В монастырь пришли трое новичков - сироты, чтобы...

В монастырь пришли трое новичков - сироты, чтобы стать членами большой монастырской семьи, но чтобы они стали полноправными монахами им дали испытательный срок, в который они должны были нести послушание: мыть, стирать, убирать, готовить...
Настоятель храма за день до начала испытательного срока, сказал им: " работу можете делать, а можете не делать, испытательный срок - это приобщение к нашей простой жизни."
Однако, что важней, хочу узнать ответ на один лишь вопрос по окончанию испытательного срока:
- Как можно одновременно желать и не желать? Кто не ответит, на вопрос, после окончания испытательного срока, тот пока не готов стать монахом)

Новички работали по мере своих сил и возможностей, ели со всеми и спали. Никто не следил за выполнением их работы и тем более не понуждал. Прошел испытательный месяц.

И вот настоятель спросил у первого тот самый вопрос, на который хотел услышать ответ. То был мужчина, руки которого были опрятны, однако на лице застыла ухмылка, на лбу от размышлений виднелись морщины.
Он ответил: "так как нам не ставилось условий в том сколько работать, а сколько отдыхать, то большую часть времени я размышлял, ибо ответ на вопрос - это билет в вашу обитель. И вот что я думаю: в мире не существует ничего достойного, чего стоит желать и ради чего действовать, всё в мире бренно и более того несет страдания, если привыкнуть. Единственное что необходимо желать - это спасение самого себя, через внутреннее развитие, ведь внутреннее выше телесного, поэтому я и пришел в монастырь, где меня могут этому научить . То есть мое желание заключается в отсутствии желания." Настоятель кивнул, приняв такой ответ.

Настоятель спросил у второго этот же вопрос. То был сильный мужчина с волевым подбородком, руки его были в мозолях и кровоподтеках от проделанных работ, на лице была нескрываемая горечь.
Он ответил(порывисто):"Я не знаю ответа на этот вопрос. Я делал свою послушнеческую работу исправно, но времени мне не хватало на то чтобы подумать..Да и зачем нужно знать ответ на этот злосчастный вопрос, если я всё делал для блага монастыря? Никто не сможет упрекнуть, что я отлынивал, потому что я работал больше всех." Настоятель кивнул, приняв такой ответ.

Настоятель подошел к третьему и спросил его о том что и у двух предыдущих. То был молодой юноша, руки его были в небольших мазолях и ранках, на лице отражалась улыбка=)) Неужели подумали другие двое послушника, молодой знает ответ на вопрос настоятеля??
Юноша ответил с улыбкой на устах: "Настоятель, честно сказать, я даже не успел подумать об ответе на ваш вопрос, поэтому я промолчу и не буду отвечать, потому что не знаю."

После этого настоятель сказал: из вас троих ответил на вопрос, только один, указав пальцем на третьего)

Тогда первый послушник возразил: "Настоятель, ведь он сказал что не знает ответа, он промолчал".
Верно, промолчал, но ответ я услышал - сказал настоятель))
Первый не унимался и спросил, что же не устроило настоятеля в его ответе. Настоятель ответил: ты прав, что спасти можно только себя, и внутреннее выше хотя бы тем телесного, что через внутреннее всё ощущается, переживается и живется. Ты прав, что спасая себя - спасаешь и других, однако ты не справился, потому что ты рисуешь, но не умеешь строить.

Тогда второй послушник подошел улыбаясь: "Настоятель, вы хитрите, ведь получается я тоже прошел, так как я больше всех работал, а значит больше построил, и также как третий, я не ответил на ваш вопрос". На что настоятель сказал, быть может ты и умеешь строить больше других, но ты не понимаешь для кого ты строишь и поэтому в последствии - разрушишь. Настоящее строительство в смирении, а не в первенстве))

Этим двум предложили снова пройти испытание, но они отказались, потому что не хотели больше мучаться и мириться с тем издевательством, проходя испытания и отвечать на глупые вопросы!
Three newcomers came to the monastery - orphans to become members of a large monastic family, but in order for them to become full monks they were given a probationary period in which they had to bear obedience: wash, wash, clean, cook ...
The abbot of the temple, one day before the beginning of the probationary period, told them: "You can do work, but you can not do it; a trial period is an introduction to our simple life."
However, more importantly, I want to know the answer to only one question at the end of the probationary period:
- How can you both wish and not wish? Whoever does not answer the question, after the end of the probationary period, is not yet ready to become a monk)
 
Newbies worked as much as they could, ate with everyone and slept. No one watched the execution of their work, much less urged. Passed the test month.
 
And the abbot asked the first one the very question he wanted to hear the answer to. It was a man whose hands were neat, but there was a smirk on his face, wrinkles were visible on his forehead from reflection.
He replied: “since we didn’t set conditions on how much to work and how much to rest, I thought most of the time, because the answer to the question is a ticket to your monastery. And this is what I think: there is nothing worthy in the world, what is worth willing and for what to act, everything in the world is perishable and moreover brings suffering if you get used to it. The only thing you need to desire is to save yourself, through inner development, because the inner is higher than the physical, so I came to the monastery where I can to teach this. That is my desire to conclude lack of desire. " The abbot nodded, accepting such an answer.
 
The abbot asked the second the same question. It was a strong man with a strong chin, his hands were in calluses and bruises from the work done, there was undisguised bitterness on his face.
He answered (impulsively): “I don’t know the answer to this question. I did my obedient work properly, but I didn’t have enough time to think .. Yes, and why do I need to know the answer to this unfortunate question, if I did everything for the good monastery? No one can blame that I shirked because I worked the most. " The abbot nodded, accepting such an answer.
 
The abbot approached the third and asked him about that of the two previous ones. It was a young man, his hands were in small mazol and wounds, a smile was reflected on his face =)) Did the other two novices think, did the young know the answer to the priest's question ??
The young man answered with a smile on his lips: "The abbot, to be honest, I did not even have time to think about the answer to your question, so I will not say anything and will not answer because I do not know."
 
After that, the abbot said: three of you answered the question, only one, pointing the finger to the third)
 
Then the first novice replied: "The abbot, because he said he did not know the answer, he said nothing."
True, said nothing, but I heard the answer - said the abbot))
The first did not let up and asked what did not suit the abbot in his answer. The abbot replied: you are right that you can only save yourself, and the inner is above at least that of the corporeal that through the inner everything is felt, experienced and lived. You are right to save yourself — you also save others, but you did not cope because you draw, but you don’t know how to build.
 
Then the second novice came up smiling: "The rector, you are cunning, because it turns out I also passed, as I worked the most, which means I built more, and also as the third, I did not answer your question." What the abbot said, perhaps you know how to build more than others, but you do not understand for whom you are building and therefore you will destroy it later. Real construction in humility, and not in the championship))
 
These two were offered to go through the test again, but they refused, because they did not want to suffer any more and put up with that mockery, passing the tests and answering stupid questions!
У записи 5 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Слава Воскресенский

Понравилось следующим людям