Изображение живого (искусство)
Лишь Он — Творец, способный все преобразить...
Ислам — религия, актуализирующаяся в образе жизни человека. Но каков этот образ жизни? Все запрещающий, ограничивающий какими-то внешними атрибутами? Вовсе нет! «Ад-дийну юср», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть религия — легкость/1/
. Она призвана облегчать жизнь, а не усложнять ее. Также Пророк трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут» /2/
.
Ислам всесторонне благоприятствует и поощряет развитие образования, науки, культуры, но запрещает ту часть искусства, которая претендует на творение, когда художники, например, или скульпторы считают, что творят нечто необычайное, шедевральное, исключая Бога и вознося себя. Творить присуще только Творцу — Богу. Люди же могут заниматься скульптурой, живописью как тем, что приукрашивает их жизнь, интерьер дома или архитектуру здания, могут конструировать очень умные машины и механизмы, используя законы природы, установленные Всевышним. Но в то же время, сколь бы умны они ни были, даже мелочь из сотворенного Богом, например муху, они не в состоянии воссоздать, сделать подобное. И каких бы высот ни достигли, никогда не смогут (см. Св. Коран, 22:73).
Итак, первое, что категорически запретно, — это приписывание себе возможности творить. Главным образом здесь подразумеваются те художники, которые думают, что «творят своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека». Будто бы им осталось только вдохнуть душу в свое «творение» — и оно оживет.
В прежние времена не было масштабного использования иллюстраций, отсутствовали типографии, которые могли бы множить картинку тысячными тиражами и тем самым она теряла бы определенную долю ценности и важности. Ранее также изображение живого сочеталось с его обожествлением, отношением как к чему-то святому, подобно христианскому иконостасу. Это как раз таки и было категорически запрещено. Ведь через постепенное обожествление изображенных людей (или животных) создаются сами собой предпосылки, приближающие человека к идолопоклонству/3/
. То же касается и повсеместного установления огромных памятников или бюстов «вождей», как это было очень распространено в бывшем Советском Союзе. Данная практика до сих пор существует в Китае, да и в некоторых мусульманских государствах.
Во всех богословских трудах, где подробно описывается тема изображения живого, вы столкнетесь с таким словом, как «мумтахэн», то есть то, к чему относятся без какого-либо внимания, уважения, безразлично. Так вот, еще со времен пророка Мухаммада установилось, что предметы, на которых имеется изображение животных или людей (паласы, покрывала, подушки, монеты и т. д.) и к которым применимо вышеупомянутое отношение, не несут в себе канонической запретности (харам). Максимум, что может быть, — это нежелательность (макрух), когда эти иллюстрации на той или иной домашней утвари отвлекают человека во время совершения молитвы-намаза/4/
.
Что допускается и что не допускается в художественных изображениях
Религия не сковывает человека, а освобождает, делает его широко смотрящим на жизнь, открывает перед ним горизонты вечности и одновременно возвращает с небес на землю, призывая думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.
Поэтому на хадисы, говорящие о запрете изображений и скульптур, необходимо смотреть со следующих позиций:
— с какой целью изображается то или иное живое?
— как это будет применяться?
— какие цели преследовал художник?
Несколько хадисов об ангелах и изображениях
Нахождение дома или в рабочем помещении натурального изображения чего-либо живого препятствует проникновению в данную часть пространства ангелов проявления милости Всевышнего. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Всевышнего] /5/
не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»/6/
, «тасавир» /7/
;
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура/8/
»/9/
»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир /10/
» /11/
»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура /12/
» /13/
».
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Всевышнего) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения/14/
, не препятствуют присутствию ангелов» /15/
.
Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого /16/
.
Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение явилось то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о Том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить /17/
.
Есть еще хадис, который гласит, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок». Пророк попросил изменить контуры головы у идола так, чтобы он стал подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились, а щенка вывели на улицу. За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн /18/
.
В своде хадисов имама Абу Дауда хадис звучит немного по-другому: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе, но не смог зайти. У входа стояла статуэтка идола, в помещении была занавеска с изображениями, а также щенок. Попроси, чтобы идола сделали подобным дереву, изменив контуры головы. Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть, а собаку пусть выведут из дома». Все было сделано, как просил ангел. Щенка вывели на улицу. За ним стали присматривать внуки Пророка Хасан и Хусейн» /19/
.
Хадис в продолжение темы об изображениях
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: «Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считают, что могут творить] сотворят хотя бы пылинку (атом), хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко» /20/
.
