Психология выбора
Известный экзистенциальный психолог С. Мадди отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого — или выбор в пользу будущего.
Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант — нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…
Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее — настоящее будущее — невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего — это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее — это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в душе… Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.
Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух ангелов, одного из которых зовут Спокойствие, а другого — Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога — на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая — вперед.
Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
- Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».
Как сделать правильный выбор? Если, как уже было сказано, настоящее будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?
В этом — одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом. Который — в будущем. А будущего нет… Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются этот результат запрограммировать, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» — и нередко решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже в тот же момент. Не завтра. А сейчас.
Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена — это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену — импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» — нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» — жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни — «а стоит ли оно того». Цена альтруизма — забвение себя. Цена эгоизма — одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим — нередко болезнь и гнев на себя.
Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть — но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.
Ответственность — это готовность принять на себя статус причины того, что произошло — с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А. Леонтьева). Признание того, что именно вы — причина происходящих событий. Что то, что сейчас есть — это результат вашего свободного выбора.
Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей — тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда буквально разрывает на части… «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к трем уловкам.
Уловка первая: пытаться реализовать сразу две альтернативы. Устроить погоню за двумя зайцами. Чем она заканчивается — известно из той же поговорки. Ни одного не поймаешь. Потому что на самом деле выбор не сделан, и мы остаемся там же, где и были до начала этой погони. Страдают в результате обе альтернативы.
Уловка вторая: сделать выбор наполовину. Принять решение, совершать какие-то действия для его реализации — но мыслями постоянно возвращаться обратно, в точку выбора. «А вдруг та альтернатива лучше?». Нередко это можно наблюдать у моих студентов. Они приняли решение прийти на занятие (потому что надо), но душой они отсутствуют на нем, находясь где-то там, где хочется. В итоге их нет на занятии — есть только их тела. И их нет там, где они хотят быть — там только их мысли. Значит, для этого момента, в данное время их вообще не существует. Они мертвы для жизни здесь и сейчас… Выбрать наполовину — это умереть для реальности… Если уж сделал выбор — закрывай другие альтернативы, и погружайся в дело…
Уловка третья: ждать, когда все само собой образуется. Не принимать никаких решений, надеясь, что какая-то из альтернатив сама собой отпадет. Или что кто-то другой сделает выбор, который мы объявим очевидным… На этот случай есть утешительное выражение «Все, что ни делается — все к лучшему». Не «все, что я делаю», а «все, что делается» — то есть совершается само собой или кем-то другим, но не мной… Еще одна волшебная мантра: «все будет хорошо….». Ее приятно услышать от близкого в трудный момент, и это понятно. Но иногда мы ее шепчем себе сами, уклоняясь от решения. Потому что одолевают страхи: а вдруг решение будет поспешным? Вдруг стоит еще подождать? Хотя бы до завтра (которое, как известно, не наступает никогда)… Когда мы ждем, что все само собой образуется, мы, разумеется, можем оказаться правы. Но чаще происходит иначе — все само собой образуется, но не так, как нам бы хотелось.
А еще бывают максималисты и минималисты, о которых замечательно написал Б.Шварц в книге "Парадоксы выбора". Максималисты стремятся сделать наилучший выбор — не просто свести к минимуму ошибку, но выбрать самую лучшую альтернативу из всех, что есть. Если покупать телефон — то самый лучший по соотношению цена-качество; или самый дорогой; или самый новый и «продвинутый». Главное — чтобы он был «самый». В противовес максималистам выступают минималисты. Они стремятся выбрать тот вариант, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности. И телефон тогда нужен не «самый», а чтобы звонил и смс отправлял — и достаточно. Максимализм осложняет выбор, потому что всегда остается шанс, что где-то что-то будет лучше. И эта мысль не дает покоя максималистам.
Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина — ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это — иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет — но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности… Куда бы мы не устремились — всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо… Глупо, наверное, будет игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы — люди. И отбрасывать боль не умеем.
Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:
В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?
Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?
Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?
Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?
Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы?
Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?
