Давно собирался написать о рабстве в Мавритании.
Точнее о том, что я увидел, услышал и прочитал во время нашего Транссахарского вояжа.
Везде говорят, что в Мавритании рабство распространено повсеместно. Шутка ли?!
20 % населения - рабы! Сами мавританцы с этим не согласны и говорят ,что они уже всех официально освободили, а эти глупые "рабские" разговоры - происки сионистов и фашистов...
На самом деле, всё сложнее. Даже в Мавритании нет "чёрного" и "белого". Попробуем разобраться.
Сначала несколько слов, в целом, о сословном делении в регионе:
Когда в Европе мы говорим "Тридцатилетняя война" , то подразумеваем известные события в Германии 17 века закончившиеся Вестфальским миром. В Мавритании , Тридцатилетней войной (кстати, происходившей в том же самом 17 столетии) называют завоевания региона арабами из племен Бени Хассан. Именно тогда берберы потерпели сокрушительное поражение и обширные пустынные территории современной Мавритании и ЗС стали подчиняться закону воинственных арабов-хассанов.
Что же случилось с местными берберскими жителями? Рабами они не стали, но им запретили носить оружие и заниматься делами бранными.
Некоторые, не согласились с таким положением и подобно знаменитому племени Регейбат , позже заявили о своём происхождении от Пророка и объявили себя тоже, как бы, арабами. Но большинство смерилось. Тем более, что ниша оставленная арабами берберам была не так плоха. Они занялись торговлей и делами религиозными.
Сегодня, арабы с берберами в значительной степени перемешались, да и ситуация в мире изменилась, однако ещё многое напоминает об этом древнем делении.
Кроме арабов и берберов в Мавритании полно негров. И что важно негры бывают разные. Есть свободные негры Реки (с берегов Сенегала), белые, конечно, смотрят на них свысока, но то, что их предки были лично свободными играет важную роль и известны случаи браков свободных черных с Реки, с белыми женщинами-берберками.
Их можно сразу узнать по европейскому костюму (в смысле, джинсах и футболке), как правило речь идёт о народах волоф, тукулер, сонинке.
Однако, есть и иные негры. Они часто ходят одетые на мавританский манер - в моднейших синих бубу и в чалмах. Это и есть рабы или свободные потомки рабов. Интересно, что часто потомки рабов или вольноотпущенники состоят в определенной зависимости от семьи экс-патрона, но ее , конечно, сложно назвать рабством. Впрочем, есть и реальные рабы. Они часто живут в Сахаре и кочуют вместе с семьёй хозяина выполняя самую тяжёлую работу. Свои палатки они ставят отдельно. В некоторых случаях, мужчины могут использовать рабынь как наложниц.В отдельных случаях, рабам протыкают губы, чтобы во время выпаса, те не воровали козье молоко. Общей чертой для всех невольников является отсутствие свободы передвижения, они не могут по собственному желанию покидать стоянку хозяина. Ужасное положение, не правда ли?
Однако, есть много "НО".
Во первых, сами рабы ,часто, смотрят на свою участь по иному, видя в этом волю Аллаха, они считают себя частью клана своего хозяина и зачастую гордятся своим положением. Польский исследователь Анна Ковальска- Левицка отмечает, что в некоторых случаях, ей, рабами представлялись вольноотпущенники. Почему? Потому что быть рабом в важной и сильной семье - почётно и пристижно.
Что же говорят белые мавры- хозяева по этому поводу? Во первых, что рабство давно отменили. Это правда. Но сила этого закона в реале не очень работает. Прежде всего потому ,что рабы сами не хотят отменяться. И об этом нам тоже сообщали. Типо, мой дед ему верблюда дал, кормил - зачем ему уходить?А главное - куда?
