также ешивы, синагоги и прочие религиозные радости.
Последние евреи покинули Ифран в конце 1958 года. Но до недавнего времени, один местный еврей , впрочем живущий уже в Касабланке наведывался сюда и продавал разные напитки. Потом он умер. Больше евреи сюда не приезжают, но Ифран стоит и выглядит замечательно! Оазис на границе Анти-Атласа и Сахары. Еврейский район - меллах, в руинах, но сейчас власти его пытаются реставрировать. Во всяком случае, местную синагожку. Мы её посетили. А вот центральное иудейское кладбище исчезло. Местные сказали, что климат здесь такой. Не знаю. В сохранившихся еврейских домах живут афро - берберы, ну вы поняли.
Кроме еврейского вопроса, Ифран (или Уфран) интересен природой и не туристичностью. Тут живут обычные берберы из племени мжад. Очень приятные и гостеприимные, религиозные, но не фанатичные. Здесь не говорят на арабском, между собой только ташельхит - можно наслаждаться. В Ифране встречаются национальные костюмы, включая "гномьи халаты", всех расцветок и фасонов, а также моднейшие чалмы и яркие женские одежды. На стенах можно полюбоваться марсианской письменностью, она часто встречается. Ну и конечно пальмы. Они везде, и возникают неожиданно, как в сказке. Они прекрасны. Смотришь на этот райский пейзаж и понимаешь, что тянуло сюда евреев, хотя тянули их в Уфран, конечно, не пальмы.
P. S. Подрядчику Ифран тоже понравился и он подтвердил , что Ифран - не Пыталово,как предполагалось ранее. Впрочем, всё не Пыталово.
Во многом, конечно, благодаря нашему водителю и проводнику Джемалю (не тому) из племени айт милк. Не зная ни французского, ни английского , ни фусхи - он сумел стать нашим языком и ушами.
Напомню, что мы искали самое южное еврейское местечко Африки, где уже миллионы лет евреев нет, но, типо, ещё двести лет назад было не протолкнуться.
Город Уфран (или Ифран) уютно расположившийся на краю Сахары, когда-то был центром трансафриканской торговли.
А в конце 19 века началось судоходство и прочая шляпа, вследствии чего торговля исчезла, а с ней, как водится, исчезли и евреи.
В темное средневековье местная община была была богатой и известной.
Торговали с Тимбукту, учили Тору и Талмуд, туда-сюда. Интересно, что потомки местных евреев уверены ,что был Уфран когда-то центром еврейского царства. Ложь , конечно, но любопытно.
Что ещё более любопытно, так это то, что евреи местные считались племенем! И это правда. Называли их берберы - айт-юсуф. Видимо, по имени какого-то Юсуфа. В Берберии все так - айт-брахим, айт-исса, айт-муса.
Вообщем, всё было у евреев региона хорошо. Парни пользовались заслуженным авторитетом среди соседей, под защитой тазеруальта (местной локальной династии) торговля и ремёсла шли своим чередом, приносили пару дирхамов, но...в конце 18 столетия пришёл "король шотландский безжалостный к врагам" и началось.
Король назывался Мулай Йазид. Сначала он был относительно терпим, но попав под влияние придворного колдуна Бухалласы решил поиграть в Гитлера и устроить евреям геноцид, спасти от которого общину, могла только лишь поголовная исламизация. Евреи не хотели исламизироваться. Часть ушла к туарегам на юг - их чернокожие потомки до сих кочуют по Алжиру, Мавритании и Мали, придумывая всё новые агедесские кресты. Другая часть, решила умереть,но избежать смены веры - 50 человек сгорело заживо. Третья часть временно покинула город и дождавшись смерти колдуна Бухалласы вернулась. И снова золото, рабы, ткани, выделка кож, ювелирка и конечно, страусинные перья с благовониями! А также ешивы, синагоги и прочие религиозные радости.
Последние евреи покинули Ифран в конце 1958 года. Но до недавнего времени, один местный еврей , впрочем живущий уже в Касабланке наведывался сюда и продавал разные напитки. Потом он умер. Больше евреи сюда не приезжают, но Ифран стоит и выглядит замечательно! Оазис на границе Анти-Атласа и Сахары. Еврейский район - меллах, в руинах, но сейчас власти его пытаются реставрировать. Во всяком случае, местную синагожку. Мы её посетили. А вот центральное иудейское кладбище исчезло. Местные сказали, что климат здесь такой. Не знаю. В сохранившихся еврейских домах живут афро - берберы, ну вы поняли.
