«Медуза» публикует полный текст последнего слова Егора Жукова.
"Судебное разбирательство, которое происходит сейчас, посвящено, в первую очередь, словам и их значению. Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, способы трактования, и надеюсь, мы смогли доказать уважаемому суду, что я не являюсь экстремистом — как с точки лингвистики, так и с точки зрения здравого смысла.
Сейчас я хочу затронуть вещи более фундаментальные, чем смысл слов. Я хочу рассказать про мотивы своих действий, благо эксперт также про них высказался. Мотивы подлинные и глубинные. Те, что заставляют меня заниматься политикой. Мотивы, следуя которым, я, в том числе, записывал видео для канала «Блог Жукова».
И вот с чего я хочу начать. Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей. Много внимания, как нам говорят, уделяется институту семьи и патриотизму. А ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру. Ваша честь, мне кажется, может быть, это даже хорошо. Христианская этика включает в себя две ценности, которые мне поистине близки. Во-первых, это ответственность. В основе христианства лежит история про человека, который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи. История про человека, который взял на себя ответственность в максимально возможном смысле этого слова. По сути центральная идея всей христианской религии — это идея личной ответственности.
Во-вторых, любовь. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — это главная фраза христианской религии. Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота. Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное и, пожалуй, наиболее сильное из всех в принципе возможных.
Но для того, чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно взглянуть на то, как нынешнее российское государство — гордо выставляющее себя защитником христианства, а значит и этих ценностей — на самом деле их защищает. Перед разговором об ответственности сперва нужно ответить на вопрос, что из себя представляет этика ответственного человека, какие слова он себе произносит в течение всей жизни. Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми. Все твои близкие умрут. Все твои планы нарушатся. Тебя будут обманывать и бросать. И ты никуда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдание. Смирись с этим. Но смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страданий, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой, потому что иначе все станет только хуже. Стань примером, стань тем, на кого можно положиться. Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа, и строй страны, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
Разве такому нас учат? Разве такую этику усваивают дети в школах? Разве таких героев мы чествуем? Нет. Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания. 10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны. Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная часть этого благосостояния получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.
Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху и их оттуда никто не отдаст. Снизу же — без преувеличения — осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, понимая, что как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья не смогут, русские мужчины вымещают всю злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на сто тысяч человек. В результате треть всех семей в России — это матери-одиночки с детьми. Это мы так, хочется спросить, традиционный институт семьи защищаем?
Мирон Федоров [рэпер Оксимирон], не раз приходивший на мои заседания, очень верно и справедливо заметил: у нас алкоголь дешевле, чем учебник. Государство создает все условия для того, чтобы между ответственностью и безответственностью россиянин всегда выбирал второе.
А теперь про любовь. Любовь невозможна без доверия. Настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности. Во-первых, совместная деятельность — редкое явление в стране, в которой не развита ответственность. А во-вторых, если совместная деятельность все-таки где-то проявляется, то она тут же начинает восприниматься охранителями как угроза. И неважно, чем ты занимаешься: помогаешь ли заключенным, выступаешь ли за права человека, охраняешь ли природу, — рано или поздно тебя настигнет либо статус «иностранного агента», либо тебя просто так запрут. Государство ясно дает понять: «Ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом не взаимодействуйте. Собираться больше двух на улице нельзя, посадим за митинг. Работать вместе по социальной повестке нельзя, дадим статус „иностранного агента“». Откуда в такой среде взяться доверию и в итоге любви? Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку.
Единственная социальная политика, которую последовательно проводит российское государство, — это разобщение. Так государство расчеловечивает нас в глазах друг друга. В его глазах мы уже давно расчеловечены. Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны? Отношение, которое каждый день подчеркивается избиениями дубинками, пытками в колониях, игнорированием эпидемии ВИЧ, закрытием школ и больниц и так далее.