Второй момент. Сильнейший удар по рабству нанесла...нет, не организация Хьюман Райтс Вотч, а засуха. Начиная с 1990-ых годов в и без того небогатой водными ресурсами стране свирепствует засуха и как следствие - голод. Самим белым есть нечего, а тут ещё эти... Так рабы оказались лишним ртом. Что с ними делать-то? Не солить же? Вот и стали освобождать рабов, мол, всем спасибо, все свободны. А куда им идти? Вообщем, тоже трагедия. Самые хитрые белые мавры посылают своих рабов, на правах вольноотпущенников, в города - Нуакшот и Нуадибу. Те трудятся на всяких штуках ,типо, шиномонтажа и порта , а деньги посылают своим патронам в пустыню. Но это всё же редкость. Обычно, экс-рабы пополняют собой и так насыщенные нищими и бездомными улицы мавританских городов.
Часто можно услышать, что в Мавритании очень просто отличить раба от свободного, но это не так. Я уже писал, что не каждый негр в бубе - раб. Он может быть и чиновником и офицером и мусульманским проповедником. Его цвет кожи говорит нам лишь о его прошлом, а никак не о настоящем. Например, нашими проводниками по Мавритании были чернокожие. Они пользовались всеобщим уважением , держались очень гордо и знали наизусть Коран (в последнем, мы не раз убедились). Я предполагаю, что они потомки рабов берберских -марабутов, религиозных деятелей, и автоматически, относятся к клану экс-патрона их предков. Кстати, именно за счёт этой клановой системы чернокожие потомки рабов получают многие хорошие должности. Они выступают как часть берберского или арабского кланов и на этих правах могут получить ту или иную хорошую работу.
Вот такая история. Есть рабы в Мавритании? Есть. Но всё гораздо сложнее, чем представляется из благополучной Европы.
Точнее о том, что я увидел, услышал и прочитал во время нашего Транссахарского вояжа.
Везде говорят, что в Мавритании рабство распространено повсеместно. Шутка ли?!
20 % населения - рабы! Сами мавританцы с этим не согласны и говорят ,что они уже всех официально освободили, а эти глупые "рабские" разговоры - происки сионистов и фашистов...
На самом деле, всё сложнее. Даже в Мавритании нет "чёрного" и "белого". Попробуем разобраться.
Сначала несколько слов, в целом, о сословном делении в регионе:
Когда в Европе мы говорим "Тридцатилетняя война" , то подразумеваем известные события в Германии 17 века закончившиеся Вестфальским миром. В Мавритании , Тридцатилетней войной (кстати, происходившей в том же самом 17 столетии) называют завоевания региона арабами из племен Бени Хассан. Именно тогда берберы потерпели сокрушительное поражение и обширные пустынные территории современной Мавритании и ЗС стали подчиняться закону воинственных арабов-хассанов.
Что же случилось с местными берберскими жителями? Рабами они не стали, но им запретили носить оружие и заниматься делами бранными.
Некоторые, не согласились с таким положением и подобно знаменитому племени Регейбат , позже заявили о своём происхождении от Пророка и объявили себя тоже, как бы, арабами. Но большинство смерилось. Тем более, что ниша оставленная арабами берберам была не так плоха. Они занялись торговлей и делами религиозными.
Сегодня, арабы с берберами в значительной степени перемешались, да и ситуация в мире изменилась, однако ещё многое напоминает об этом древнем делении.
Кроме арабов и берберов в Мавритании полно негров. И что важно негры бывают разные. Есть свободные негры Реки (с берегов Сенегала), белые, конечно, смотрят на них свысока, но то, что их предки были лично свободными играет важную роль и известны случаи браков свободных черных с Реки, с белыми женщинами-берберками.
Их можно сразу узнать по европейскому костюму (в смысле, джинсах и футболке), как правило речь идёт о народах волоф, тукулер, сонинке.
