Итак, попробую просуммировать то, что на данный момент...

Итак, попробую просуммировать то, что на данный момент удалось сформулировать.

Психологи и другие исследователи человеческого сознания давно обнаружили, что в человеке сочетаются два совершенно различных типа мышления: образное мышление, свойственное человеку от рождения, такое яркое у детей и людей далеких от современной западной цивилизации, и абстрактное "терминологическое", развитое до небывалых высот в современном обшестве, основывающееся на словах, цифрах и прочих абстракциях.

Эти два типа мышления по своей сути должны сочетаться в некоем симбиозе и синергетически дополнять друг друга в сознании человека, способствовать его разностороннему и самостоятельному развитию. Наблюдая за окружающими меня людьми я обнаруживаю то, что этот симбиоз зачастую нарушается и эти различные в своей сущности способы думать и выражать свои мысли зачастую начинают накладываться, меняться местами и, нарушая равновесие, вызывать опасные изменения в психике и поведении человека. Попытаюсь обстоятельно раскрыть эти мои наблюдения и высказать свое мнение о возможности обрести баланс обратно.

Целостное образное мышление, непосредственное и глубоко внутреннее мышление дано нам от природы каждому. Такое восприятие вещей происходит просто из самой нашей возможности воспринимать окружающую реальность с помощью органов чувств. Ребенок, родившись, воспринимает мир непосредственно, целиком. Он не оделяет в своем сознании живое от неживого, большое от маленького, людей от животных, стены от потолка, знакомое от незнакомого и, наконец, самого себя от реальности его окружающей. Многочисленные опыты доказали, что ребенок первые месяцы жизни вообще не осознает себя как отдельную от мира сущность, понять, что его Я заключено в его рамках его тела, ограничено его когнитивными возможностями и возможностью влиять на окружающий мир. Новорожденный точно также как и большинство животных не в силах осознать, например, свое отражение в зеркале или собственную смертность. Ребенок - это чистое не замутненное асбтракциями сознание. До определенного времени он даже не может до конца осознать видит ли он или слышит звуки, ощущает ли он кожей или просто своей сутью мир вокруг.

Позднее, анализируя мир, взаимодействуя с ним, в особенности взаимодействуя с людьми, пытаясь найти с ними общий язык, ребенку приходится начинать различать отдельность предметов, людей, событий, своих собственных ощущений и опыта. Здесь-то и появляется на свет второй тип мышления, абстрактный, логический, я бы хотел назвать это "терминологический". Ребенок суммирует все то тепло, что исходит от матери, все те факторы и явления, которые сопутствуют его общению с неким объектом, который он будет вынужден осознать как мать. Осознать как отдельное от него существо с отдельной независимой личностью, волей, с возможностями обратиться к этому объекту различными способами, будь то плач или смех или просто касания. Грубо говоря, в момент рождения ребенок не знает, что это он сам шевелит своей рукой просто потому, что не знает, кто он такой и что такое "его" рука. И наоборот, ему кажется, что весь мир и есть он и он сам шевелит доктором, мамой, солнцем и ветром. А позже опыт и окружающее его общество вынуждают его заняться разделением мира, отделением себя и не-себя, живого от неживого, своих от чужих. И этот процесс уже всецело определяется не природой, не генами, а обществом его окружающим.

Современная западная цивилизация, которая заполонила собой уже почти всю планету, максимально преуспела в этом втором типе мышления, умело разделяя все вокруг на отдельные явления, события, сущности. И методика и глубина этого процесса крайне важны для понимания проблем современного человека.

Для начала нужно отметить, что абстрактное "терминологическое" мышление необходимо человеку в первую очередь чтобы научиться воспринимать и передавать информацию окружающим. Абстрактное мышление лежит в основе любого способа общения, будь то общение жестами, звуками, рисунками или вообще любая речь. Иначе как ребенку сообщить матери, что он голоден. Нужно осознать, что такое мать, что такое он сам, что такое голод, установить между ними связи и попытаться сообщить о голоде матери с помощью какого-то знака, будь то крик или поднятая рука. В последствии он обнаружит, что до него уже придуманы целые огромные системы жестов, мимики, слов и прочих абстракций вроде цифр, символов и уж совсем специфичных сигналов светофора или всяких щмоточных кодов идентификации.

