14. Ощущение самоочевидности содержания сознания (IV) (о способности...

14. Ощущение самоочевидности содержания сознания (IV)
(о способности удивляться, Декарте и о 8-м марта)
Немного разовью мысль о возрастных изменениях наших базовых установок при восприятии окружающего мира. По мере взросления, в неосознаваемых областях психики накапливаются и уточняются наборы программ автоматического выполнения различных деятельностей, которые мы осваиваем в течении жизни, а сверху от плоскости осознания – в сознании – все это сопровождается ощущением самоочевидности содержания сознания. Примерно так же работают (и их характер отображается в сознании) автоматизмы, коммуникативные программы, стереотипы, установки, шаблоны, клише и т.п. Сталкиваясь с уже знакомым, будь то ландшафт, человек, вещь или идея, неосознаваемое посылает в сознание сигнал о том, что данная деятельность уже выполнялась ранее, данный человек знаком, понятен и предсказуем, а данное место, в котором находится субъект, обжито и безопасно. Но все это не всплывает в сознание. А в сознание всплывает другое – специфическая окрашенность всего его содержания, такая окрашенность, которая субъективно вызывает у нас ощущение привычности воспринимаемого и, что более важно (и даже принципиально) – ощущение некритического приема любой информации из окружающей среды. Это не значит что внутри ситуации мы не способны задаваться вопросами, буквально ли – адресованным окружающим людям, например, или же уточнять какие-то параметры ситуации, ее контекста, особенности места и т.д. Но это значит, что мы в целом принимаем информацию из такой среды как надежную и релевантную, такую, которой можно верить.

Соответственно, с годами, по мере взросления и планомерного успешного освоения различных видов деятельности, стабилизации своего социального окружения и уменьшения темпов роста числа новых знакомых, а также стабилизации предметного окружения (привычный ландшафт, дом, обстановка и т.п.), это фоновое ощущение самоочевидности содержаний сознания нормального человека постепенно становится одной их доминант механизмов его работы. Структура сознания стабилизируется, даже при возможном сохранении большого разнообразия его предметных содержаний, т.е. тех конкретных людей, вещей и событий, которые мы наблюдаем в течении жизни. Но мимолетные состояния вроде бы беспредметного удивления посещают человека все реже и реже.

Подчеркну – эта особенность информации ни в коей мере не отражается в сознании непосредственно, но при этом накладывается как бы на все содержание сознания. Очень интересная ее особенность состоит в том, что этот маркер сознания в принципе может быть наложен на любое его конкретное содержание. Т.е., в каком бы необычном состоянии сознания мы ни находились и что бы мы в нем не наблюдали, вполне возможно, что на любое такое содержание сознания у нас может накладываться этот маркер его самоочевидности для субъекта сознания. В принципе, мы все что угодно из видимого нами в сознании можем воспринимать как самоочевидное и не подвергаемое сомнению. И это важно.

Постараюсь более четко определить рассматриваемое понятие – Ощущение самоочевидности содержания сознания (ОССС). Оно сильно пригодится в будущем. Буду понимать под ним специфическое своеобразие содержания сознания (или маркер содержания сознания), которое не связано непосредственно с любым содержанием, отображаемым в сознании. Своеобразие этой окрашенности содержания сознания заключается главным образом в некритическом восприятии/наблюдении субъектом этого содержания. Содержание сознания принимается субъектом сознания как релевантное, надежное и достаточно точное отображение действительности.

И эта особенность нашего сознания весьма важна не только для работы нашего сознания, и психики в целом, но также играет и значимую роль в истории человеческой мысли. С одной стороны, как я уже написал выше, ощущение очевидности, кажущейся ясности и непротиворечивости содержания сознания является мощным бастионом на фронтире между нашей психикой и отображаемым ей, противостоящим нам миром. С другой, оно также является и краеугольным камнем ряда философских систем, оказавших значимое влияние на развитие цивилизации.