Однако, есть и иные негры. Они часто ходят одетые на мавританский манер - в моднейших синих бубу и в чалмах. Это и есть рабы или свободные потомки рабов. Интересно, что часто потомки рабов или вольноотпущенники состоят в определенной зависимости от семьи экс-патрона, но ее , конечно, сложно назвать рабством. Впрочем, есть и реальные рабы. Они часто живут в Сахаре и кочуют вместе с семьёй хозяина выполняя самую тяжёлую работу. Свои палатки они ставят отдельно. В некоторых случаях, мужчины могут использовать рабынь как наложниц.В отдельных случаях, рабам протыкают губы, чтобы во время выпаса, те не воровали козье молоко. Общей чертой для всех невольников является отсутствие свободы передвижения, они не могут по собственному желанию покидать стоянку хозяина. Ужасное положение, не правда ли?
Однако, есть много "НО".
Во первых, сами рабы ,часто, смотрят на свою участь по иному, видя в этом волю Аллаха, они считают себя частью клана своего хозяина и зачастую гордятся своим положением. Польский исследователь Анна Ковальска- Левицка отмечает, что в некоторых случаях, ей, рабами представлялись вольноотпущенники. Почему? Потому что быть рабом в важной и сильной семье - почётно и пристижно.
Что же говорят белые мавры- хозяева по этому поводу? Во первых, что рабство давно отменили. Это правда. Но сила этого закона в реале не очень работает. Прежде всего потому ,что рабы сами не хотят отменяться. И об этом нам тоже сообщали. Типо, мой дед ему верблюда дал, кормил - зачем ему уходить?А главное - куда?
Второй момент. Сильнейший удар по рабству нанесла...нет, не организация Хьюман Райтс Вотч, а засуха. Начиная с 1990-ых годов в и без того небогатой водными ресурсами стране свирепствует засуха и как следствие - голод. Самим белым есть нечего, а тут ещё эти... Так рабы оказались лишним ртом. Что с ними делать-то? Не солить же? Вот и стали освобождать рабов, мол, всем спасибо, все свободны. А куда им идти? Вообщем, тоже трагедия. Самые хитрые белые мавры посылают своих рабов, на правах вольноотпущенников, в города - Нуакшот и Нуадибу. Те трудятся на всяких штуках ,типо, шиномонтажа и порта , а деньги посылают своим патронам в пустыню. Но это всё же редкость. Обычно, экс-рабы пополняют собой и так насыщенные нищими и бездомными улицы мавританских городов.
Часто можно услышать, что в Мавритании очень просто отличить раба от свободного, но это не так. Я уже писал, что не каждый негр в бубе - раб. Он может быть и чиновником и офицером и мусульманским проповедником. Его цвет кожи говорит нам лишь о его прошлом, а никак не о настоящем. Например, нашими проводниками по Мавритании были чернокожие. Они пользовались всеобщим уважением , держались очень гордо и знали наизусть Коран (в последнем, мы не раз убедились). Я предполагаю, что они потомки рабов берберских -марабутов, религиозных деятелей, и автоматически, относятся к клану экс-патрона их предков. Кстати, именно за счёт этой клановой системы чернокожие потомки рабов получают многие хорошие должности. Они выступают как часть берберского или арабского кланов и на этих правах могут получить ту или иную хорошую работу.
Вот такая история. Есть рабы в Мавритании? Есть. Но всё гораздо сложнее, чем представляется из благополучной Европы.
Long wanted to write about slavery in Mauritania.
More precisely, what I saw, heard and read during our Transsahar voyage.
Everywhere they say that slavery is widespread in Mauritania. Is it a joke ?!
20% of the population are slaves! The Mauritanians themselves do not agree with this and say that they have already officially released everyone, and these silly "slave" conversations are the machinations of the Zionists and the fascists ...
In fact, everything is more complicated. Even in Mauritania there is no “black” and “white”. Let's try to figure it out.
First, a few words, in general, about the estate division in the region:
When in Europe we say "Thirty Years War", we mean the famous events in Germany of the 17th century ending in the Peace of Westphalia. In Mauritania, the Thirty Years War (incidentally, which took place in the same 17th century) is called the conquest of the region by the Arabs from the tribes of Beni Hassan. It was then that the Berbers suffered a crushing defeat and the vast desert territories of modern Mauritania and the AP began to obey the law of the militant Arab Hassans.
