О фильме "Батальон".
Пожалуй, это единственный раз, когда здесь я выскажу свое личное мнение. Которое - заметьте - я никому не хочу навязывать. Я просто поделюсь им.
Я много раз и много лет зарекалась ходить на отечественные исторические фильмы. Не столько и не только из-за того, что как историк, я вижу те или иные ляпсусы и неточности. А из-за самих картин. Атмосферы, которые они создают, и того послевкусия, которые они оставляют.
Вчера я нарушила свой зарок и пошла посмотреть "Батальон".
Потому что - это история, которую наша страна не знает, и не особо стремится узнать. В частности, сегодня я снова слышала замечательную фразу о том, что самая страшная война, которая была - это Вторая мировая. У меня сразу возникает впечатление, что Первая мировая была просто так. Ну забавы ради. Весело было, да. Чего уж там. Обхохочешься. Люди весело убивали друг друга - в Верденской мясорубке, на Марне, на Сомме, конечно - счастлив до невозможности был момент, когда впервые применили газ - и то, что происходило с людьми, которые не могли от этого защититься. Юмористическая программа начала XX века, ага.
Я ни в коем случае ни умаляю Вторую мировую войну.
Но мне обидно, что та война, которую современники называли "Великой войной" - у нас забыта. Это наследие предыдущих почти 100 лет.
Ну нет, конечно же, у нас в честь юбилея начала войны открыли два (или даже три) памятника, а в Пушкине - музей.
Но это ничтожно мало. Вернее - это лучше чем ничего, будем говорить прямо.
Очень часто за то время, которое вновь существует музей в Ратной палате (напомню, что построена она была в XX веке специально для трофеев Первой мировой войны), я слышу следующее: "скучно", "уныло", "пусто", "напоминает музей ВОВ в какой-нибудь глубинке" (с). Ну это, конечно, не весь сборник цитат. Но примерно для представления.
А если подумать и осознать, что это - ЕДИНСТВЕННЫЙ на всю страну музей Первой мировой войны.
И то, конечно же, спасибо надо сказать, 100-летнему юбилею её начала. Иначе бы, конечно, вряд ли он появился так быстро.
Не знаю, что должно произойти, чтобы наконец-то общество признало трагедию Первой мировой войны, чтобы перестало замалчивать и считать её по-прежнему "позорным наследием царизма", или как там, уже на современный лад, принято её считать.
Я еще раз повторю, что не умаляю достоинства Второй мировой войны и Великой Отечественной войны (в которой участвовали и члены моей семьи). Но просто мне обидно за Первую мировую.
Впрочем, о самом фильме.
"Батальон" - фильм от создателей "Брестской крепости" и "Сталинграда". Для меня это было сигналом к тому, что либо он удастся, либо - нет.
"Брестская крепость" на меня произвела сильное впечатление. Несравненно больше чем, к примеру, Великое кино о Великой войне от Великого режиссера с Великим актером в главной роли, которое было выпущено практически одновременно с "Крепостью".
"Сталинград" же я не оценила никак. В попытках догнать и перегнать накал страстей и трюков голливудского масштаба и пошиба мы отстаем сильно. Да и надо ли нам снимать нашу историю как в Голливуде. Хотя тут, конечно же, кто-нибудь да скажет, что мы должны равняться на Запад. У нас почему-то всегда устойчива модель - "что на Западе - то хорошее и лучшее"... Но я глубоко аполитична и потому отмечаю это лишь между делом, не собираясь создавать дискуссию и спорить о вопросах политики. (Вы меня все равно не переубедите, а я Вас - даже не буду пытаться).
Так вот, для меня - "Батальон" удался. На все сто. Не смотря на неточности и мелкие нестыковки.
Во-первых, это первое в новейшей истории нашей страны, кино про забытую нами войну, о которой многие обыватели, я подозреваю, даже не представляют. Ну вернее, видимо, догадываются, что раз была Вторая, то значит есть и Первая.
