"Достоевский же создаёт такое пространство, где читатель должен...

"Достоевский же создаёт такое пространство, где читатель должен и может отрабатывать некие нравственные нормы, причём нормы эти оказываются совсем другими по сравнению с теми, к которым читатель по умолчанию привык, они оказываются гораздо серьёзнее, гораздо выше. И это соотносится со структурой текста, соотносится с той базовой теорией, которую Достоевский закладывает в свои произведения. Здесь стоит вспомнить, что он всё-таки по образованию – инженер, причём инженер военный. То есть он не строитель, а тот, кто создаёт мгновенный и иногда менящийся облик местности для каких-то вполне определённых нужд. Это ближе к театральному художнику, чем к собственно строителю. И это чрезвычайно интересное образование для писателя. Достоевский создаёт некие полигоны для читателя. Почему его так трудно читать? Постоянно приходится работать над самим собой. И целый ряд препятствий, барьеров и рвов читатель просто не в состоянии пройти, если он эту работу не произвёл. Поэтому Достоевский часто вызывает такое отрицание вплоть до истерики: человек не хочет работать с собой, он хочет просто читать текст, а ты его, мол, при этом не трогай, оставь его самого (читателя) в покое — он ЗА пределами, он хочет лишь испытывать эстетическое чувство. А тексты Достоевского не дают ему испытывать эстетическое чувство, потому что они построены как полоса препятствий, и если ты одно препятствие не проходишь, то до следующего ты не доходишь тем более. Есть и ещё один важный момент. Достоевский при всём сказанном НЕ наступает на читателя – ни со своим культурным багажом (на самом деле – огромным!), ни со своими идеями. Хотя он и говорит, что главное в писателе – это перст, страстно поднятый, но эта идея, этот перст, по Достоевскому, должен не наступать на читателя, а отступать от него".
Татьяна Касаткина http://litrossia.ru/2013/40/08331.html
"Dostoevsky creates a space where the reader must and can work out certain moral norms, and these norms turn out to be completely different compared to those to which the reader is accustomed by default, they turn out to be much more serious, much higher. And this correlates with the structure of the text, correlates with the basic theory that Dostoevsky puts into his works.It is worth remembering that he is still an engineer by education, and a military engineer. That is, he is not a builder, but one who creates an instant and sometimes changing appearance of the area for which It is closer to a theater artist than to a builder himself. And this is an extremely interesting education for a writer. Dostoevsky creates certain polygons for the reader. Why is it so difficult to read? You constantly have to work on yourself. And a number of obstacles, the reader is simply not able to pass through barriers and ditches if he has not done this work. there is such a denial, up to hysteria: a person does not want to work with himself, he just wants to read the text, and you, they say, do not touch him, leave him (the reader) alone - he is OUTSIDE, he only wants to experience an aesthetic feeling ... And Dostoevsky's texts do not allow him to experience an aesthetic feeling, because they are built like a strip of obstacles, and if you do not pass one obstacle, then you will not reach the next one all the more. There is one more important point. For all that has been said, Dostoevsky does NOT step on the reader - neither with his cultural baggage (in fact, huge!), Nor with his ideas. Although he says that the main thing in a writer is the finger, passionately raised, but this idea, this finger, according to Dostoevsky, should not tread on the reader, but retreat from him. "
Tatyana Kasatkina http://litrossia.ru/2013/40/08331.html
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Мария Скрягина

Понравилось следующим людям