What happened to the local Berber residents? Slaves, they did not, but they were forbidden to carry weapons and do business expletive.
Some, did not agree with this situation and, like the famous tribe of Regebat, later declared their origin from the Prophet and declared themselves too, as it were, Arabs. But the majority was measured. Moreover, the niche left by the Arabs to the Berbers was not so bad. They engaged in trade and religious affairs.
Today, the Arabs with the Berbers are largely mixed up, and the situation in the world has changed, but much more is reminiscent of this ancient division.
In addition to the Arabs and Berbers in Mauritania is full of blacks. And what is important there are different negros. There are free Blacks of the River (from the banks of Senegal), whites, of course, look down on them, but the fact that their ancestors were personally free plays an important role and there are cases of marriages of free blacks from the River, with white Berber women.
They can be immediately recognized by the European costume (in the sense of jeans and a T-shirt), as a rule, we are talking about Wolof peoples, tukulera, soninke.
However, there are other blacks. They often walk dressed in Moorish manners - in the most fashionable blue bubas and in turbans. These are slaves or free descendants of slaves. It is interesting that often the descendants of slaves or freedmen consist in a certain dependence on the family of the ex-patron, but it is, of course, difficult to call it slavery. However, there are real slaves. They often live in the Sahara and wander with the host family doing the hardest work. They set their tents separately. In some cases, men can use slaves as concubines. In some cases, slaves are pierced their lips so that they do not steal goat's milk during grazing. A common feature for all slaves is the lack of freedom of movement; they cannot, at their own will, leave the master's station. Awful, isn't it?
However, there are many "BUT".
First, the slaves themselves, often, look at their fate differently, seeing in this the will of Allah, they consider themselves part of the clan of their master and often take pride in their position. Polish researcher Anna Kowalska-Levitska notes that in some cases, she was freed slaves. Why? Because to be a slave in an important and strong family is honorable and prestigious.
What do the White Moors say about this? First, that slavery has long been abolished. It's true. But the force of this law in real life does not work very well. First of all, because the slaves themselves do not want to be abolished. And we were also informed about this. Tipo, my grandfather gave him a camel, fed him - why should he leave? And most importantly - where?
Second moment. The strongest blow to slavery was dealt ... no, not by the organization of Human Rights Watch, but by drought. Since the 1990s, drought has already been rampant in an already poor country with water resources and, as a result, famine. White himself has nothing, and then there is this ... So the slaves turned out to be more than a mouth. What to do with them? Do not salt? So they began to free the slaves, thanks to everyone, everyone is free. And where should they go? In general, also a tragedy. The most cunning white Moors send their slaves, as freedmen, to the cities of Nouakchott and Nouadhibou. Those are working on all sorts of things, Tipo, tire and port, and the money sent to their patrons in the desert. But it is still a rarity. Usually, ex-slaves replenish the streets of Moorish cities saturated with beggars and homeless people.
You can often hear that in Mauritania it is very easy to distinguish a slave from a free slave, but this is not so. I have already said that not every black man in Buba - slave. He can be both an official and an officer and a Muslim preacher. His skin color tells us only about his past, and not about the present. For example, black people were our guides to Mauritania. They enjoyed universal respect, held themselves very proud and knew the Koran by heart (in the latter, we were convinced more than once). I assume that they are descendants of the Berber slaves, marabuts, religious figures, and automatically belong to the clan of the ex-patron of their ancestors. By the way, it is due to this clan system blacks
More precisely, what I saw, heard and read during our Transsahar voyage.
Everywhere they say that slavery is widespread in Mauritania. Is it a joke ?!
20% of the population are slaves! The Mauritanians themselves do not agree with this and say that they have already officially released everyone, and these silly "slave" conversations are the machinations of the Zionists and the fascists ...
In fact, everything is more complicated. Even in Mauritania there is no “black” and “white”. Let's try to figure it out.
