Если искусство чему-то и учит (и художника -...

Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней - и наиболее буквальной - формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности - превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную - но
не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение,
они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия - равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию - невнимание и брезгливость. Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего блага и повелители масс норовят оперировать, искусство вписывает "точку-точку-запятую с минусом", превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу.

Иосиф Бродский. Нобелевская лекция.
If art teaches something (and an artist in the first place), then it is the particulars of human existence. As the most ancient - and most literal - form of private enterprise, it willingly or unwillingly encourages in a person precisely his sense of individuality, uniqueness, separateness - transforming him from a social animal into a person. Much can be shared: bread, bed, convictions, beloved - but
not a poem by, say, Rainer Maria Rilke. Works of art, literature in particular, and a poem in particular, appeal to a person tete-a-tete, entering into direct, without intermediaries, relationships with him. For this, art in general, literature in particular, and poetry in particular, are disliked by zealots of the common good, masters of the masses, heralds of historical necessity. For where art has passed, where a poem is read,
they find in the place of the expected agreement and unanimity - indifference and discord, in the place of determination to action - inattention and disgust. In other words, in the zeros, which the zealots of the common good and the masters of the masses strive to use, art inscribes a "dot-dot-comma with a minus", turning every zero into a human face, though not always attractive, but human.

Joseph Brodsky. Nobel Lecture.
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Егор Авинкин

Понравилось следующим людям