И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю?
Известный экзистенциальный психолог С. Мадди отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого — или выбор в пользу будущего.
Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант — нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…
Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее — настоящее будущее — невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего — это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее — это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в душе… Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.
Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух ангелов, одного из которых зовут Спокойствие, а другого — Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога — на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая — вперед.
Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
- Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».
Как сделать правильный выбор? Если, как уже было сказано, настоящее будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?
В этом — одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом. Который — в будущем. А будущего нет… Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются этот результат запрограммировать, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» — и нередко решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже в тот же момент. Не завтра. А сейчас.
Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена — это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену — импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» — нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» — жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни — «а стоит ли оно того». Цена альтруизма — забвение себя. Цена эгоизма — одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим — нередко болезнь и гнев на себя.
Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть — но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.
Ответственность — это готовность принять на себя статус причины того, что произошло — с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А. Леонтьева). Признание того, что именно вы — причина происходящих событий. Что то, что сейчас есть — это результат вашего свободного выбора.
Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей — тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда буквально разрывает на части… «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к трем уловкам.
Уловка первая: пытаться реализовать сразу две альтернативы. Устроить погоню за двумя зайцами. Чем она заканчивается — известно из той же поговорки. Ни одного не поймаешь. Потому что на самом деле выбор не сделан, и мы остаемся там же, где и были до начала этой погони. Страдают в результате обе альтернативы.
Уловка вторая: сделать выбор наполовину. Принять решение, совершать какие-то действия для его реализации — но мыслями постоянно возвращаться обратно, в точку выбора. «А вдруг та альтернатива лучше?». Нередко это можно наблюдать у моих студентов. Они приняли решение прийти на занятие (потому что надо), но душой они отсутствуют на нем, находясь где-то там, где хочется. В итоге их нет на занятии — есть только их тела. И их нет там, где они хотят быть — там только их мысли. Значит, для этого момента, в данное время их вообще не существует. Они мертвы для жизни здесь и сейчас… Выбрать наполовину — это умереть для реальности… Если уж сделал выбор — закрывай другие альтернативы, и погружайся в дело…
Уловка третья: ждать, когда все само собой образуется. Не принимать никаких решений, надеясь, что какая-то из альтернатив сама собой отпадет. Или что кто-то другой сделает выбор, который мы объявим очевидным… На этот случай есть утешительное выражение «Все, что ни делается — все к лучшему». Не «все, что я делаю», а «все, что делается» — то есть совершается само собой или кем-то другим, но не мной… Еще одна волшебная мантра: «все будет хорошо….». Ее приятно услышать от близкого в трудный момент, и это понятно. Но иногда мы ее шепчем себе сами, уклоняясь от решения. Потому что одолевают страхи: а вдруг решение будет поспешным? Вдруг стоит еще подождать? Хотя бы до завтра (которое, как известно, не наступает никогда)… Когда мы ждем, что все само собой образуется, мы, разумеется, можем оказаться правы. Но чаще происходит иначе — все само собой образуется, но не так, как нам бы хотелось.
А еще бывают максималисты и минималисты, о которых замечательно написал Б.Шварц в книге "Парадоксы выбора". Максималисты стремятся сделать наилучший выбор — не просто свести к минимуму ошибку, но выбрать самую лучшую альтернативу из всех, что есть. Если покупать телефон — то самый лучший по соотношению цена-качество; или самый дорогой; или самый новый и «продвинутый». Главное — чтобы он был «самый». В противовес максималистам выступают минималисты. Они стремятся выбрать тот вариант, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности. И телефон тогда нужен не «самый», а чтобы звонил и смс отправлял — и достаточно. Максимализм осложняет выбор, потому что всегда остается шанс, что где-то что-то будет лучше. И эта мысль не дает покоя максималистам.
Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина — ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это — иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет — но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности… Куда бы мы не устремились — всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо… Глупо, наверное, будет игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы — люди. И отбрасывать боль не умеем.
Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:
В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?
Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?
Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?
Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?
Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы?
Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?
