Меня всегда пугала картина Франциско Гойя, на которой...

Меня всегда пугала картина Франциско Гойя, на которой изображен античный титан Сатурн, пожирающий детей (олимпийских богов). Очень часто в разных фильмах про маньяков-каннибалов произведение обязательно висит у них где-нибудь на стене или хранится еще в каком-нибудь месте. Архетип очень простой: время съедает все.

Согласно одной из популярных интерпретаций, каннибализм в лице Сатурна олицетворяет банальную любовь. Короче, мужик жрал своих детей исключительно из сострадания, то есть съедал не их плотскую оболочку, а больше поглощал различные грехи и прочее. Вот такая любовь мрачных времен.

Если это действительно олицетворяет любовь, то конечно шла бы на три буквы такая любовь и те, кто ее воллощает.
I was always frightened by the painting by Francisco Goya, which depicts the antique titan Saturn, devouring children (Olympic gods). Very often, in different films about cannibal maniacs, the work necessarily hangs somewhere on the wall or is stored in some other place. The archetype is very simple: time eats up everything.

According to one popular interpretation, cannibalism in the face of Saturn personifies banal love. In short, the peasant devoured his children solely out of compassion, that is, he ate not their carnal shell, but rather absorbed various sins and so on. Such is the love of dark times.

If this truly personifies love, then of course such love and those who embodies it would go on three letters.
У записи 70 лайков,
0 репостов,
3284 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петренчук

Понравилось следующим людям