==== О разрешенности - запрешенности музыки и пения...

 ==== О разрешенности - запрешенности музыки и пения в исламе ==== 
Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Лет семь назад (примерно в 1999 году) мною было написано исследование по этой теме. Иной раз полемика разгоралась по поводу именно этого материала, и предлагалось его, как и саму тему, обсудить. За всем этим я порой наблюдал со стороны. Думаю, настало время и есть необходимость вернуться к этой теме, чтобы поставить для себя в ней предположительно последнюю точку. 

Ко всему прочему, имею возможность понимать и чувствовать оба мнения, так как личный опыт в данном вопросе имеется: на протяжении нескольких лет (примерно два года) в период получения высшего образования в Каире (с 1991/1992 учебного года по 1997/1998) я не слушал музыку полностью (именно полностью!), не пользуясь ни телевизором, ни радио, ни записями, стерев то, что было. Отказался я от этого в результате сделанного мною на тот момент поверхностного и строгого к себе вывода, а также по итогу услышанного от других, что, мол, музыка в Исламе запретна (харам). ==== Те, кто категорично запрещает ====Во-первых, по моим наблюдениям (на протяжении более 15 лет) кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное, чтобы он не забыл о том, что такое обязательная молитва. 

Во-вторых, религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И в этом сила Ислама и гибкость канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному»). ==== Аргументы тех, кто запрещает музыку ====1. «И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис»/1/ 
...» (Св. Коран, 31:6). 

Приведем полный текст аята: «И среди людей есть те, которые покупают забавы речи для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают Божью веру предметом насмешек. Этим людям уготовано унизительное наказание» (Св. Коран, 31:6). Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запрещенность которых определяется намерением и формой применения. 

Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запрещенности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факих и богослов Ибн Хазм /2/ 
 в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь». Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Всевышним словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен перед Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Всевышним и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» /3/ 


2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку: «Если услышат они [верующие] «аль-лягв» [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым, суетным словам], то отвернутся от этого» (Св. Коран, 28:55). 

Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята также представляется странным и неверным. Здесь явно имеются в виду бессмысленная и пустопорожняя речь, ругань, словесная суета, вызванные скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», то отвернутся от этого и скажут: «Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам, мы не желаем [общаться] с невеждами» (Св. Коран, 28:55). Данный аят подобен другому, дающему описание рабов Милостивого Господа: «Если обратятся к ним [к рабам Милостивого] невежды, то ответят они, покидая их [невежд]: «Мир [вам]!» (см., Св. Коран, 25:63). 

Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми. 

Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах не смотрит на внешние проявления [покорности Богу], однако смотрит на сердца ваши» /4/ 


Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). Касательно того, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление можно применить именно в достижение упомянутых греховных целей. 

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние /5/ 
, натуральный шелк /6/ 
, употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] /7/ 
 и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]»/8/ 


Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольных напитков, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег для доказательства их пользы для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» /9/ 


Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения /10/ 
. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете на музыку в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначность, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Но есть и другие, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому как например на свинину, спиртное) на музыку нет. 

Проводя параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, ко
==== About resolution - the prohibition of music and singing in Islam ====
Periods on the Internet have vigorously discussed the topic of the forbiddenness of music from the point of view of Islam. They say about the same thing, to hear each other from the opposing parties in this matter desire, as I see it, is missing. About seven years ago (approximately in 1999) I wrote a study on this topic. Sometimes the controversy flared up about this particular material, and it was proposed to discuss it, as well as the topic itself. For all of this, I sometimes watched from the side. I think the time has come and there is a need to return to this topic in order to put for myself the supposedly final point.

In addition, I have the opportunity to understand and feel both opinions, since personal experience in this matter is available: for several years (approximately two years) during the period of higher education in Cairo (from the 1991/92 academic year to the 1997/98) I I did not listen to music completely (completely!), without using either a TV, or a radio, or recordings, erasing what was before. I refused to do this as a result of the superficial and rigorous conclusion I made at that time, as well as from what I heard from others, that, they say, music in Islam is forbidden (haram). ==== Those who categorically prohibit ==== Firstly, according to my observations (for more than 15 years), it seems that those who prohibit in today's youth environment are, in most cases, those who blindly follow someone's opinion ( one-sidedly grounded), or those who show "piety" mixed with youthful maximalism, wishing thereby to challenge others. By the way, prohibiting and loudly assuring the ban themselves sometimes listen to music (which they like) or begin to listen to it after a year or two, moving away from the former categorical. I have seen many such examples, especially when a person gets out of a state of controversy and controversy, calms down and begins to engage in everyday household chores. The main thing is that he should not forget what obligatory prayer is.

Secondly, religion and spirituality are given to people outside sects and movements that speak of their chosenness and special correctness. In the history of Muslim theology, the most diverse theological controversy has been conducted on issues that have no direct and unequivocal answer in the Qur'an and Sunnah. Music refers specifically to such. And this is the strength of Islam and the flexibility of the canons. If a person does not have the flexibility of thinking (and for the development of the intellect, higher education is important today, and reading is not only religious literature), then all the canons are seen to be unshakably ossified ("only this way and in no other way"). ==== Arguments of those who ban music ==== 1. “And among people there are those who buy“ lahv al-Hadith ”/ 1 /
... ”(the Holy Quran, 31: 6).

Let us cite the full text of the ayah: “And among people there are those who buy speech fun in order to lead the Lord away without knowledge, and make God's faith a subject of ridicule. A humiliating punishment has been prepared for these people ”(St. Quran, 31: 6). If we take into account the words of some interpreters of the Qur'an about what is meant here and music (along with speech, prose, poetry, humor, for example), then the verse clearly and clearly indicates that music, singing and other forms of using the speech apparatus to the category of things, the permissibility or prohibition of which is determined by the intention and form of application.

Yes, some of the Companions of the Prophet and scholars of the following centuries cited this ayat as an argument in favor of the prohibition of singing, but not all agreed with this interpretation of the ayah. For example, the famous faqih and theologian Ibn Hazm / 2 /
in his book “Al-Muhallya” wrote: “In this verse there is no evidence of the prohibition of singing. The context of the verse and the text itself clearly confirm this, for the continuation of the verse reveals the purpose for which “entertaining speech is bought”. Hence it is clear that the action described is related to the godless person, and not to the ordinary godless person, but to the one who pushes others into disbelief! For if someone, for example, buys the book of sayings of the Prophet Muhammad (may God bless and greet him) in order to lead people out of the path of Truth through selective quotations taken out of context, then he is truly a sinner and an atheist! And this kind of action is described in the verse. At the same time, verbal fun (songs, jokes, parables, funny stories) that a person uses for entertainment and recreation is not in any way condemned by the Almighty. But intentionally distracting oneself from performing the next obligatory prayer, even reading the Holy Quran or Hadith, as well as talking, singing or something else is sinful before the Lord and is a Fasik (sinner). He who fulfills his religious duties (fardy) before the Most High and finds time for rest and entertainment not to the detriment of serving God, obeying His commandments, is a mukshin (righteous) "/ 3 /
.
 
2. Another ayat mentioned by people forbidding music: “If they [the believers] hear al-lagws” [that is, something that deserves to be eliminated from speech, like idle chatter and
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Тельман Гурбанов

Понравилось следующим людям