Научиться с ними обращаться, взаимодействовать, догадываться о смыслах неизвестных абстракций и выдумывать свои собственные - увлекательнейшее занятие буквально на всю жизнь!И большинство из нас так увлекается этим, что забывает о том, что мир возможно осознавать непосредственно, целостно, неразрывно. Именно это состояние все восточные религии называют просветленным. Недаром древние мудрецы назвали путь к истинной мудрости "дорогой домой" и пытались отыскать ответ на свои вопросы не снаружи, а внутри себя, докапываясь до своего внутреннего изначального восприятия, где нет противопоставления "я-они", "живое-неживое", "известное-неизвестное" и т.п., где есть бесконечный мир, простирающийся во все стороны, наружу и внутрь до бесконечности. Я ясно осознаю свет этого восприятия, свет истинного осознания мира, особенно глубоко размышляя о том, что дал мне Дзен или Тибетская Книга Мертвых. Об этом же говорит и Мистер Фримен и многие другие величайшие мыслители человечества.

Но заметка не об этом. Заметка о том, насколько глубоко засосало многих из вас наше "общественное", абстрактное мышление. Безусловно, именно абстрактное мышление позволяет нам с вами обмениваться информацией, именно оно позволило нам разобрать окружающий мир на атомы и элементарные частицы, разобраться в механизмах их взаимодействия, создать потрясающие научные и технические достижения, развить медицину, философию, пройти огромный путь от наскальной живописи к литературе, кино и другим видам искусства. Не вызывает сомнений и то, что именно такой способ взаимодействия и общения позволил нам создать столь сложную структуру общества и отдельной личности.

Не хочется совсем уж тут разжевывать все и потому я настоятельно прошу вас ознакомиться с сутью термина "абстракция" и "уровни абстракции" и прочесть хотя бы статью на википедии об этом. Прочитав, вы поймете какой долгий путь пришлось пройти каждому из нас в беспамятном детстве, чтобы сначала осознать, что такое "предмет", потом понять их различия и определить, что же такое, например, "яблоко", потом, увидев два яблока, понять, что их два, сравнить с двумя бананами, грушами, людьми, домами, ДНЯМИ, годами, атомами, глазами и, наконец, осознать всю сущность столь абстрактного понятия, как "цифра 2". Потом долго осознавать то, что дважды два - это четыре и это верно для любых "предметов".

Углубляясь и продолжая путь по ступенькам уровней абстракции человечество дошло до таких далеких вещей как алгебра, геометрия, до физических и биологических моделей, до таких просто невероятно далеких вещей, как например, гипотетическая частица звуковых колебаний в твердом теле - "фонон". Наряду с этими похожими на объективные штуки понятиями человечество создало и еще один огромный абстрактный мир: мир эмоций, чувств, образов и божеств.

Однажды каждому ребенку, воспринимающему мир неразрывно, не отделяющему боли от тепла, жажды от света, холода от тепла, все-таки приходится принять разделение мира на "хорошо - плохо", "правда - ложь", "зло - добро", "добросердечный - лицемерный". И вот тут-то я и хочу кричать и вопить, биться и сражаться за вашу целостность и неразрывность. Раздробить и собрать окружающий мир - \то мы уже умеем в совершенстве, а вот раздробив нашу собственную личность на "лень", "зависть", "ревность", "комфорт", "честность", "грусть", "стресс", "жадность", "самоотверженность" и всякую "жажду наживы" мы в большинстве случаев оказываемся полностью неспособны собрать это монструозное нагромождение в целостное и неделимое Я.

Я пытаюсь изо всех сил напомнить вам, что все эти термины, все эти выдуманные нами сущности - не что иное, как просто способы попытаться понять друг друга в силу невозможности восприятия друг друга непосредственно. Я не могу передать вам в голову свое сознание во всей его неразрывной целостности и потому мне приходится в момент изложения мыслей аккуратно разделить это целое на оговоренные заранее кусочки и попытаться эти кусочки описать в заранее оговоренных терминах. Вот именно в этот момент возникает "добро", "честность", "зависть", "самоотверженность", "подвиг" или "грех". Это как преобразование музыки в набор ноликов и единичек в mp3 файле. Но этот файл нужно прослушать и раскодировать эти нолики обратно в полноценную и неразрывную Музыку, перевести дискретное обратно в непрерывное. Перевести все эти абстрактные, не имеющие никакого отношения к целостной и всеохватывающей истине, термины на язык собственного Я, прочуствовать слова, "прокачать" через себя образы, прожить по-настоящему то, что несут в себе все эти "силы воли" и "честности" и не делать в себе выводов типа "надо иметь силу воли" или "любовь - это прекрасно", а ощутить то, что изначально было в это вложено, всю ту глубину, которую невозможно передать словами, лишь намекнуть, лишь примитивно обозначить дымом костров далеких сторожевых башен.