И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю?
Psychology of choice
The famous existential psychologist S. Muddy notes that whenever we are faced with the need to choose, we must remember that in fact we are always faced with only two options. A choice in favor of the past - or a choice in favor of the future.
Choosing in favor of the past. This is a choice in favor of the familiar and familiar. In favor of what has already happened in our life. Choosing the past, we choose stability and familiar paths, we remain confident that tomorrow will be similar to today. No change or effort is needed. All the peaks have already been reached, you can rest on your laurels. Or, as an option, it is bad and difficult for us. But at least familiar and familiar. And who knows, maybe in the future it will be even worse ...
Choosing for the future. When choosing the future, we choose anxiety. Unknown and unpredictable. Because the future - the present future - cannot be predicted. The future cannot be foreseen and predicted, but it is possible to plan. However, planning for the future is often planning for an endless repetition of the present. No, the present future is unknown. Therefore, this choice deprives us of peace, and anxiety settles in the soul ... But development and growth lie only in the future. It is not in the past, the past has already been and can only repeat itself. It will no longer be different.
So, every time in a situation of serious (and sometimes not very) choice, we face the figures of two angels, one of whom is called Tranquility, and the other - Anxiety. Calmness indicates a path well trodden by you or others. Anxiety - on a path that runs into an impassable windbreak. Only the first road leads backward, and the second one leads forward.
The old Jew Abraham, dying, called his children to him and said to them:
- When I die and stand before the Lord, he will not ask me: "Abraham, why were you not Moses?" And he won't ask, "Abraham, why weren't you Daniel?" He will ask me: "Abraham, why were you not Abraham ?!"
How to make the right choice? If, as already mentioned, the present future cannot be predicted, then how to understand whether your choice is correct or not?
This is one of the little tragedies of our life. The correctness of the choice is determined only by the result. Which is in the future. And there is no future ... Realizing this situation, people often try to program this result, play for sure. “I will do it when it is absolutely clear ... When a clear alternative appears…” - and often the decision is postponed forever. Because nobody ever made a decision tomorrow. "Tomorrow", "later" and "somehow" will never come. Decisions are being made today. Here and now. And they begin to be realized at the same moment. Not tomorrow. And now.
The severity of a choice is also determined by the price we must pay to make it happen. The price is what we are willing to sacrifice for the sake of the fact that our choice was realized. Choice without willingness to pay the price - impulsiveness and willingness to accept the role of the victim. The victim makes decisions, but when faced with the need to pay the bills begins to complain. And look for someone to blame for the responsibility. “I feel bad, it’s hard for me, it hurts” - no, these are not the words of the victim, this is just a statement of fact. “If I knew it would be so difficult ...” - the victim can begin with these words. When you begin to understand that, when making a decision, you did not think about its price. One of the most important questions in life is "is it worth it." The price of altruism is forgetting yourself. The price of selfishness is loneliness. The price of striving to be always good for everyone is often illness and anger at oneself.
Having realized the cost of choice, we can change it. Or leave everything as it is - but no longer complaining about the consequences and assuming full responsibility.
Responsibility is the willingness to assume the status of the cause of what happened - to you or to someone else (as defined by D.A. Leontyev). Recognition that you are the cause of the events taking place. That what is now is the result of your free choice.
One of the grave consequences of choice is that for every yes there is always a no. Choosing one alternative, we close before us the other. We sacrifice some opportunities for others. And the more opportunities - the harder we have to. The presence of alternatives sometimes literally tears us apart ... "It is necessary" and "I want". "I want" and "want". "It is necessary" and "it is necessary". When trying to resolve this conflict, we can use three tricks.
The first trick is to try to implement two alternatives at once. Arrange a chase for two hares. How it ends is known from the same saying. You won't catch a single one. Because in fact, no choice has been made, and we remain where we were before the start of this chase. Both alternatives suffer as a result.
Trick two: make a choice in half. Make a decision, take some actions to implement it - but keep thinking back to the point of choice. "What if that alternative is better?" This can often be seen in my students. They decided to come to class (because
The famous existential psychologist S. Muddy notes that whenever we are faced with the need to choose, we must remember that in fact we are always faced with only two options. A choice in favor of the past - or a choice in favor of the future.
Choosing in favor of the past. This is a choice in favor of the familiar and familiar. In favor of what has already happened in our life. Choosing the past, we choose stability and familiar paths, we remain confident that tomorrow will be similar to today. No change or effort is needed. All the peaks have already been reached, you can rest on your laurels. Or, as an option, it is bad and difficult for us. But at least familiar and familiar. And who knows, maybe in the future it will be even worse ...
Choosing for the future. When choosing the future, we choose anxiety. Unknown and unpredictable. Because the future - the present future - cannot be predicted. The future cannot be foreseen and predicted, but it is possible to plan. However, planning for the future is often planning for an endless repetition of the present. No, the present future is unknown. Therefore, this choice deprives us of peace, and anxiety settles in the soul ... But development and growth lie only in the future. It is not in the past, the past has already been and can only repeat itself. It will no longer be different.
So, every time in a situation of serious (and sometimes not very) choice, we face the figures of two angels, one of whom is called Tranquility, and the other - Anxiety. Calmness indicates a path well trodden by you or others. Anxiety - on a path that runs into an impassable windbreak. Only the first road leads backward, and the second one leads forward.
The old Jew Abraham, dying, called his children to him and said to them:
- When I die and stand before the Lord, he will not ask me: "Abraham, why were you not Moses?" And he won't ask, "Abraham, why weren't you Daniel?" He will ask me: "Abraham, why were you not Abraham ?!"
How to make the right choice? If, as already mentioned, the present future cannot be predicted, then how to understand whether your choice is correct or not?
This is one of the little tragedies of our life. The correctness of the choice is determined only by the result. Which is in the future. And there is no future ... Realizing this situation, people often try to program this result, play for sure. “I will do it when it is absolutely clear ... When a clear alternative appears…” - and often the decision is postponed forever. Because nobody ever made a decision tomorrow. "Tomorrow", "later" and "somehow" will never come. Decisions are being made today. Here and now. And they begin to be realized at the same moment. Not tomorrow. And now.
The severity of a choice is also determined by the price we must pay to make it happen. The price is what we are willing to sacrifice for the sake of the fact that our choice was realized. Choice without willingness to pay the price - impulsiveness and willingness to accept the role of the victim. The victim makes decisions, but when faced with the need to pay the bills begins to complain. And look for someone to blame for the responsibility. “I feel bad, it’s hard for me, it hurts” - no, these are not the words of the victim, this is just a statement of fact. “If I knew it would be so difficult ...” - the victim can begin with these words. When you begin to understand that, when making a decision, you did not think about its price. One of the most important questions in life is "is it worth it." The price of altruism is forgetting yourself. The price of selfishness is loneliness. The price of striving to be always good for everyone is often illness and anger at oneself.
Having realized the cost of choice, we can change it. Or leave everything as it is - but no longer complaining about the consequences and assuming full responsibility.
Responsibility is the willingness to assume the status of the cause of what happened - to you or to someone else (as defined by D.A. Leontyev). Recognition that you are the cause of the events taking place. That what is now is the result of your free choice.
One of the grave consequences of choice is that for every yes there is always a no. Choosing one alternative, we close before us the other. We sacrifice some opportunities for others. And the more opportunities - the harder we have to. The presence of alternatives sometimes literally tears us apart ... "It is necessary" and "I want". "I want" and "want". "It is necessary" and "it is necessary". When trying to resolve this conflict, we can use three tricks.
The first trick is to try to implement two alternatives at once. Arrange a chase for two hares. How it ends is known from the same saying. You won't catch a single one. Because in fact, no choice has been made, and we remain where we were before the start of this chase. Both alternatives suffer as a result.
Trick two: make a choice in half. Make a decision, take some actions to implement it - but keep thinking back to the point of choice. "What if that alternative is better?" This can often be seen in my students. They decided to come to class (because
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Denchis Позитива