«Сотворят...» — не нарисовать, а именно из ничего сотворить атом, семя, зернышко подобно тому, как это творит Всевышний. Сотворить со всеми теми значительными качествами, что закладывает Творец в столь незначительных и на первый взгляд мертвых, но несущих в себе жизнь вещах.
«...Хотя бы пылинку (атом)» — в пояснениях к хадису говорится, что слово «частица» (зарра) обычно переводили как «муравей» (намля). То есть: «попробуйте сотворить мелочь из мира насекомых (муравья), а если не сможете, то попытайтесь — семя ячменя или пшеницы, которые проще, чем муравей»/21/
. Если брать во внимание открывшиеся перед человеком границы микромира, мира молекул и атомов, то можно спокойно, не прибегая к примеру с муравьем, ограничиться «атомом», который и обозначаем в арабском языке именно словом «зарра», упомянутым в тексте хадиса.
Господь указывает такого рода предложениями-укорами на ничтожную слабость человека пред Богом, хотя он (человек) сотворен Всевышним Творцом как самое совершенное и умное творение на Земле. Смысл сотворенности человека в полной мере раскрывается через веру в Бога, создавшего все и вся, предписавшего для людей определенные правила и нормы и передавшего эти предписания через посланников Своих и пророков.
Хадис
Пророк предупреждал: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]» /22/
.
«Воистину, наихудшее наказание» — исламские богословы подчеркивали, что понимать буквально эти слова будет неверным, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает «фараонов» и им подобных за упрямство в неверии и жестокости/23/
.
Имам ат-Табари дал интересное пояснение по данному нюансу: «В хадисе имеются в виду те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога, Единого и Вечного. Художник, зная о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры в Господа. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами. Те же художники, которые не имеют подобных намерений и уверены, что их художественные изображения людей или животных не будут обожествлены и превращены людьми в предметы поклонения, не подпадают под упомянутое наказание, но все равно являются непокорными и грешниками (аль-‘асы, аль-‘уса)» /24/
.
Хадис
«Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили» /25/
.
«Творили» («халяктум») — именно «то, что вы творили», сравнивая себя с Творцом. Вы думали, что столь совершенно изобразили человека или животное, что осталось только душу вдохнуть в изображенные вами тела?! «Вы слишком многое о себе возомнили в прежней жизни. Ну так попробуйте «вдохнуть» жизнь в них сегодня, в Судный День» /26/
.
Имам ан-Навави говорил: «Изображение животных (с целью достигнуть их реалистичности, посоперничав в этом с Богом) запретно, каковым бы ни было последующее применение и где бы ни помещалось это изображение: на одежде ли, на коврах, на денежных купюрах или стенах, на посуде и т. д. Что же касается иных изображений, где нет животных, то это не запретно».
Имам аль-Хаттаби, комментируя текст хадиса, сказал: «Велико наказание художника за то, что в былые времена люди поклонялись изображениям (живого в виде статуй или картин), забывая о Боге. И в первую очередь в э
Лишь Он — Творец, способный все преобразить...
Ислам — религия, актуализирующаяся в образе жизни человека. Но каков этот образ жизни? Все запрещающий, ограничивающий какими-то внешними атрибутами? Вовсе нет! «Ад-дийну юср», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть религия — легкость/1/
. Она призвана облегчать жизнь, а не усложнять ее. Также Пророк трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут» /2/
.
Ислам всесторонне благоприятствует и поощряет развитие образования, науки, культуры, но запрещает ту часть искусства, которая претендует на творение, когда художники, например, или скульпторы считают, что творят нечто необычайное, шедевральное, исключая Бога и вознося себя. Творить присуще только Творцу — Богу. Люди же могут заниматься скульптурой, живописью как тем, что приукрашивает их жизнь, интерьер дома или архитектуру здания, могут конструировать очень умные машины и механизмы, используя законы природы, установленные Всевышним. Но в то же время, сколь бы умны они ни были, даже мелочь из сотворенного Богом, например муху, они не в состоянии воссоздать, сделать подобное. И каких бы высот ни достигли, никогда не смогут (см. Св. Коран, 22:73).
Итак, первое, что категорически запретно, — это приписывание себе возможности творить. Главным образом здесь подразумеваются те художники, которые думают, что «творят своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека». Будто бы им осталось только вдохнуть душу в свое «творение» — и оно оживет.
В прежние времена не было масштабного использования иллюстраций, отсутствовали типографии, которые могли бы множить картинку тысячными тиражами и тем самым она теряла бы определенную долю ценности и важности. Ранее также изображение живого сочеталось с его обожествлением, отношением как к чему-то святому, подобно христианскому иконостасу. Это как раз таки и было категорически запрещено. Ведь через постепенное обожествление изображенных людей (или животных) создаются сами собой предпосылки, приближающие человека к идолопоклонству/3/
. То же касается и повсеместного установления огромных памятников или бюстов «вождей», как это было очень распространено в бывшем Советском Союзе. Данная практика до сих пор существует в Китае, да и в некоторых мусульманских государствах.
