♦ Автокефальный раскол и преподобный Сергий. В церковных...

♦ Автокефальный раскол и преподобный Сергий.

В церковных и околоцерковных кругах обсуждается вопрос автокефалии украинской церкви и связанного с ней конфликта московского и константинопольского патриархатов. Кто-то обвиняет Константинополь в каноническом беспределе и захватничестве (как правило, это люди, которые приветствуют такой же рейдерский захват Крыма), горячо приветствует жёсткие высказывания митрополита Иллариона и призывает к разрыву с Константинополем. Кто-то говорит, что всё как раз с "юридической стороны" чисто (эти люди, как правило, как раз аннексию Крыма осуждают), справедливо указывают РПЦ МП на крупный политический провал, а некоторые и вовсе злорадствуют.
Прекрасно осознавая свою полную некомпетентность в вопросах церковного "права", не пытаясь дать какую бы то ни было оценку действиям и мотивам действий московских и константинопольских иерархов позволю себе вспомнить один эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского, который представляется мне подходящим к случаю.
Обитель, которую мы сегодня знаем как Троице-Сергиеву лавру святой основал не один, а вместе со своим братом Стефаном. Варфоломей (так звался Сергий до монашеского пострига, если вдруг кто не знает) был по сути в послушании у брата, который уже был на тот момент монахом. Жили они вдвоём в лесу. После первой же зимы Стефан оставил брата, не выдержав тяжёлых условий и ушёл в Москву. Там он сделал довольно успешную карьеру, но потом попал в опалу, и в итоге вернулся к монастырь к Сергию, который уже тоже давно принял постриг и стал игуменом. Через какое-то время, вследствие целого ряда объективных и субъективных причин Стефан "сорвался". Прямо во время вечерней службы он, стоя на клиросе, раскричался, обрушился на брата с упрёками и вообще заявил, что он по праву игумен здесь, ибо основывали обитель они вдвоём, а Сергий был в послушании."И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?" Так передаёт слова Стефана житие преподобного Сергия. Формально он был, наверное прав, хотя с "духовной" точки зрения, конечно же, первенство принадлежит Сергию. Он сподвиг брата на подвиг отшельничества, он остался в лесу, несмотря на все тяготы, остался даже один, когда брат ушёл искать жизни полегче и по большому счёту именно его трудами монастырь возник; его праведность была очевидно выше, думаю, даже тогда. В общем, у Сергия, который всю эту пламенную речь слышал, стоя здесь же в алтаре, были абсолютно все основания для того, чтобы осадить Стефана, рассудив всё по справедливости.
Но Сергий поступил иначе. После службы он, не сказав никому ни слова, тихо ушёл из обители. Через некоторое время он основал на реке Киржач новый монастырь, известный сегодня как Благовещенский. Вскоре к нему потянулись люди из покинутой им Троицкой обители. Просили вернуться, но он отказывался, и уступил только после требования митрополита Алексия.
А Стефан, кстати, весьма раскаивался в своей вспышке и возвращению брата, примирению с ним был очень рад. Он тоже прославлен Церковью как преподобный.

#автокефалия #РПЦ #УПЦ #православие #христианство #Фанар #Константинополь #патриарх
♦ Autocephalous schism and St. Sergius.

In church and near-church circles, the issue of autocephaly of the Ukrainian Church and the associated conflict between the Moscow and Constantinople patriarchates is being discussed. Someone accuses Constantinople of canonical lawlessness and conquest (as a rule, these are people who welcome the same raider seizure of Crimea), warmly welcomes the harsh statements of Metropolitan Hilarion and calls for a break with Constantinople. Someone says that everything is just from the "legal side" clean (these people, as a rule, just condemn the annexation of Crimea), rightly point out the ROC-MP to a major political failure, and some even gloat at all.
Being perfectly aware of my complete incompetence in matters of church "law", without trying to give any assessment of the actions and motives of the actions of the Moscow and Constantinople hierarchs, I will allow myself to recall one episode from the life of St. Sergius of Radonezh, which seems to me to be suitable for the occasion.
The monastery, which we know today as the Trinity-Sergius Lavra, was founded by the saint not alone, but together with his brother Stephen. Bartholomew (that was the name of Sergius before the monastic tonsure, if suddenly someone does not know) was essentially in obedience to his brother, who was already a monk at that time. They lived together in the forest. After the first winter, Stefan left his brother, unable to withstand the difficult conditions and went to Moscow. There he made a rather successful career, but then fell into disgrace, and eventually returned to the monastery to Sergius, who had also taken tonsure for a long time and became hegumen. After some time, due to a number of objective and subjective reasons, Stefan "broke down." Right during the evening service, he, standing on the kliros, shouted, attacked his brother with reproaches and generally declared that he was rightfully the abbot here, for the two of them founded the monastery, and Sergius was in obedience. "And who is the abbot in this place? Haven't I first gray hair in this place? " This is how the life of St. Sergius conveys Stephen's words. Formally, he was probably right, although from a "spiritual" point of view, of course, the primacy belongs to Sergius. He encouraged his brother to the feat of asceticism, he remained in the forest, despite all the hardships, he was even left alone when his brother left to seek an easier life, and by and large it was through his labors that the monastery arose; his righteousness was obviously higher, I think, even then. In general, Sergius, who heard all this fiery speech, standing here at the altar, had absolutely every reason to besiege Stephen, judging everything in justice.
But Sergius acted differently. After the service, without saying a word to anyone, he quietly left the monastery. After some time, he founded a new monastery on the Kirzhach River, known today as the Annunciation. Soon people from the Trinity Monastery, which he had abandoned, reached out to him. They asked to return, but he refused, and yielded only after the demand of Metropolitan Alexy.
And Stefan, by the way, was very repentant of his outburst and the return of his brother, he was very glad to be reconciled with him. He, too, is glorified by the Church as a saint.

# autocephaly # ROC # UOC # Orthodoxy # Christianity # Phanar # Constantinople # Patriarch
У записи 4 лайков,
0 репостов,
305 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юрий Боярченко

Понравилось следующим людям