Я заранее предвосхищаю отзывы об этом фильме от основной массы тех, кто на него ходил. Здесь будет и "набор штампов", и крики о том, что "создателей фильма обидели коммунисты", и слова о том, что кто-то "рисует белых (ХОТЯ ИХ ТАМ ЕЩЕ И НЕТ) милыми и пушистыми в угоду новым веяниям, когда принято плохо говорить о старом и добром", и еще масса всего того, что я даже перечислять не хочу. Потому что заранее понятно и от этого тошно. Фантазии нет. Мы все пишем обо всем штампами и давайте успокоимся на этом, потому что ничего нового из 33 букв еще никто не изобрел. Кроме Велимира Хлебникова. И авангардистов, пожалуй.
И вот из этого проистекает во-вторых. Во-вторых, здесь показаны те реалии, которые принесла с собой Февральская революция 1917 года и даровала в армии. Дезорганизацию и начало развала армии.
Главную скрипку в этом сыграл Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Он означал, по сути, то, что офицеры - словом, весь командный состав - для простого солдата больше никто и ничто. Подчиняться им солдаты не обязаны. Выполнять их приказания тоже. Без совета с солдатскими комитетами нельзя было поднять солдат в атаку. Отразить атаку, наверное, все же они еще запрещать не решались.
Безусловно, были и много - те солдаты, которые приходили к своим командирам и говорили и доказывали свою готовность вести бой до конца.
Но, чаще и чаще, солдаты "смотрели в тыл". В принципе тут понятно - изматывающая война без конца и края - мне сейчас лень давать краткую справку о том, что это объяснимое поведение. Но, как объяснить то, что людям стало наплевать на врага, который стоит на их земле. Нам бы, лишь бы, домой бы. Дома хорошо. Потому что пока что там тыл. Пока туда не пришел враг. Но об этом мало кто задумывался. Началось дезертирство. Некоторые, оставшиеся на передовой развлекали себя "братанием с немцами". Это еще больше дезорганизовывало и разлагало. Понятно, и там и там люди - но. это же не мирное время. Это же не сошлись гулять две деревни в Троицын день, в конце концов. Это тактика и стратегия. А еще разведка и контрразведка.
А еще - это то, что из сознания людей вымывается чувство не то, чтобы патриотизма, а любви к своей Родине. Да, пофиг, образно говоря, что она частично оккупирована. Главное - бросить винтовку - и домой. Это все царь плохой и бояре плохие воду мутят и простых людей на смерть посылают.
И вот как раз - это все очень хорошо показано в фильме "Батальон". Наверное не надо объяснять, что это такое, когда армия не подчиняется командиру.Любимая отговорка всех времен и народов - тебе надо, ты и делай.
Я считаю, что в фильме достаточно объективно и жестко показан этот момент. Момент разложения. Момент, когда уже пахнет гнильцой и заранее понятно, что ничего хорошего не случится.
А еще, я считаю, что этот фильм - о любви к своей стране и Родине. О том, что не смотря на всеобщую смуту, в сердцах людей все равно жил долг перед своим Отечеством. О том, что в трудную минуту, когда мужчины занялись вышеописанным, женщины встали под знамя. Их никто не заставлял. Они добровольно пошли на это, потому что, не задумываясь, поставили интересы Отечества несравнимо выше своих собственных. (Такой же беспримерный подвиг совершили все, кто прошел Великую Отечественную войну).
И может быть, я пишу немного восторженно именно потому, что это один из совсем немногих фильмов про Первую мировую войну. Но он случился, и за это спасибо его создателям.
P.S. Я прямо вот чувствую, что сейчас, когда я пишу этот отзыв, кто-то, кто как и я, посмотрел этот фильм, уже выводит словосочетание "набор привычных штампов". На это я могу сказать одно - критиковать легко. Это беспроигрышный вариант, который, конечно же покажет, как Вы умны, тонки и ироничны. Только критика и поможет тут. Давно-давно Шота Руставели сказал об этом: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".
А вы попробуйте не показывать себя умным, тонким и ироничным, и всезнающим, а просто взять и посмотреть на фильм, как на то, что было.
На самом деле.
Пожалуй, это единственный раз, когда здесь я выскажу свое личное мнение. Которое - заметьте - я никому не хочу навязывать. Я просто поделюсь им.