Давайте взглянем на себя в зеркало. Кем мы стали, позволив сотворить с собой такое? Мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность. Мы стали нацией, разучившейся любить. Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой, писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. Обратил я взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Где сегодня подобные люди? Люди, чья душа так же остро болит за происходящее в родном отечестве. Почему их почти не осталось?
Все дело в том, что на поверку оказывается: единственный традиционный институт, который подлинно чтит и укрепляет нынешнее российское государство — это самодержавие. Самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей родине, кто не стесняется любить и брать на себя ответственность. В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема, что начальство всегда право, просто потому что оно начальство, что счастье здесь, может быть, и возможно, но только не для них. И выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью — минус 400 тысяч человек в год. За статистикой не видно людей. Так увидьте же их! Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой… люди. Такие же, как мы с вами.
Наверное, к этому моменту мотивы моей деятельности стали ясны. Я действительно желаю видеть в своих гражданах два эти качества — ответственность и любовь. Ответственность за себя, за тех, кто рядом, за всю страну. Любовь к слабому, к ближнему, к человечеству. Это мое желание — еще одна причина, ваша честь, почему я не мог призывать к насилию. Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности, а значит и к безответственности. Ровно так же насилие и не ведет к любви. И все же, несмотря на все преграды, я ни на секунду не сомневаюсь, что мое желание исполнится. Я смотрю вперед — за горизонт годов — и вижу Россию, наполненную ответственными и любящими людьми. Это будет по-настоящему счастливое место. Пусть каждый представит себе такую Россию. И пусть этот образ руководит вами в вашей деятельности так же, как он руководит мной.
В заключение скажу следующее: если сегодня суд все же примет решение, что эти слова произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами. Но я смотрю на ребят, с которыми меня свело «московское дело» — на Костю Котова, на Самариддина Раджабова, и вижу улыбки на их лицах. Леша Миняйло и Даня Конон в минуту нашего недолгого общения в СИЗО никогда не позволяли себе жаловаться на жизнь. Я постараюсь последовать их примеру. Я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс — пройти испытание во имя близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону. Спасибо!"
"Судебное разбирательство, которое происходит сейчас, посвящено, в первую очередь, словам и их значению. Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, способы трактования, и надеюсь, мы смогли доказать уважаемому суду, что я не являюсь экстремистом — как с точки лингвистики, так и с точки зрения здравого смысла.
Сейчас я хочу затронуть вещи более фундаментальные, чем смысл слов. Я хочу рассказать про мотивы своих действий, благо эксперт также про них высказался. Мотивы подлинные и глубинные. Те, что заставляют меня заниматься политикой. Мотивы, следуя которым, я, в том числе, записывал видео для канала «Блог Жукова».
И вот с чего я хочу начать. Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей. Много внимания, как нам говорят, уделяется институту семьи и патриотизму. А ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру. Ваша честь, мне кажется, может быть, это даже хорошо. Христианская этика включает в себя две ценности, которые мне поистине близки. Во-первых, это ответственность. В основе христианства лежит история про человека, который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи. История про человека, который взял на себя ответственность в максимально возможном смысле этого слова. По сути центральная идея всей христианской религии — это идея личной ответственности.
Во-вторых, любовь. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — это главная фраза христианской религии. Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота. Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное и, пожалуй, наиболее сильное из всех в принципе возможных.
Но для того, чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно взглянуть на то, как нынешнее российское государство — гордо выставляющее себя защитником христианства, а значит и этих ценностей — на самом деле их защищает. Перед разговором об ответственности сперва нужно ответить на вопрос, что из себя представляет этика ответственного человека, какие слова он себе произносит в течение всей жизни. Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми. Все твои близкие умрут. Все твои планы нарушатся. Тебя будут обманывать и бросать. И ты никуда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдание. Смирись с этим. Но смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страданий, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой, потому что иначе все станет только хуже. Стань примером, стань тем, на кого можно положиться. Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа, и строй страны, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
Разве такому нас учат? Разве такую этику усваивают дети в школах? Разве таких героев мы чествуем? Нет. Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания. 10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны. Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная часть этого благосостояния получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.
Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху и их оттуда никто не отдаст. Снизу же — без преувеличения — осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, понимая, что как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья не смогут, русские мужчины вымещают всю злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на сто тысяч человек. В результате треть всех семей в России — это матери-одиночки с детьми. Это мы так, хочется спросить, традиционный институт семьи защищаем?
Мирон Федоров [рэпер Оксимирон], не раз приходивший на мои заседания, очень верно и справедливо заметил: у нас алкоголь дешевле, чем учебник. Государство создает все условия для того, чтобы между ответственностью и безответственностью россиянин всегда выбирал второе.
А теперь про любовь. Любовь невозможна без доверия. Настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности. Во-первых, совместная деятельность — редкое явление в стране, в которой не развита ответственность. А во-вторых, если совместная деятельность все-таки где-то проявляется, то она тут же начинает восприниматься охранителями как угроза. И неважно, чем ты занимаешься: помогаешь ли заключенным, выступаешь ли за права человека, охраняешь ли природу, — рано или поздно тебя настигнет либо статус «иностранного агента», либо тебя просто так запрут. Государство ясно дает понять: «Ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом не взаимодействуйте. Собираться больше двух на улице нельзя, посадим за митинг. Работать вместе по социальной повестке нельзя, дадим статус „иностранного агента“». Откуда в такой среде взяться доверию и в итоге любви? Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку.
Единственная социальная политика, которую последовательно проводит российское государство, — это разобщение. Так государство расчеловечивает нас в глазах друг друга. В его глазах мы уже давно расчеловечены. Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны? Отношение, которое каждый день подчеркивается избиениями дубинками, пытками в колониях, игнорированием эпидемии ВИЧ, закрытием школ и больниц и так далее.
Давайте взглянем на себя в зеркало. Кем мы стали, позволив сотворить с собой такое? Мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность. Мы стали нацией, разучившейся любить. Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой, писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. Обратил я взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Где сегодня подобные люди? Люди, чья душа так же остро болит за происходящее в родном отечестве. Почему их почти не осталось?
Все дело в том, что на поверку оказывается: единственный традиционный институт, который подлинно чтит и укрепляет нынешнее российское государство — это самодержавие. Самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей родине, кто не стесняется любить и брать на себя ответственность. В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема, что начальство всегда право, просто потому что оно начальство, что счастье здесь, может быть, и возможно, но только не для них. И выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью — минус 400 тысяч человек в год. За статистикой не видно людей. Так увидьте же их! Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой… люди. Такие же, как мы с вами.
Наверное, к этому моменту мотивы моей деятельности стали ясны. Я действительно желаю видеть в своих гражданах два эти качества — ответственность и любовь. Ответственность за себя, за тех, кто рядом, за всю страну. Любовь к слабому, к ближнему, к человечеству. Это мое желание — еще одна причина, ваша честь, почему я не мог призывать к насилию. Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности, а значит и к безответственности. Ровно так же насилие и не ведет к любви. И все же, несмотря на все преграды, я ни на секунду не сомневаюсь, что мое желание исполнится. Я смотрю вперед — за горизонт годов — и вижу Россию, наполненную ответственными и любящими людьми. Это будет по-настоящему счастливое место. Пусть каждый представит себе такую Россию. И пусть этот образ руководит вами в вашей деятельности так же, как он руководит мной.
В заключение скажу следующее: если сегодня суд все же примет решение, что эти слова произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами. Но я смотрю на ребят, с которыми меня свело «московское дело» — на Костю Котова, на Самариддина Раджабова, и вижу улыбки на их лицах. Леша Миняйло и Даня Конон в минуту нашего недолгого общения в СИЗО никогда не позволяли себе жаловаться на жизнь. Я постараюсь последовать их примеру. Я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс — пройти испытание во имя близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону. Спасибо!"