Во всех богословских трудах, где подробно описывается тема изображения живого, вы столкнетесь с таким словом, как «мумтахэн», то есть то, к чему относятся без какого-либо внимания, уважения, безразлично. Так вот, еще со времен пророка Мухаммада установилось, что предметы, на которых имеется изображение животных или людей (паласы, покрывала, подушки, монеты и т. д.) и к которым применимо вышеупомянутое отношение, не несут в себе канонической запретности (харам). Максимум, что может быть, — это нежелательность (макрух), когда эти иллюстрации на той или иной домашней утвари отвлекают человека во время совершения молитвы-намаза/4/
.
Что допускается и что не допускается в художественных изображениях
Религия не сковывает человека, а освобождает, делает его широко смотрящим на жизнь, открывает перед ним горизонты вечности и одновременно возвращает с небес на землю, призывая думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.
Поэтому на хадисы, говорящие о запрете изображений и скульптур, необходимо смотреть со следующих позиций:
— с какой целью изображается то или иное живое?
— как это будет применяться?
— какие цели преследовал художник?
Несколько хадисов об ангелах и изображениях
Нахождение дома или в рабочем помещении натурального изображения чего-либо живого препятствует проникновению в данную часть пространства ангелов проявления милости Всевышнего. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Всевышнего] /5/
не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»/6/
, «тасавир» /7/
;
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура/8/
»/9/
»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир /10/
» /11/
»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура /12/
» /13/
».
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Всевышнего) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения/14/
, не препятствуют присутствию ангелов» /15/
.
Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого /16/
.
Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение явилось то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о Том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить /17/
.
Есть еще хадис, который гласит, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок». Пророк попросил изменить контуры головы у идола так, чтобы он стал подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились, а щенка вывели на улицу. За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн /18/
.
В своде хадисов имама Абу Дауда хадис звучит немного по-другому: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе, но не смог зайти. У входа стояла статуэтка идола, в помещении была занавеска с изображениями, а также щенок. Попроси, чтобы идола сделали подобным дереву, изменив контуры головы. Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть, а собаку пусть выведут из дома». Все было сделано, как просил ангел. Щенка вывели на улицу. За ним стали присматривать внуки Пророка Хасан и Хусейн» /19/
.
Хадис в продолжение темы об изображениях
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: «Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считают, что могут творить] сотворят хотя бы пылинку (атом), хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко» /20/
.
«Сотворят...» — не нарисовать, а именно из ничего сотворить атом, семя, зернышко подобно тому, как это творит Всевышний. Сотворить со всеми теми значительными качествами, что закладывает Творец в столь незначительных и на первый взгляд мертвых, но несущих в себе жизнь вещах.
«...Хотя бы пылинку (атом)» — в пояснениях к хадису говорится, что слово «частица» (зарра) обычно переводили как «муравей» (намля). То есть: «попробуйте сотворить мелочь из мира насекомых (муравья), а если не сможете, то попытайтесь — семя ячменя или пшеницы, которые проще, чем муравей»/21/
. Если брать во внимание открывшиеся перед человеком границы микромира, мира молекул и атомов, то можно спокойно, не прибегая к примеру с муравьем, ограничиться «атомом», который и обозначаем в арабском языке именно словом «зарра», упомянутым в тексте хадиса.
Господь указывает такого рода предложениями-укорами на ничтожную слабость человека пред Богом, хотя он (человек) сотворен Всевышним Творцом как самое совершенное и умное творение на Земле. Смысл сотворенности человека в полной мере раскрывается через веру в Бога, создавшего все и вся, предписавшего для людей определенные правила и нормы и передавшего эти предписания через посланников Своих и пророков.
Хадис
Пророк предупреждал: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]» /22/
.
«Воистину, наихудшее наказание» — исламские богословы подчеркивали, что понимать буквально эти слова будет неверным, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает «фараонов» и им подобных за упрямство в неверии и жестокости/23/
.
Имам ат-Табари дал интересное пояснение по данному нюансу: «В хадисе имеются в виду те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога, Единого и Вечного. Художник, зная о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры в Господа. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами. Те же художники, которые не имеют подобных намерений и уверены, что их художественные изображения людей или животных не будут обожествлены и превращены людьми в предметы поклонения, не подпадают под упомянутое наказание, но все равно являются непокорными и грешниками (аль-‘асы, аль-‘уса)» /24/
.
