Объем осознаваемого/неосознаваемого в психике Если мое предположение о...

Объем осознаваемого/неосознаваемого в психике
Если мое предположение о том, что в ряде измененных состояний сознания мы способны видеть некоторые компоненты наших неосознаваемых процессов, верно (а я совершенно уверен, что это так), то хорошо бы хотя бы предварительно, хотя бы качественно оценить объем тех неосознаваемых процессов, которые могут быть нами гипотетически наблюдаемы.

Конечно, задача полного топографического описания условного пространства неосознаваемой психики еще ждет своих пытливых исследователей, но первые предположения можно сделать и сейчас. Сразу возникает вопрос – а во всех ли формах измененных состояний сознания мы можем видеть именно рабочие механизмы сознания или иных психических процессов, которые обычно нами не осознаются? Ведь может быть такое, что в некоторых их этих состояний мы видим измененными просто само содержание сознания которое нам видно в обычных состояниях (образы, мысли, слова и их значения, эмоциональные переживания и др.), а не его скрытые структуры? Это действительно так. Но далеко не во всех случаях. В целом, если окинуть взглядом перечисленные мной ранее типы состояний измененного сознания, могу сказать, что в целом ряде из них мы способны видеть именно скрытые от нас ранее структуры и механизмы, помимо измененного содержания сознания. Пару примеров.

Во время проведения сеансов хорошо известной в медицине процедуры биологической обратной связи, человеку бывает необходимо учиться, например, влиять на ритм собственного сердца (зачастую успешно) или же мысленно менять интенсивность кровотока в отдельных частях своего тела. Обычно мы не способны делать это, хоть это и постоянно происходит в нашем теле не произвольно, под воздействием различных факторов, в том числе и неосознаваемых психических процессов. Т.е. мы, по сути, сознательно внутри себя учимся делать внутри себя такие специфические ментальные «движения», которые ранее происходили только при участии неосознаваемых компонентов психики. Или же еще пример, посложнее – в некоторых буддийских практиках медитации адепты учатся, по сути, практике деконструкции целостного и многокомпонентного процесса построения сложных зрительных образов, т.е. процесса восприятия. Постепенно они начинают видеть процессы достраивания отдельных ощущаемых зрительных контуров чего-либо до видения целостного объекта, процесса достраивания видения отдельных точек поверхности этого же объекта до видения целостной е непрерывно длящейся его текстуры и т.д. Этот сложнейший процесс построения зрительных образов окружающих нас объектов всегда в норме протекает субъективно практически мгновенно и только неосознанно. И тем не менее, сам этот процесс после длительных и изнурительных тренировок также возможно увидеть. Это крайне важно.

У внимательного и вдумчивого читателя также может возникнуть вопрос – а что вообще происходит с неосознаваемыми структурами и процессами нашей психики после того, как измененное состояние сознания прошло и они нами больше не наблюдаются. В вдруг все это видимое было всего лишь таким специфическим эпифеноменом, растворяющимся без следа и остатка в безднах психики и нигде больше не существующим после того, как мы его уже не наблюдаем. Формально такая позиция имеет право на существование, но мне она представляется вариантом гносеологического солипсизма, в применении к данной области, т.е. ее можно было бы назвать психическим солипсизмом. Эта позиция должна быть отброшена, т.к. неизбежно ведет к отрицанию полноты и сложности внутреннего мира и природы человеческого существа, сводя по сути модель сознания к метафоре сознания-экрана, на котором неким магическим образом отображается все что мы видим в нашем сознании, но за пределами которого нет ничего – никаких структур, обеспечивающих это видение, а возможно и самого внешнего мира как такового. Мне это представляется идеологически неприемлемой позицией.

#сознание #бессознательное #психический_солипсизм #consciousness #unconscious #mental_solipsism

Иллюстрация – применение метода биологической обратной связи. Человек учится менять ритмы своего головного мозга. С помощью метода можно проводить терапию целого ряда неврологических расстройств, расстройств внимания, тревожности, депрессии и др.
0
У записи 6 лайков,
0 репостов,
277 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Моторин

Понравилось следующим людям