Я просто хочу напомнить, что отдельно от вашего глубинного целостного Я, от того самого бескрайнего внутреннего света, не существует никакого "добра", "зла", "лжи", "счастья". Фразы "Счастье - это когда ...." - это пустые слова, просто байты пустой информации. Недаром вы все с самого детства знаете все-все истины, все-все настояшие чистые мысли типа "не желай чрезмерного" из Золотой Рыбки, "упорство будет вознаграждено" из Стрекозы и Муравья, "не в деньгах счастье" из уже бесчисленных сказок, фильмов и т.п., "власть не приносит счастья", "если любишь - отпусти", да нахрена это все перечислять, вы сами это все знаете. Но пока это знание хранится у вас головах в виде всех этих абстрактных не имеющих никакого отн
So, I will try to summarize what I have been able to formulate so far.

Psychologists and other researchers of human consciousness have long found that two completely different types of thinking are combined in a person: figurative thinking inherent in a person from birth, so vivid in children and people far from modern Western civilization, and an abstract "terminological" developed to unprecedented heights in modern society based on words, numbers and other abstractions.

These two types of thinking, in essence, should be combined in a kind of symbiosis and synergistically complement each other in the consciousness of a person, contribute to his versatile and independent development. Observing the people around me, I find that this symbiosis is often broken and these inherently different ways of thinking and expressing thoughts often begin to overlap, change places and, upsetting the balance, cause dangerous changes in the psyche and behavior of a person. I will try to reveal in detail these observations of mine and express my opinion on the possibility of finding a balance back.

Holistic figurative thinking, direct and deeply inner thinking is given to us by nature to everyone. This perception of things comes simply from our very ability to perceive the surrounding reality with the help of our senses. A child, being born, perceives the world directly, as a whole. He does not separate in his consciousness the living from the inanimate, the big from the small, people from the animals, the walls from the ceiling, the familiar from the unfamiliar and, finally, himself from the reality surrounding him. Numerous experiments have proved that the child in the first months of life is not aware of himself as a separate entity from the world at all, to understand that his I is contained within his body, limited by his cognitive capabilities and the ability to influence the world around him. A newborn, just like most animals, is not able to realize, for example, his reflection in a mirror or his own mortality. The child is a pure consciousness not clouded by asbtractions. Until a certain time, he cannot even fully realize whether he sees or hears sounds, whether he feels the world around him with his skin or simply with his essence.

Later, analyzing the world, interacting with it, especially interacting with people, trying to find a common language with them, the child has to begin to distinguish between the separateness of objects, people, events, his own feelings and experiences. This is where the second type of thinking comes into being, abstract, logical, I would like to call it "terminological". The child summarizes all the warmth that comes from the mother, all those factors and phenomena that accompany his communication with some object, which he will be forced to realize as a mother. Realize as a separate being from him with a separate independent personality, will, with the ability to address this object in various ways, be it crying or laughing or just touching. Roughly speaking, at the moment of birth, the child does not know that it is he himself who moves his hand simply because he does not know who he is and what "his" hand is. And vice versa, it seems to him that the whole world is he and he himself moves the doctor, mother, sun and wind. And later, experience and the society around him compel him to deal with the division of the world, the separation of himself and the non-self, living from non-living, his own from others. And this process is already completely determined not by nature, not by genes, but by the society around it.

Modern Western civilization, which has already filled almost the entire planet, has succeeded as much as possible in this second type of thinking, skillfully dividing everything around it into separate phenomena, events, and entities. And the methodology and depth of this process are extremely important for understanding the problems of modern man.

To begin with, it should be noted that abstract "terminological" thinking is necessary for a person, first of all, to learn how to perceive and transmit information to others. Abstract thinking is at the heart of any way of communication, be it communication with gestures, sounds, pictures, or any speech in general. Otherwise, how can the child tell the mother that he is hungry. You need to realize what a mother is, what he is, what hunger is, establish connections between them and try to communicate the mother's hunger with the help of some sign, be it a cry or a raised hand. Later, he will discover that whole huge systems of gestures, facial expressions, words and other abstractions such as numbers, symbols and very specific traffic signals or any kind of identification codes have been invented before him.

Learning to handle them, interact, guess the meanings of unknown abstractions and invent your own is a fascinating occupation literally for a lifetime! And most of us are so carried away by this that we forget that it is possible to realize the world directly, holistically, inseparably. It is this state that all Eastern religions call enlightened. It is not for nothing that the ancient sages called the path to true wisdom "the way home" and tried to find the answer to their questions not outside, but inside themselves, digging into their inner origins
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Старов

Понравилось следующим людям