Кроме еврейского вопроса, Ифран (или Уфран) интересен природой и не туристичностью. Тут живут обычные берберы из племени мжад. Очень приятные и гостеприимные, религиозные, но не фанатичные. Здесь не говорят на арабском, между собой только ташельхит - можно наслаждаться. В Ифране встречаются национальные костюмы, включая "гномьи халаты", всех расцветок и фасонов, а также моднейшие чалмы и яркие женские одежды. На стенах можно полюбоваться марсианской письменностью, она часто встречается. Ну и конечно пальмы. Они везде, и возникают неожиданно, как в сказке. Они прекрасны. Смотришь на этот райский пейзаж и понимаешь, что тянуло сюда евреев, хотя тянули их в Уфран, конечно, не пальмы.
P. S. Подрядчику Ифран тоже понравился и он подтвердил , что Ифран - не Пыталово,как предполагалось ранее. Впрочем, всё не Пыталово.
Поездка в "Сахарский Иерусалим" удалась.
Во многом, конечно, благодаря нашему водителю и проводнику Джемалю (не тому) из племени айт милк. Не зная ни французского, ни английского , ни фусхи - он сумел стать нашим языком и ушами.
Напомню, что мы искали самое южное еврейское местечко Африки, где уже миллионы лет евреев нет, но, типо, ещё двести лет назад было не протолкнуться.
Город Уфран (или Ифран) уютно расположившийся на краю Сахары, когда-то был центром трансафриканской торговли.
А в конце 19 века началось судоходство и прочая шляпа, вследствии чего торговля исчезла, а с ней, как водится, исчезли и евреи.
В темное средневековье местная община была была богатой и известной.
Торговали с Тимбукту, учили Тору и Талмуд, туда-сюда. Интересно, что потомки местных евреев уверены ,что был Уфран когда-то центром еврейского царства. Ложь , конечно, но любопытно.
Что ещё более любопытно, так это то, что евреи местные считались племенем! И это правда. Называли их берберы - айт-юсуф. Видимо, по имени какого-то Юсуфа. В Берберии все так - айт-брахим, айт-исса, айт-муса.
Вообщем, всё было у евреев региона хорошо. Парни пользовались заслуженным авторитетом среди соседей, под защитой тазеруальта (местной локальной династии) торговля и ремёсла шли своим чередом, приносили пару дирхамов, но...в конце 18 столетия пришёл "король шотландский безжалостный к врагам" и началось.
Король назывался Мулай Йазид. Сначала он был относительно терпим, но попав под влияние придворного колдуна Бухалласы решил поиграть в Гитлера и устроить евреям геноцид, спасти от которого общину, могла только лишь поголовная исламизация. Евреи не хотели исламизироваться. Часть ушла к туарегам на юг - их чернокожие потомки до сих кочуют по Алжиру, Мавритании и Мали, придумывая всё новые агедесские кресты. Другая часть, решила умереть,но избежать смены веры - 50 человек сгорело заживо. Третья часть временно покинула город и дождавшись смерти колдуна Бухалласы вернулась. И снова золото, рабы, ткани, выделка кож, ювелирка и конечно, страусинные перья с благовониями! А также ешивы, синагоги и прочие религиозные радости.
Последние евреи покинули Ифран в конце 1958 года. Но до недавнего времени, один местный еврей , впрочем живущий уже в Касабланке наведывался сюда и продавал разные напитки. Потом он умер. Больше евреи сюда не приезжают, но Ифран стоит и выглядит замечательно! Оазис на границе Анти-Атласа и Сахары. Еврейский район - меллах, в руинах, но сейчас власти его пытаются реставрировать. Во всяком случае, местную синагожку. Мы её посетили. А вот центральное иудейское кладбище исчезло. Местные сказали, что климат здесь такой. Не знаю. В сохранившихся еврейских домах живут афро - берберы, ну вы поняли.
Кроме еврейского вопроса, Ифран (или Уфран) интересен природой и не туристичностью. Тут живут обычные берберы из племени мжад. Очень приятные и гостеприимные, религиозные, но не фанатичные. Здесь не говорят на арабском, между собой только ташельхит - можно наслаждаться. В Ифране встречаются национальные костюмы, включая "гномьи халаты", всех расцветок и фасонов, а также моднейшие чалмы и яркие женские одежды. На стенах можно полюбоваться марсианской письменностью, она часто встречается. Ну и конечно пальмы. Они везде, и возникают неожиданно, как в сказке. Они прекрасны. Смотришь на этот райский пейзаж и понимаешь, что тянуло сюда евреев, хотя тянули их в Уфран, конечно, не пальмы.