Я много раз и много лет зарекалась ходить на отечественные исторические фильмы. Не столько и не только из-за того, что как историк, я вижу те или иные ляпсусы и неточности. А из-за самих картин. Атмосферы, которые они создают, и того послевкусия, которые они оставляют.
Вчера я нарушила свой зарок и пошла посмотреть "Батальон".
Потому что - это история, которую наша страна не знает, и не особо стремится узнать. В частности, сегодня я снова слышала замечательную фразу о том, что самая страшная война, которая была - это Вторая мировая. У меня сразу возникает впечатление, что Первая мировая была просто так. Ну забавы ради. Весело было, да. Чего уж там. Обхохочешься. Люди весело убивали друг друга - в Верденской мясорубке, на Марне, на Сомме, конечно - счастлив до невозможности был момент, когда впервые применили газ - и то, что происходило с людьми, которые не могли от этого защититься. Юмористическая программа начала XX века, ага.
Я ни в коем случае ни умаляю Вторую мировую войну.
Но мне обидно, что та война, которую современники называли "Великой войной" - у нас забыта. Это наследие предыдущих почти 100 лет.
Ну нет, конечно же, у нас в честь юбилея начала войны открыли два (или даже три) памятника, а в Пушкине - музей.
Но это ничтожно мало. Вернее - это лучше чем ничего, будем говорить прямо.
Очень часто за то время, которое вновь существует музей в Ратной палате (напомню, что построена она была в XX веке специально для трофеев Первой мировой войны), я слышу следующее: "скучно", "уныло", "пусто", "напоминает музей ВОВ в какой-нибудь глубинке" (с). Ну это, конечно, не весь сборник цитат. Но примерно для представления.
А если подумать и осознать, что это - ЕДИНСТВЕННЫЙ на всю страну музей Первой мировой войны.
И то, конечно же, спасибо надо сказать, 100-летнему юбилею её начала. Иначе бы, конечно, вряд ли он появился так быстро.
Не знаю, что должно произойти, чтобы наконец-то общество признало трагедию Первой мировой войны, чтобы перестало замалчивать и считать её по-прежнему "позорным наследием царизма", или как там, уже на современный лад, принято её считать.
Я еще раз повторю, что не умаляю достоинства Второй мировой войны и Великой Отечественной войны (в которой участвовали и члены моей семьи). Но просто мне обидно за Первую мировую.
Впрочем, о самом фильме.
"Батальон" - фильм от создателей "Брестской крепости" и "Сталинграда". Для меня это было сигналом к тому, что либо он удастся, либо - нет.
"Брестская крепость" на меня произвела сильное впечатление. Несравненно больше чем, к примеру, Великое кино о Великой войне от Великого режиссера с Великим актером в главной роли, которое было выпущено практически одновременно с "Крепостью".
"Сталинград" же я не оценила никак. В попытках догнать и перегнать накал страстей и трюков голливудского масштаба и пошиба мы отстаем сильно. Да и надо ли нам снимать нашу историю как в Голливуде. Хотя тут, конечно же, кто-нибудь да скажет, что мы должны равняться на Запад. У нас почему-то всегда устойчива модель - "что на Западе - то хорошее и лучшее"... Но я глубоко аполитична и потому отмечаю это лишь между делом, не собираясь создавать дискуссию и спорить о вопросах политики. (Вы меня все равно не переубедите, а я Вас - даже не буду пытаться).
Так вот, для меня - "Батальон" удался. На все сто. Не смотря на неточности и мелкие нестыковки.
Во-первых, это первое в новейшей истории нашей страны, кино про забытую нами войну, о которой многие обыватели, я подозреваю, даже не представляют. Ну вернее, видимо, догадываются, что раз была Вторая, то значит есть и Первая.
Я заранее предвосхищаю отзывы об этом фильме от основной массы тех, кто на него ходил. Здесь будет и "набор штампов", и крики о том, что "создателей фильма обидели коммунисты", и слова о том, что кто-то "рисует белых (ХОТЯ ИХ ТАМ ЕЩЕ И НЕТ) милыми и пушистыми в угоду новым веяниям, когда принято плохо говорить о старом и добром", и еще масса всего того, что я даже перечислять не хочу. Потому что заранее понятно и от этого тошно. Фантазии нет. Мы все пишем обо всем штампами и давайте успокоимся на этом, потому что ничего нового из 33 букв еще никто не изобрел. Кроме Велимира Хлебникова. И авангардистов, пожалуй.