Хадис
«Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили» /25/
.
«Творили» («халяктум») — именно «то, что вы творили», сравнивая себя с Творцом. Вы думали, что столь совершенно изобразили человека или животное, что осталось только душу вдохнуть в изображенные вами тела?! «Вы слишком многое о себе возомнили в прежней жизни. Ну так попробуйте «вдохнуть» жизнь в них сегодня, в Судный День» /26/
.
Имам ан-Навави говорил: «Изображение животных (с целью достигнуть их реалистичности, посоперничав в этом с Богом) запретно, каковым бы ни было последующее применение и где бы ни помещалось это изображение: на одежде ли, на коврах, на денежных купюрах или стенах, на посуде и т. д. Что же касается иных изображений, где нет животных, то это не запретно».
Имам аль-Хаттаби, комментируя текст хадиса, сказал: «Велико наказание художника за то, что в былые времена люди поклонялись изображениям (живого в виде статуй или картин), забывая о Боге. И в первую очередь в э
Image of the living (art)
Only He is the Creator, able to transform everything ...
Islam is a religion that is actualized in a person’s lifestyle. But what is this lifestyle? All prohibiting, limiting some external attributes? Not at all! “Ad-Dinu Yusr,” said the Prophet Muhammad (may the Most High bless him and welcome). That is, religion - lightness / 1 /
. It is designed to make life easier, and not to complicate it. The Prophet also repeated three times and insisted: “Those who display excessive scrupulousness and excessive severity will perish” / 2 /
.
Islam fully favors and encourages the development of education, science, culture, but prohibits the part of art that claims to be created when artists, for example, or sculptors believe that they are doing something extraordinary, masterpiece, excluding God and elevating themselves. To create is inherent only to the Creator - to God. People can be engaged in sculpture, painting as the fact that embellishes their life, the interior of the house or the architecture of the building, they can construct very smart machines and mechanisms using the laws of nature established by God. But at the same time, no matter how clever they are, even the smallest things created by God, such as a fly, they are not able to recreate, to do this. And whatever heights they reach, they can never (see the Holy Quran, 22:73).
So, the first thing that is strictly forbidden is attributing to oneself the possibility of creating. Mainly here are meant those artists who think that “they create with their brush, they bring something special to the portrait of this or that person”. As if they had only to breathe the soul into their "creation" - and it will come to life.
In the old days there was no large-scale use of illustrations, there were no printing houses that could multiply a picture with thousands of copies, and thus it would lose a certain amount of value and importance. Earlier, the image of the living was combined with its deification, its attitude as something sacred, like a Christian iconostasis. This is exactly the same and was strictly prohibited. After all, through the gradual deification of the depicted people (or animals), prerequisites are created by themselves that bring a person closer to idolatry / 3 /
. The same applies to the widespread establishment of huge monuments or busts of "leaders", as was very common in the former Soviet Union. This practice still exists in China, and in some Muslim states.
In all the theological works, where the theme of the image of the living is described in detail, you will come across such a word as “mumtahen,” that is, what is treated without any attention or respect, is indifferent. So, since the times of the Prophet Muhammad it was established that objects on which there is an image of animals or people (carpets, blankets, pillows, coins, etc.) and to which the above relation applies, do not carry a canonical prohibition (haram) . The maximum that can be is undesirability (makruh), when these illustrations on one or another household utensils distract a person during prayer-prayer / 4 /
.
What is allowed and what is not allowed in artistic images
Religion does not constrain a person, but frees him, makes him look at life widely, opens for him the horizons of eternity and at the same time returns from heaven to earth, calling to think not only of himself, but also of those who are near.
Therefore, it is necessary to look at the hadiths that speak about the prohibition of images and sculptures from the following positions:
- for what purpose is this or that living being portrayed?
- how will it be applied?
- what are the goals pursued by the artist?
Some Hadith about angels and images
Being at home or in the working room of a natural image of something alive prevents the angels' grace from entering into this part of the space of angels. The Prophet Muhammad (peace and blessings be upon him) said:
- "Angels [manifestations of the mercy of the Most High] / 5 /
Do not enter the premises where the Tamasil is located / 6 /
, "Tasavir" / 7 /
;
- “Angels do not enter the premises where the sura is located / 8 /
"/9/
";
- “Angels do not enter the room where the dog or“ tasavir / 10 /
" /eleven/
";
- “Angels do not enter the room where the dog is or“ sura / 12 /
" /13/
".