First, a few words, in general, about the estate division in the region:
When in Europe we say "Thirty Years War", we mean the famous events in Germany of the 17th century ending in the Peace of Westphalia. In Mauritania, the Thirty Years War (incidentally, which took place in the same 17th century) is called the conquest of the region by the Arabs from the tribes of Beni Hassan. It was then that the Berbers suffered a crushing defeat and the vast desert territories of modern Mauritania and the AP began to obey the law of the militant Arab Hassans.
What happened to the local Berber residents? Slaves, they did not, but they were forbidden to carry weapons and do business expletive.
Some, did not agree with this situation and, like the famous tribe of Regebat, later declared their origin from the Prophet and declared themselves too, as it were, Arabs. But the majority was measured. Moreover, the niche left by the Arabs to the Berbers was not so bad. They engaged in trade and religious affairs.
Today, the Arabs with the Berbers are largely mixed up, and the situation in the world has changed, but much more is reminiscent of this ancient division.
In addition to the Arabs and Berbers in Mauritania is full of blacks. And what is important there are different negros. There are free Blacks of the River (from the banks of Senegal), whites, of course, look down on them, but the fact that their ancestors were personally free plays an important role and there are cases of marriages of free blacks from the River, with white Berber women.
They can be immediately recognized by the European costume (in the sense of jeans and a T-shirt), as a rule, we are talking about Wolof peoples, tukulera, soninke.
However, there are other blacks. They often walk dressed in Moorish manners - in the most fashionable blue bubas and in turbans. These are slaves or free descendants of slaves. It is interesting that often the descendants of slaves or freedmen consist in a certain dependence on the family of the ex-patron, but it is, of course, difficult to call it slavery. However, there are real slaves. They often live in the Sahara and wander with the host family doing the hardest work. They set their tents separately. In some cases, men can use slaves as concubines. In some cases, slaves are pierced their lips so that they do not steal goat's milk during grazing. A common feature for all slaves is the lack of freedom of movement; they cannot, at their own will, leave the master's station. Awful, isn't it?
However, there are many "BUT".
First, the slaves themselves, often, look at their fate differently, seeing in this the will of Allah, they consider themselves part of the clan of their master and often take pride in their position. Polish researcher Anna Kowalska-Levitska notes that in some cases, she was freed slaves. Why? Because to be a slave in an important and strong family is honorable and prestigious.
What do the White Moors say about this? First, that slavery has long been abolished. It's true. But the force of this law in real life does not work very well. First of all, because the slaves themselves do not want to be abolished. And we were also informed about this. Tipo, my grandfather gave him a camel, fed him - why should he leave? And most importantly - where?
Second moment. The strongest blow to slavery was dealt ... no, not by the organization of Human Rights Watch, but by drought. Since the 1990s, drought has already been rampant in an already poor country with water resources and, as a result, famine. White himself has nothing, and then there is this ... So the slaves turned out to be more than a mouth. What to do with them? Do not salt? So they began to free the slaves, thanks to everyone, everyone is free. And where should they go? In general, also a tragedy. The most cunning white Moors send their slaves, as freedmen, to the cities of Nouakchott and Nouadhibou. Those are working on all sorts of things, Tipo, tire and port, and the money sent to their patrons in the desert. But it is still a rarity. Usually, ex-slaves replenish the streets of Moorish cities saturated with beggars and homeless people.
You can often hear that in Mauritania it is very easy to distinguish a slave from a free slave, but this is not so. I have already said that not every black man in Buba - slave. He can be both an official and an officer and a Muslim preacher. His skin color tells us only about his past, and not about the present. For example, black people were our guides to Mauritania. They enjoyed universal respect, held themselves very proud and knew the Koran by heart (in the latter, we were convinced more than once). I assume that they are descendants of the Berber slaves, marabuts, religious figures, and automatically belong to the clan of the ex-patron of their ancestors. By the way, it is due to this clan system blacks
У записи 27 лайков,
2 репостов,
901 просмотров.
2 репостов,
901 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Леонид Ланда