Вот интересно, что самосознание является предметом веры (привет бихевиористам), т.е. у меня вот самосознание есть - в этом я не сомневаюсь. Но вот есть ли оно у других людей? Как это можно понять, доказать? Достоверно я этого знать не могу. В это можно только верить, другого тут не дано. Конечно, можно придраться к определению самосознания, сознания и т.д. Сказать, мол, что четкого понимания нет, поэтому и доказать нельзя. Да, и вообще, мозг всех дурит - привет Черниговской, мозг создает иллюзию свободы воли, а сам крутит нами как захочет. Тут уж и в своем самосознании засомневаешься.
На мой взгляд, самосознание, это способность оделить "Я" от "не Я". Т.е. это некоторое переживание себя собой, своих границ, своей конечности, отдельности.
В этом контексте, конечно, интересно, где с физиологической точки зрения это Я сосредоточенно: какую часть мозга нужно отрезать и вживить в другой организм, чтобы я оказался внутри другого тела. Возможно ли это? Такая вот извилина профессора Доуэля. Хотя даже у Беляева можно было заметить некоторые наметки на идею целостности, что на самом деле нет отдельного тела, отделенного от мозга. Есть целостный организм, который не может меняться по отдельности. Тело определяет психику, психика тело.
Но вернемся к вопросу самосознания. Я думаю, что в гештальт-терапии есть прекрасное слово "Встреча", оно не в значении "мы назначили встречу на восемь в Летнем саду". Встреча - это некоторая точка контакта, когда появляется ясное ощущение, что у другого тоже есть "душа", когда из объектных отношений появляется субъект, когда появляется некоторое переживание совместности на фоне экзистенциального одиночества.
И это, конечно, по крайней мере для меня, частично снимает вопрос наличия самосознания у других людей, ведь переживания данные нам в непосредственных ощущениях и чувствах представляют собой более надежную опору, чем вера в некоторые общие представления.
На мой взгляд, самосознание, это способность оделить "Я" от "не Я". Т.е. это некоторое переживание себя собой, своих границ, своей конечности, отдельности.
В этом контексте, конечно, интересно, где с физиологической точки зрения это Я сосредоточенно: какую часть мозга нужно отрезать и вживить в другой организм, чтобы я оказался внутри другого тела. Возможно ли это? Такая вот извилина профессора Доуэля. Хотя даже у Беляева можно было заметить некоторые наметки на идею целостности, что на самом деле нет отдельного тела, отделенного от мозга. Есть целостный организм, который не может меняться по отдельности. Тело определяет психику, психика тело.
Но вернемся к вопросу самосознания. Я думаю, что в гештальт-терапии есть прекрасное слово "Встреча", оно не в значении "мы назначили встречу на восемь в Летнем саду". Встреча - это некоторая точка контакта, когда появляется ясное ощущение, что у другого тоже есть "душа", когда из объектных отношений появляется субъект, когда появляется некоторое переживание совместности на фоне экзистенциального одиночества.
И это, конечно, по крайней мере для меня, частично снимает вопрос наличия самосознания у других людей, ведь переживания данные нам в непосредственных ощущениях и чувствах представляют собой более надежную опору, чем вера в некоторые общие представления.
0
У записи 48 лайков,
3 репостов,
2880 просмотров.
3 репостов,
2880 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Чесноков