И вот из этого проистекает во-вторых. Во-вторых, здесь показаны те реалии, которые принесла с собой Февральская революция 1917 года и даровала в армии. Дезорганизацию и начало развала армии.
Главную скрипку в этом сыграл Приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Он означал, по сути, то, что офицеры - словом, весь командный состав - для простого солдата больше никто и ничто. Подчиняться им солдаты не обязаны. Выполнять их приказания тоже. Без совета с солдатскими комитетами нельзя было поднять солдат в атаку. Отразить атаку, наверное, все же они еще запрещать не решались.
Безусловно, были и много - те солдаты, которые приходили к своим командирам и говорили и доказывали свою готовность вести бой до конца.
Но, чаще и чаще, солдаты "смотрели в тыл". В принципе тут понятно - изматывающая война без конца и края - мне сейчас лень давать краткую справку о том, что это объяснимое поведение. Но, как объяснить то, что людям стало наплевать на врага, который стоит на их земле. Нам бы, лишь бы, домой бы. Дома хорошо. Потому что пока что там тыл. Пока туда не пришел враг. Но об этом мало кто задумывался. Началось дезертирство. Некоторые, оставшиеся на передовой развлекали себя "братанием с немцами". Это еще больше дезорганизовывало и разлагало. Понятно, и там и там люди - но. это же не мирное время. Это же не сошлись гулять две деревни в Троицын день, в конце концов. Это тактика и стратегия. А еще разведка и контрразведка.
А еще - это то, что из сознания людей вымывается чувство не то, чтобы патриотизма, а любви к своей Родине. Да, пофиг, образно говоря, что она частично оккупирована. Главное - бросить винтовку - и домой. Это все царь плохой и бояре плохие воду мутят и простых людей на смерть посылают.
И вот как раз - это все очень хорошо показано в фильме "Батальон". Наверное не надо объяснять, что это такое, когда армия не подчиняется командиру.Любимая отговорка всех времен и народов - тебе надо, ты и делай.
Я считаю, что в фильме достаточно объективно и жестко показан этот момент. Момент разложения. Момент, когда уже пахнет гнильцой и заранее понятно, что ничего хорошего не случится.
А еще, я считаю, что этот фильм - о любви к своей стране и Родине. О том, что не смотря на всеобщую смуту, в сердцах людей все равно жил долг перед своим Отечеством. О том, что в трудную минуту, когда мужчины занялись вышеописанным, женщины встали под знамя. Их никто не заставлял. Они добровольно пошли на это, потому что, не задумываясь, поставили интересы Отечества несравнимо выше своих собственных. (Такой же беспримерный подвиг совершили все, кто прошел Великую Отечественную войну).
И может быть, я пишу немного восторженно именно потому, что это один из совсем немногих фильмов про Первую мировую войну. Но он случился, и за это спасибо его создателям.
P.S. Я прямо вот чувствую, что сейчас, когда я пишу этот отзыв, кто-то, кто как и я, посмотрел этот фильм, уже выводит словосочетание "набор привычных штампов". На это я могу сказать одно - критиковать легко. Это беспроигрышный вариант, который, конечно же покажет, как Вы умны, тонки и ироничны. Только критика и поможет тут. Давно-давно Шота Руставели сказал об этом: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".
А вы попробуйте не показывать себя умным, тонким и ироничным, и всезнающим, а просто взять и посмотреть на фильм, как на то, что было.
На самом деле.
About the film "Battalion".
Perhaps this is the only time here when I express my personal opinion. Which - mind you - I do not want to impose on anyone. I'll just share it.
Many times and for many years I have promised to go to Russian historical films. Not so much and not only because, as a historian, I see these or those lapses and inaccuracies. And because of the pictures themselves. The atmospheres they create and the aftertaste they leave behind.
Yesterday I broke my vow and went to see The Battalion.