Известное декартовское «Cogito, ergo sum» является ярким и значимым примером использования работы этого компонента механизма человеческого сознания в целях обоснования всеобъемлющей гносеологической доктрины Декарта. Эта формула признается основанием чуть ли не всего рационалистического взгляда западной философии нового времени. Но так ли прочен фундамент?

Конечно, было бы смешно пытаться поставить под сомнение формулу, развитию и критике которой и вытекающей из нее системы посвящен несчислимый ряд работ последователей и противников, и которая оказала влияние на философские системы, например, Канта и Гуссерля, а за ними и на всю современную европейскую философию. Но пару замечаний, исходя из вышеописанного понимания этого самого ощущения ясности и самодостоверности, все же можно привести.

Полный вариант известной формулы Декарта звучит как: «я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую». При этом, он рассматривает это не как последовательность суждений, а просто как самоочевидное рассмотрение своих внутренних состояний, которые нельзя подвергнуть сомнению и которые истинны просто потому, что максимально ясны и самоочевидны. На каком-то этапе Декарт рассматривает состояние сомнения даже как бессодержательный мыслительный акт, просто как внутренне состояние, как сомнение «ни о чем».

Но, во-первых, сомнение не является элементарным и неразложимым мыслительным актом. Оно имеет достаточно выраженную внутреннюю структуру и последовательность этапов реализации алгоритма работы, который могут работать правильно или неправильно. По сути, это длящееся в размерности субъективного времени состояние сличения чего-либо во времени субъекта «сейчас» с некой «базой данных» схожих элементов во времени «ранее». Если мы сомневаемся, например, в том, что в данный момент мы находимся в каком-то конкретном состоянии, например, действительно ли я сейчас испытываю акт сомнения в чем-либо, это значит что неосознаваемые мной процессы проводят ряд конкретных операций. Первично идентифицируемое мной состояние быстро соотносится с классом схожих состояний, память о которых хранится у меня, происходит перебор и сличение текущего состояния с этим множеством, если совпадение (в пределах диапазона схожести) находится, то этот результат всплывает в сознание в форме готового итога – сомнение снимается и я как бы мгновенно «делаю вывод» что предмет сомнения разрешен. Естественно, все эти акты поиска, отбора, сличения, принятие решения, осуществляются в неосознаваемых областях соответствующих когнитивных процессов. Из-под плоскости осознавания в сознание «всплывает» лишь итоговый результат – да или нет, сомнение снято с каким-либо конкретным результатом или же длится и далее, до его достижения. Поэтому рассматривать акт сомнения, как элементарную форму мысли, неверно.

Во-вторых, и в главных – на любое содержание нашего сознания, даже на такой, кажущийся нам элементарным акт, как просто длящееся и беспредметное состояние сомнения, сознанием может быть наложен маркер самоочевидности его содержания, как я уже неоднократно говорил. Тем более, он может быть наложен на любое предметное содержание, в данном примере – на любое содержание сомнения. На любое!

Таким образом, сомневаться в утверждении о том, что субъект акта сомнения существует, или шире, что у любого мыслительного или иного психического акта, обязательно должен быть субъект его реализации, крайне сложно и такое сомнение нас может слишком далеко увести. Но вот сомневаться в том, что ты именно сомневаешься, что ты именно мыслишь в данный субъективный момент, а уж тем более, в любом конкретном содержании твоего сомнения, вполне можно.

В сознании каждого из нас иногда всё что угодно может быть не тем, чем кажется.

Ну и напоследок, пару слов о 8-м марта. Поздравляю девушек и женщин с праздником и желаю им гармонически сочетать борьбу за свои права с радостью от прихода весны, тепла и предчувствия вечного возрождения!

Иллюстрация: дух весны уже в дороге. Весна будет!

#ощущение_самоочевидности_содержания_сознания #Декарт #сомнение #Мыслю_следовательно_существую #self_evidentness_of_consciousness #Cartesius #doubt #Cogito_ergo_sum
0
У записи 8 лайков,
0 репостов,
504 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Моторин

Понравилось следующим людям