Книжная история.
История часто преподаётся «книжной» дисциплиной, сводясь к списку дат и, возможно, посещению пары музеев. Однако такая история находится в полном «отрыве» от той действительности, в которой мы находимся – ведь напрямую человек не может ощутить ни последствий какой-либо реформы столетней давности, ни результатов какого-либо сражения. Лишённая привязки к действительности, такая история в лучшем случае становится частью памяти.
«Книжная» история не даёт сама по себе понимания исторического процесса, того, что текущий момент является лишь закономерным дополнением к прошлому. Лишь тогда будет понимание роли истории, когда она, её фрагменты начнут быть частью действительности.
Что может быть частью такой истории с позиций обывателя? Прежде всего, это те объекты, с которыми он регулярно сталкивается в своей жизни – вещи, здания, в конце концов, окружающие его люди. Только в том случае, если человек видит историю вокруг себя, он сможет стать её частью.
Что же осталось от истории вокруг нас?
Вещи. Во многих семьях хранятся какие-то вещи, книги. Хранятся, потому что связаны с памятью о чём-то. Жалея выкинуть какую-нибудь открытку или фотографию, подумайте о роли истории в нашей жизни.
Архитектура. Казалось бы, самый простой способ оставить связку с историей – это поддерживать исторические здания в порядке. Однако что происходит в большинстве городов? «С иголочки» выглядят пара зданий, в которых находится администрация или крупная компания, обычно более-менее прилично выглядят пара зданий на центральной площади или улице, а всё остальное отдано на произвол судьбы. И если жилые помещения хоть как-то поддерживаются хозяевами, то заброшенные здания потихоньку разрушаются, или же сносятся под типовые новостройки.
Люди. Пожалуй, сразу в памяти возникнут ветераны ВОВ, как участники наиболее значимого исторического события последнего времени. Но сколько вы видели ветеранов, у которых была бы достойная пенсия и обслуживание?
Сохранение нашей истории полностью отдано краеведческим музеям и историкам, превращено в собирание по всей доступной территории случайным образом уцелевших фрагментов и переписывание учебников. Теряем же мы самое главное – реальную, живую связь с историей. За редкими исключениями, вы не найдёте в городской управе (или её аналоге) информации об истории региона и его историческом наследии. Единственное, что предоставляет подобную информацию – это форумы и дневники энтузиастов, а также ресурсы типа википедии.
А в заключение – пара непосредственно связанных с этим проблем:
У нас сейчас активно пропагандируются патриотизм и любовь к Отечеству. Но эти понятия уже подразумевают под собой историю – без истории нет и никакого Отечества. Какой же тогда может быть патриотизм у человека, который не видит и не может увидеть своё положение и свою роль в истории? Какой может быть патриотизм у человека, который видит, как его собственная история потихоньку гниёт и разлагается? И как он должен после этого смотреть на ту же Европу с аккуратно подновлёнными «старыми городами»?
Вторая проблема. Во всём мире развит туризм по историческим объектам, принося известную часть дохода многим государствам. Какой может быть туризм в России (даже не говоря об иностранцах), если для того, чтобы узнать, что смотреть где-либо, надо потратить кучу времени? И как человек может после этого добраться до интересующего его города, если у нас дороги, мягко говоря, не лучшего качества?
История часто преподаётся «книжной» дисциплиной, сводясь к списку дат и, возможно, посещению пары музеев. Однако такая история находится в полном «отрыве» от той действительности, в которой мы находимся – ведь напрямую человек не может ощутить ни последствий какой-либо реформы столетней давности, ни результатов какого-либо сражения. Лишённая привязки к действительности, такая история в лучшем случае становится частью памяти.
«Книжная» история не даёт сама по себе понимания исторического процесса, того, что текущий момент является лишь закономерным дополнением к прошлому. Лишь тогда будет понимание роли истории, когда она, её фрагменты начнут быть частью действительности.
Что может быть частью такой истории с позиций обывателя? Прежде всего, это те объекты, с которыми он регулярно сталкивается в своей жизни – вещи, здания, в конце концов, окружающие его люди. Только в том случае, если человек видит историю вокруг себя, он сможет стать её частью.
Что же осталось от истории вокруг нас?
Вещи. Во многих семьях хранятся какие-то вещи, книги. Хранятся, потому что связаны с памятью о чём-то. Жалея выкинуть какую-нибудь открытку или фотографию, подумайте о роли истории в нашей жизни.
Архитектура. Казалось бы, самый простой способ оставить связку с историей – это поддерживать исторические здания в порядке. Однако что происходит в большинстве городов? «С иголочки» выглядят пара зданий, в которых находится администрация или крупная компания, обычно более-менее прилично выглядят пара зданий на центральной площади или улице, а всё остальное отдано на произвол судьбы. И если жилые помещения хоть как-то поддерживаются хозяевами, то заброшенные здания потихоньку разрушаются, или же сносятся под типовые новостройки.
Люди. Пожалуй, сразу в памяти возникнут ветераны ВОВ, как участники наиболее значимого исторического события последнего времени. Но сколько вы видели ветеранов, у которых была бы достойная пенсия и обслуживание?
Сохранение нашей истории полностью отдано краеведческим музеям и историкам, превращено в собирание по всей доступной территории случайным образом уцелевших фрагментов и переписывание учебников. Теряем же мы самое главное – реальную, живую связь с историей. За редкими исключениями, вы не найдёте в городской управе (или её аналоге) информации об истории региона и его историческом наследии. Единственное, что предоставляет подобную информацию – это форумы и дневники энтузиастов, а также ресурсы типа википедии.
А в заключение – пара непосредственно связанных с этим проблем:
У нас сейчас активно пропагандируются патриотизм и любовь к Отечеству. Но эти понятия уже подразумевают под собой историю – без истории нет и никакого Отечества. Какой же тогда может быть патриотизм у человека, который не видит и не может увидеть своё положение и свою роль в истории? Какой может быть патриотизм у человека, который видит, как его собственная история потихоньку гниёт и разлагается? И как он должен после этого смотреть на ту же Европу с аккуратно подновлёнными «старыми городами»?
Вторая проблема. Во всём мире развит туризм по историческим объектам, принося известную часть дохода многим государствам. Какой может быть туризм в России (даже не говоря об иностранцах), если для того, чтобы узнать, что смотреть где-либо, надо потратить кучу времени? И как человек может после этого добраться до интересующего его города, если у нас дороги, мягко говоря, не лучшего качества?
0
У записи 6 лайков,
4 репостов.
4 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Фомин