Лаборде вначале тянется-тянется-тянется невозможно бесконечно, а потом -...

Лаборде вначале тянется-тянется-тянется невозможно бесконечно, а потом - раз! - и закончился.
Говорят, с жизнью то же самое.

Выход из дома - это практически выход в открытый космос: собираешься с духом, задерживаешь дыхание, ныряешь в пылающую жару. Улицы теоретически разноцветные, но кажется, что чисто белые - настолько они раскалены. Жар охватывает так безжалостно, что ощущения примерно как прыгать в прорубь в минус восемнадцать, только наоборот. Прогноз погоды узнаешь с чувством обреченности, потому что каждый день обещает быть ещё чуть более жарким, хотя ещё в понедельник казалось, что хуже уже некуда.

От жары, эмоционального перегруза и мате почти никто не может спать дольше трех часов.
А Таечка в следующий раз будет жить где-нибудь в другом месте и там всех раздражать своим спящим по шесть часов подряд видом.

"Забудьте про завтра: сейчас или никогда, всё или ничего!"
Локуторы гениальны: какой выразительностью подачи надо обладать, чтобы по десять раз за ночь повторять довольно банальные слова, а нас все равно каждый раз обсыпает мурашками.
Возможно все дело в том, что для аспирантов это чистая правда.

Пыль патио, где проходят пеньи, к утру насквозь пропитывает даже флажки, висящие над головами, я не говорю уже об одежде и лёгких у танцоров.

Я всем угрожала на уроках по фирмесе, что в Аргентине не сработает формальный подход, если хочешь избежать положенных по сценарию объятий и поцелуя. А сама попалась!
А потому что надо вкладывать душу, а не просто делать вид, что прячешься.

Мы уже который день пытаемся понять, что хуже: когда посередине инфернально жаркого дня отключают воду, или жизнь без электричества в местной ночи.
Живя в городе как-то забываешь какой кромешной бывает тьма в деревне, где отключили свет, а новая луна ещё не родилась. Дорогу до дома освещают только звезды и светлячки, и в практическом смысле справляются из рук вон плохо, зато красиво до невозможности.

В этой темноте литораленьские мотивы почти шёпотом на аккордеоне от одинокого персонажа на скамейке в скверике кажутся неотъемлемой частью пейзажа.

И столь же уместным кажется наш с Викой урок по чамаме в восемь утра после пеньи на обочине дороги рядом с флегматичными местными коровами. Коровы взирают на это с такой невозмутимостью, словно у них тут каждый день кто-нибудь отплясывает.

А потом мы все-таки приходим домой, а там вернувшаяся после урока по маламбо Саша открывает банки с тунцом одним взглядом, почти без помощи тупого складного ножичка.

А сегодня ночью тем же "взглядом маламбо" финалисты на сцене будут поднимать всю площадь. У них был год (и вся жизнь) на то, чтобы подготовиться к этому моменту. И теперь не верится, что завтра все будет кончено.
Так что забудьте про завтра: сейчас или никогда! Всё или ничего!
Laborde at first stretches, stretches, stretches impossible endlessly, and then - once! - and ended.
They say life is the same.

Going out of the house is practically a way out into outer space: you are going with the spirit, holding your breath, diving into the burning heat. The streets are theoretically multicolored, but it seems that they are pure white — they are so red hot. The fever covers so mercilessly that it feels like about jumping into a hole in minus eighteen, just the opposite. You will know the weather forecast with a sense of doom, because every day promises to be a little more hot, although even on Monday it seemed that there was no place worse.

From heat, emotional overload and mate almost no one can sleep for more than three hours.
Next time, Taechka will live somewhere else and annoy everyone with her sleeping for six hours in a row.

"Forget about tomorrow: now or never, all or nothing!"
The locators are brilliant: what expressiveness of the pitch must be possessed in order to repeat rather banal words ten times a night, but we are still spattered every time.
Perhaps the thing is that for graduate students this is true.

The dust of the patio, where the stubs pass, by the morning soaks even the flags hanging over the heads; I’m not even talking about the clothes and the lungs of the dancers.

I threatened everybody in the lessons on the firm that in Argentina a formal approach would not work if you want to avoid the embraced and kissed script. And she got caught!
And because it is necessary to invest the soul, and not just pretend that you are hiding.

Every day we have been trying to understand what is worse: when in the middle of an infernal hot day water is turned off, or life without electricity in the local night.
While living in a city you somehow forget what pitch darkness is in a village where the lights were turned off and a new moon has not yet been born. Only stars and fireflies illuminate the road to the house, and in a practical sense they cope very badly, but it is beautiful to the point of impossibility.

In this darkness, the littoral motifs almost whisper on the accordion from a lonely character on a bench in a public garden seem to be an integral part of the landscape.

And our lesson with Vika on chamame seems to be just as appropriate at eight in the morning after staying on the side of the road next to phlegmatic local cows. The cows stare at it with such calmness, as if someone is dancing here every day.

And then we still come home, and there Sasha, who had returned after a lesson in Malambo, opens the cans with tuna at a glance, almost without the help of a blunt folding knife.

And tonight, with the same "look of malambo", the finalists on the stage will raise the whole area. They had a year (and their whole life) to prepare for this moment. And now I can not believe that tomorrow everything will be over.
So forget about tomorrow: now or never! All or nothing!
У записи 29 лайков,
1 репостов,
733 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Сычева

Понравилось следующим людям