When commenting on these Hadiths, Imam al-Khattabi’s opinion is usually given: “Angels (manifestations of the Most High's mercy) do not enter those houses where there are images (or figurines) forbidden from the point of view of religion. But, for example, those images (or figurines) that do not have clear facial contours or are used without any special relation to them / 14 /
, do not interfere with the presence of angels "/ 15 /
.
More categorically the opinion of Imam al-Nawawi, who believed that the mentioned in the Hadith applies to any form of the image of the living / 16 /
.
One of the main reasons for the alleged non-penetration of angels into the room was the fact that earlier (as now and then) artistic images of the living or their monuments, statues, some people prayed
Only He is the Creator, able to transform everything ...
Islam is a religion that is actualized in a person’s lifestyle. But what is this lifestyle? All prohibiting, limiting some external attributes? Not at all! “Ad-Dinu Yusr,” said the Prophet Muhammad (may the Most High bless him and welcome). That is, religion - lightness / 1 /
. It is designed to make life easier, and not to complicate it. The Prophet also repeated three times and insisted: “Those who display excessive scrupulousness and excessive severity will perish” / 2 /
.
Islam fully favors and encourages the development of education, science, culture, but prohibits the part of art that claims to be created when artists, for example, or sculptors believe that they are doing something extraordinary, masterpiece, excluding God and elevating themselves. To create is inherent only to the Creator - to God. People can be engaged in sculpture, painting as the fact that embellishes their life, the interior of the house or the architecture of the building, they can construct very smart machines and mechanisms using the laws of nature established by God. But at the same time, no matter how clever they are, even the smallest things created by God, such as a fly, they are not able to recreate, to do this. And whatever heights they reach, they can never (see the Holy Quran, 22:73).
So, the first thing that is strictly forbidden is attributing to oneself the possibility of creating. Mainly here are meant those artists who think that “they create with their brush, they bring something special to the portrait of this or that person”. As if they had only to breathe the soul into their "creation" - and it will come to life.
In the old days there was no large-scale use of illustrations, there were no printing houses that could multiply a picture with thousands of copies, and thus it would lose a certain amount of value and importance. Earlier, the image of the living was combined with its deification, its attitude as something sacred, like a Christian iconostasis. This is exactly the same and was strictly prohibited. After all, through the gradual deification of the depicted people (or animals), prerequisites are created by themselves that bring a person closer to idolatry / 3 /
. The same applies to the widespread establishment of huge monuments or busts of "leaders", as was very common in the former Soviet Union. This practice still exists in China, and in some Muslim states.
In all the theological works, where the theme of the image of the living is described in detail, you will come across such a word as “mumtahen,” that is, what is treated without any attention or respect, is indifferent. So, since the times of the Prophet Muhammad it was established that objects on which there is an image of animals or people (carpets, blankets, pillows, coins, etc.) and to which the above relation applies, do not carry a canonical prohibition (haram) . The maximum that can be is undesirability (makruh), when these illustrations on one or another household utensils distract a person during prayer-prayer / 4 /
.
What is allowed and what is not allowed in artistic images
Religion does not constrain a person, but frees him, makes him look at life widely, opens for him the horizons of eternity and at the same time returns from heaven to earth, calling to think not only of himself, but also of those who are near.
Therefore, it is necessary to look at the hadiths that speak about the prohibition of images and sculptures from the following positions:
- for what purpose is this or that living being portrayed?
- how will it be applied?
- what are the goals pursued by the artist?
Some Hadith about angels and images
Being at home or in the working room of a natural image of something alive prevents the angels' grace from entering into this part of the space of angels. The Prophet Muhammad (peace and blessings be upon him) said:
- "Angels [manifestations of the mercy of the Most High] / 5 /
Do not enter the premises where the Tamasil is located / 6 /
, "Tasavir" / 7 /
;
- “Angels do not enter the premises where the sura is located / 8 /
"/9/
";
- “Angels do not enter the room where the dog or“ tasavir / 10 /
" /eleven/
";
- “Angels do not enter the room where the dog is or“ sura / 12 /
" /13/
".
When commenting on these Hadiths, Imam al-Khattabi’s opinion is usually given: “Angels (manifestations of the Most High's mercy) do not enter those houses where there are images (or figurines) forbidden from the point of view of religion. But, for example, those images (or figurines) that do not have clear facial contours or are used without any special relation to them / 14 /
, do not interfere with the presence of angels "/ 15 /
.
More categorically the opinion of Imam al-Nawawi, who believed that the mentioned in the Hadith applies to any form of the image of the living / 16 /
.
One of the main reasons for the alleged non-penetration of angels into the room was the fact that earlier (as now and then) artistic images of the living or their monuments, statues, some people prayed
У записи 7 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Тельман Гурбанов