P. S. Подрядчику Ифран тоже понравился и он подтвердил , что Ифран - не Пыталово,как предполагалось ранее. Впрочем, всё не Пыталово.
Во многом, конечно, благодаря нашему водителю и проводнику Джемалю (не тому) из племени айт милк. Не зная ни французского, ни английского , ни фусхи - он сумел стать нашим языком и ушами.
Напомню, что мы искали самое южное еврейское местечко Африки, где уже миллионы лет евреев нет, но, типо, ещё двести лет назад было не протолкнуться.
Город Уфран (или Ифран) уютно расположившийся на краю Сахары, когда-то был центром трансафриканской торговли.
А в конце 19 века началось судоходство и прочая шляпа, вследствии чего торговля исчезла, а с ней, как водится, исчезли и евреи.
В темное средневековье местная община была была богатой и известной.
Торговали с Тимбукту, учили Тору и Талмуд, туда-сюда. Интересно, что потомки местных евреев уверены ,что был Уфран когда-то центром еврейского царства. Ложь , конечно, но любопытно.
Что ещё более любопытно, так это то, что евреи местные считались племенем! И это правда. Называли их берберы - айт-юсуф. Видимо, по имени какого-то Юсуфа. В Берберии все так - айт-брахим, айт-исса, айт-муса.
Вообщем, всё было у евреев региона хорошо. Парни пользовались заслуженным авторитетом среди соседей, под защитой тазеруальта (местной локальной династии) торговля и ремёсла шли своим чередом, приносили пару дирхамов, но...в конце 18 столетия пришёл "король шотландский безжалостный к врагам" и началось.
Король назывался Мулай Йазид. Сначала он был относительно терпим, но попав под влияние придворного колдуна Бухалласы решил поиграть в Гитлера и устроить евреям геноцид, спасти от которого общину, могла только лишь поголовная исламизация. Евреи не хотели исламизироваться. Часть ушла к туарегам на юг - их чернокожие потомки до сих кочуют по Алжиру, Мавритании и Мали, придумывая всё новые агедесские кресты. Другая часть, решила умереть,но избежать смены веры - 50 человек сгорело заживо. Третья часть временно покинула город и дождавшись смерти колдуна Бухалласы вернулась. И снова золото, рабы, ткани, выделка кож, ювелирка и конечно, страусинные перья с благовониями! А также ешивы, синагоги и прочие религиозные радости.
Последние евреи покинули Ифран в конце 1958 года. Но до недавнего времени, один местный еврей , впрочем живущий уже в Касабланке наведывался сюда и продавал разные напитки. Потом он умер. Больше евреи сюда не приезжают, но Ифран стоит и выглядит замечательно! Оазис на границе Анти-Атласа и Сахары. Еврейский район - меллах, в руинах, но сейчас власти его пытаются реставрировать. Во всяком случае, местную синагожку. Мы её посетили. А вот центральное иудейское кладбище исчезло. Местные сказали, что климат здесь такой. Не знаю. В сохранившихся еврейских домах живут афро - берберы, ну вы поняли.
Кроме еврейского вопроса, Ифран (или Уфран) интересен природой и не туристичностью. Тут живут обычные берберы из племени мжад. Очень приятные и гостеприимные, религиозные, но не фанатичные. Здесь не говорят на арабском, между собой только ташельхит - можно наслаждаться. В Ифране встречаются национальные костюмы, включая "гномьи халаты", всех расцветок и фасонов, а также моднейшие чалмы и яркие женские одежды. На стенах можно полюбоваться марсианской письменностью, она часто встречается. Ну и конечно пальмы. Они везде, и возникают неожиданно, как в сказке. Они прекрасны. Смотришь на этот райский пейзаж и понимаешь, что тянуло сюда евреев, хотя тянули их в Уфран, конечно, не пальмы.
P. S. Подрядчику Ифран тоже понравился и он подтвердил , что Ифран - не Пыталово,как предполагалось ранее. Впрочем, всё не Пыталово.
У записи 25 лайков,
0 репостов,
621 просмотров.
0 репостов,
621 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда