"В вече имели право участвовать все члены новгородского общества - все ДОМОВЛАДЕЛЬЦЫ, ХОЗЯЕВА и ЧЛЕНЫ РАЗНЫХ ОБЩИН, как богатые, так и бедные, как бояре и купцы, так и чёрные люди. Для собрания были равны люди ВСЕХ племён, живших в Новгороде и Новгородской области. Большие и меньшие одинаково участвовали в приговорах веча. В обычное мирное время о собрании веча оповещали князь или посадник через БИРИЧЕЙ или ПОДВОЙСКИХ, которые ходили по торгам и улицам и созывали народ. По звуку вечевого колокола открывалось собрание на Ярославовом дворище или на площади Софийского собора. КАЖДЫЙ КОНЕЦ и КАЖДАЯ УЛИЦА приходили со своими СТАРОСТАМИ и ЗАНИМАЛИ ОСОБЫЕ МЕСТА. Когда князь был в согласии с Новгородом, он также приходил на вече или присылал своего наместника. Обязаны были присутствовать ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, и СОТСКИЕ. При посаднике и тысяцком были ДЬЯКИ и ПОДЪЯЧИЕ, составлявшие вечевые грамоты и скреплявшие их свинцовыми печатями, висевшими на шнурках. В особо важных случаях на вече приглашались и пригороды."
Е. Нелидова "Великий Новгород" из серии "Русь в её столицах"
Это описание веча из книги начала двадцатого века, написанной новгородским историком, показывает, что представление о вече, как о неорганизованной орущей толпе, далеко от правды.
В той же книге описано ещё одно любопытное явление.
Случалось,"что уличане не слушали биричей и подвойских и НЕ СОБИРАЛИСЬ СТЕПЕННОЙ ТОЛПОЙ под предводительством старост. То тут, то там раздавались вдруг тревожные звуки церковных колоколов, на которые сбегался народ всякого звания, состояния и возраста. Бездомные бродяги и голытьба, не участвующие ни в каких общинах и НЕ ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЯ в ПРАВИЛЬНЫХ ВЕЧАХ, были желанными гостями на таких шумных и БЕСПОРЯДОЧНЫХ СОБРАНИЯХ. Здесь нужно было как можно больше самых здоровых крикунов, чтобы отстоять какое-нибудь дело, чтобы столкнуть кого-нибудь из правителей".
Похоже, что описание именно такого стихийного, не правильного с точки зрения обычаев и законов собрания бунтующей толпы вошло в советские и многие постсоветские учебники истории в качестве ОПИСАНИЯ ВЕЧА, и стало притчей во языцех. Невероятно, но факт! И ведь совершенно очевидно, что Великий Новгород, в отличие от всех других городов имевший особое право приглашать князей по своему усмотрению, не мог бы оставаться в течение веков процветающим городом, если бы его общество было неорганизовано, а судьба зависела только от крика беспорядочных толп.
Е. Нелидова "Великий Новгород" из серии "Русь в её столицах"
Это описание веча из книги начала двадцатого века, написанной новгородским историком, показывает, что представление о вече, как о неорганизованной орущей толпе, далеко от правды.
В той же книге описано ещё одно любопытное явление.
Случалось,"что уличане не слушали биричей и подвойских и НЕ СОБИРАЛИСЬ СТЕПЕННОЙ ТОЛПОЙ под предводительством старост. То тут, то там раздавались вдруг тревожные звуки церковных колоколов, на которые сбегался народ всякого звания, состояния и возраста. Бездомные бродяги и голытьба, не участвующие ни в каких общинах и НЕ ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЯ в ПРАВИЛЬНЫХ ВЕЧАХ, были желанными гостями на таких шумных и БЕСПОРЯДОЧНЫХ СОБРАНИЯХ. Здесь нужно было как можно больше самых здоровых крикунов, чтобы отстоять какое-нибудь дело, чтобы столкнуть кого-нибудь из правителей".
Похоже, что описание именно такого стихийного, не правильного с точки зрения обычаев и законов собрания бунтующей толпы вошло в советские и многие постсоветские учебники истории в качестве ОПИСАНИЯ ВЕЧА, и стало притчей во языцех. Невероятно, но факт! И ведь совершенно очевидно, что Великий Новгород, в отличие от всех других городов имевший особое право приглашать князей по своему усмотрению, не мог бы оставаться в течение веков процветающим городом, если бы его общество было неорганизовано, а судьба зависела только от крика беспорядочных толп.
"All members of the Novgorod society had the right to participate in the veche - all HOUSEHOLDERS, OWNERS and MEMBERS OF DIFFERENT COMMUNITIES, both rich and poor, both boyars and merchants, and black people. For the meeting, people of ALL tribes living in Novgorod and Novgorod were equal. In normal times of peace, the prince or mayor was notified of the meeting of the veche through BIRICH or PODVOYSKY, who walked through the auctions and streets and summoned the people. EVERY END and EVERY STREET came with their Wardens and HAVE SPECIAL PLACES When the prince was in agreement with Novgorod, he also came to the veche or sent his governor. and UPLINE, which made up the veche letters and fastened them with lead seals hanging on the laces. camping and suburbs. "
E. Nelidova "Veliky Novgorod" from the series "Russia in its capitals"
This description of the veche from a book of the early twentieth century written by a Novgorod historian shows that the idea of the veche as an unorganized screaming crowd is far from the truth.
Another interesting phenomenon is described in the same book.
It happened that “the convicts did not listen to the birichi and stocks and did not gather in a DEGREE CROWD under the leadership of the elders. Here and there suddenly the disturbing sounds of church bells were heard, to which people of every rank, state and age came running. in which communities and NOT PARTICIPATING IN THE RIGHT EVENTS, were welcome guests at such noisy and DISCONNECTED MEETINGS. Here it was necessary to have as many of the healthiest screamers as possible to defend any business, to push one of the rulers. "
It seems that the description of just such a spontaneous, not correct from the point of view of customs and laws, the gathering of a rebellious crowd was included in Soviet and many post-Soviet history textbooks as a DESCRIPTION OF THE EVENT, and became the talk of the town. Unbelievable, but it is a fact! And after all, it is quite obvious that Veliky Novgorod, unlike all other cities, which had a special right to invite princes at its discretion, could not remain a prosperous city for centuries if its society was disorganized, and fate depended only on the cry of disorderly crowds.
E. Nelidova "Veliky Novgorod" from the series "Russia in its capitals"
This description of the veche from a book of the early twentieth century written by a Novgorod historian shows that the idea of the veche as an unorganized screaming crowd is far from the truth.
Another interesting phenomenon is described in the same book.
It happened that “the convicts did not listen to the birichi and stocks and did not gather in a DEGREE CROWD under the leadership of the elders. Here and there suddenly the disturbing sounds of church bells were heard, to which people of every rank, state and age came running. in which communities and NOT PARTICIPATING IN THE RIGHT EVENTS, were welcome guests at such noisy and DISCONNECTED MEETINGS. Here it was necessary to have as many of the healthiest screamers as possible to defend any business, to push one of the rulers. "
It seems that the description of just such a spontaneous, not correct from the point of view of customs and laws, the gathering of a rebellious crowd was included in Soviet and many post-Soviet history textbooks as a DESCRIPTION OF THE EVENT, and became the talk of the town. Unbelievable, but it is a fact! And after all, it is quite obvious that Veliky Novgorod, unlike all other cities, which had a special right to invite princes at its discretion, could not remain a prosperous city for centuries if its society was disorganized, and fate depended only on the cry of disorderly crowds.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Малышева