Because this is a story that our country does not know, and does not particularly seek to learn. In particular, today I again heard a wonderful phrase that the most terrible war that took place was World War II. I immediately get the impression that the First World War was just like that. Well, for fun. It was fun, yes. What is really there. You’ll laugh. People were merrily killing each other - in the Verdun meat grinder, on the Marne, on the Somme, of course - happy to the impossibility was the moment when the gas was first used - and what happened to people who could not protect themselves from it. A humorous program of the early 20th century, yeah.
I am in no way belittling World War II.
But I am offended that the war that contemporaries called the "Great War" has been forgotten in our country. This is the legacy of the previous almost 100 years.
Well, no, of course, we have opened two (or even three) monuments in honor of the anniversary of the beginning of the war, and a museum in Pushkin.
But this is negligible. Rather - it's better than nothing, let's be frank.
Very often during the time that the museum in the Ratnaya Chamber has re-existed (let me remind you that it was built in the 20th century especially for the trophies of the First World War), I hear the following: "boring", "sad", "empty", "reminds a museum WWII in some remote place "(c). Well, this, of course, is not the whole collection of quotes. But roughly for presentation.
And if you think about it and realize that this is the ONLY museum of the First World War in the whole country.
And then, of course, I must say thank you to the 100th anniversary of its beginning. Otherwise, of course, it would hardly have appeared so quickly.
I don’t know what should happen in order for society to finally recognize the tragedy of the First World War, to stop hushing up and consider it as “the shameful heritage of tsarism,” or whatever, in a modern way, it is customary to consider it.
I will repeat once again that I am not belittling the merits of the Second World War and the Great Patriotic War (in which my family members also participated). But I just feel sorry for the First World War.
However, about the film itself.
"Battalion" is a film from the creators of "Brest Fortress" and "Stalingrad". For me, this was a signal that either he would succeed or not.
"Brest Fortress" made a strong impression on me. Incomparably more than, for example, the Great Movie about the Great War from the Great Director with the Great Actor in the title role, which was released almost simultaneously with The Fortress.
I didn’t appreciate Stalingrad in any way. In attempts to catch up and overtake the intensity of passions and tricks of a Hollywood scale and style, we are far behind. And should we shoot our story like in Hollywood? Although here, of course, someone will say that we should be equal to the West. For some reason, we always have a stable model - "what is good and the best in the West" ... But I am deeply apolitical and therefore note this only in passing, not intending to create a discussion and argue about political issues. (You still won't convince me, and I won't even try).
So, for me - "Battalion" was a success. One hundred percent. Despite the inaccuracies and minor inconsistencies.
Firstly, this is the first in the modern history of our country, a movie about the war we have forgotten, about which many inhabitants, I suspect, do not even imagine. Well, or rather, apparently, they guess that since there was a Second, then there is also a First.
I anticipate in advance the reviews of this film from the bulk of those who attended it. There will be a "set of cliches", and shouts that "the filmmakers were offended by the communists", and the words that someone "draws white (ALTHOUGH THERE ARE NOT THERE) cute and fluffy to please new trends, when it is customary to speak badly about the old and the good, "and there is a lot of everything that I don't even want to list. Because it is clear in advance and it makes you sick. There is no fantasy. We all write about everything in cliches and let's calm down on this, because no one has invented anything new from 33 letters yet. Except for Velimir Khlebnikov. And the avant-garde, perhaps.
And from this comes the second. Secondly, it shows the realities that the February Revolution of 1917 brought with it and bestowed in the army. Disorganization and the beginning of the collapse of the army.
The main violin in this was played by Order No. 1 of the Petrograd Soviet of Workers 'and Soldiers' Deputies. It meant, in fact, that the officers - in short, the entire commanding staff - for a simple soldier is nobody and nothing else. Soldiers are not required to obey them. Obey their orders too. Without advice from the soldiers' committees, it was impossible to rouse the soldiers to attack. Probably, they still did not dare to prohibit to repulse the attack.
Of course, there were many - those soldiers who
Perhaps this is the only time here when I express my personal opinion. Which - mind you - I do not want to impose on anyone. I'll just share it.
Many times and for many years I have promised to go to Russian historical films. Not so much and not only because, as a historian, I see these or those lapses and inaccuracies. And because of the pictures themselves. The atmospheres they create and the aftertaste they leave behind.
Yesterday I broke my vow and went to see The Battalion.
Because this is a story that our country does not know, and does not particularly seek to learn. In particular, today I again heard a wonderful phrase that the most terrible war that took place was World War II. I immediately get the impression that the First World War was just like that. Well, for fun. It was fun, yes. What is really there. You’ll laugh. People were merrily killing each other - in the Verdun meat grinder, on the Marne, on the Somme, of course - happy to the impossibility was the moment when the gas was first used - and what happened to people who could not protect themselves from it. A humorous program of the early 20th century, yeah.
I am in no way belittling World War II.
But I am offended that the war that contemporaries called the "Great War" has been forgotten in our country. This is the legacy of the previous almost 100 years.
Well, no, of course, we have opened two (or even three) monuments in honor of the anniversary of the beginning of the war, and a museum in Pushkin.
But this is negligible. Rather - it's better than nothing, let's be frank.
Very often during the time that the museum in the Ratnaya Chamber has re-existed (let me remind you that it was built in the 20th century especially for the trophies of the First World War), I hear the following: "boring", "sad", "empty", "reminds a museum WWII in some remote place "(c). Well, this, of course, is not the whole collection of quotes. But roughly for presentation.
And if you think about it and realize that this is the ONLY museum of the First World War in the whole country.
And then, of course, I must say thank you to the 100th anniversary of its beginning. Otherwise, of course, it would hardly have appeared so quickly.
I don’t know what should happen in order for society to finally recognize the tragedy of the First World War, to stop hushing up and consider it as “the shameful heritage of tsarism,” or whatever, in a modern way, it is customary to consider it.
I will repeat once again that I am not belittling the merits of the Second World War and the Great Patriotic War (in which my family members also participated). But I just feel sorry for the First World War.
However, about the film itself.
"Battalion" is a film from the creators of "Brest Fortress" and "Stalingrad". For me, this was a signal that either he would succeed or not.
"Brest Fortress" made a strong impression on me. Incomparably more than, for example, the Great Movie about the Great War from the Great Director with the Great Actor in the title role, which was released almost simultaneously with The Fortress.
I didn’t appreciate Stalingrad in any way. In attempts to catch up and overtake the intensity of passions and tricks of a Hollywood scale and style, we are far behind. And should we shoot our story like in Hollywood? Although here, of course, someone will say that we should be equal to the West. For some reason, we always have a stable model - "what is good and the best in the West" ... But I am deeply apolitical and therefore note this only in passing, not intending to create a discussion and argue about political issues. (You still won't convince me, and I won't even try).
So, for me - "Battalion" was a success. One hundred percent. Despite the inaccuracies and minor inconsistencies.
Firstly, this is the first in the modern history of our country, a movie about the war we have forgotten, about which many inhabitants, I suspect, do not even imagine. Well, or rather, apparently, they guess that since there was a Second, then there is also a First.
I anticipate in advance the reviews of this film from the bulk of those who attended it. There will be a "set of cliches", and shouts that "the filmmakers were offended by the communists", and the words that someone "draws white (ALTHOUGH THERE ARE NOT THERE) cute and fluffy to please new trends, when it is customary to speak badly about the old and the good, "and there is a lot of everything that I don't even want to list. Because it is clear in advance and it makes you sick. There is no fantasy. We all write about everything in cliches and let's calm down on this, because no one has invented anything new from 33 letters yet. Except for Velimir Khlebnikov. And the avant-garde, perhaps.
And from this comes the second. Secondly, it shows the realities that the February Revolution of 1917 brought with it and bestowed in the army. Disorganization and the beginning of the collapse of the army.
The main violin in this was played by Order No. 1 of the Petrograd Soviet of Workers 'and Soldiers' Deputies. It meant, in fact, that the officers - in short, the entire commanding staff - for a simple soldier is nobody and nothing else. Soldiers are not required to obey them. Obey their orders too. Without advice from the soldiers' committees, it was impossible to rouse the soldiers to attack. Probably, they still did not dare to prohibit to repulse the attack.
Of course, there were many - those soldiers who
У записи 18 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даша Гаврилюк