Meduza publishes the full text of Yegor Zhukov's last word.
"The trial that is taking place now is primarily devoted to words and their meaning. We discussed specific phrases, the nuances of wording, ways of interpretation, and I hope we were able to prove to a respected court that I am not an extremist - as from the point of linguistics, and from the point of view of common sense.
Now I want to touch on things more fundamental than the meaning of words. I want to tell you about the motives of my actions, since the expert also spoke about them. The motives are genuine and profound. The ones that make me do politics. Motives, following which I, among other things, recorded a video for the channel "Zhukov's Blog".
And this is where I want to start. The Russian state today positions itself as the last defender of traditional values. Much attention, we are told, is paid to the institution of the family and patriotism. And the Christian faith is called the key traditional value. Your Honor, I think it might even be good. Christian ethics includes two values that are truly close to me. First, there is responsibility. At the heart of Christianity is the story of a man who decided to shoulder the suffering of the whole world on his shoulders. The story is about a man who took responsibility in the greatest possible sense of the word. In fact, the central idea of the entire Christian religion is the idea of personal responsibility.
Secondly, love. “Love your neighbor as yourself” is the main phrase of the Christian religion. Love is trust, compassion, humanism, mutual assistance and care. A society built on such love is a strong society and, perhaps, the most powerful of all in principle possible.
But in order to understand the motives of my activity, it is enough to look at how the current Russian state - proudly posing as a defender of Christianity, and therefore of these values - actually defends them. Before talking about responsibility, you first need to answer the question of what is the ethics of a responsible person, what words he utters to himself throughout his life. It seems to me, such: “Remember, your whole path will be filled with difficulties, sometimes unbearable. All your loved ones will die. All your plans will be disrupted. You will be deceived and abandoned. And you will not run away from death anywhere. Life is suffering. Deal with it. But resigned to this, resigned to the inevitability of suffering, still take your cross on your shoulders and follow your dream, because otherwise everything will only get worse. Become an example, become someone you can rely on. Do not obey despots, fight for freedom of body and spirit, and build a country in which your children can become happy. "
Is this what we are taught? Is this the kind of ethics children learn in schools? Do we honor such heroes? Not. The current situation in the country destroys any opportunity for human prosperity. 10% of the richest Russians have concentrated in their hands 90% of the country's wealth. Among them, of course, there are very worthy citizens, but the bulk of this prosperity was obtained not by honest labor for the benefit of people, but by banal corruption.
Our society is divided into two levels by an impenetrable barrier. All money is concentrated from above and no one will give it away from there. Below - without exaggeration - there was only hopelessness. Realizing that they have nothing to count on, realizing that no matter how hard they try, they cannot bring happiness either to themselves or to their family, Russian men take out all their anger on their wives, either drink themselves intoxicated or hang themselves. Russia is the first country in the world in terms of the number of male suicides per hundred thousand people. As a result, one third of all families in Russia are single mothers with children. Is this how we, I would like to ask, defend the traditional institution of the family?
Miron Fedorov [rapper Oksimiron], who came to my meetings more than once, remarked very correctly and rightly: our alcohol is cheaper than a textbook. The state creates all the conditions for the Russian to always choose the latter between responsibility and irresponsibility.
And now about love. Love is impossible without trust. Real trust arises during joint activities. Firstly, joint activities are rare in a country where responsibility is not developed. And secondly, if joint activity does manifest itself somewhere, then it immediately begins to be perceived by the guardians as a threat. It doesn't matter what you do: whether you help prisoners, advocate for human rights, or protect nature, sooner or later either the status of a "foreign agent" will overtake you, or you will simply be locked up. The state makes it clear: “Guys, go to your burrows and don't interact with each other. Gathering more than two on the street is impossible, we will put you for a rally. It is impossible to work together on the social agenda, we will give the status of a “foreign agent”. " Where does trust and ultimately love come from in such an environment? Not romantic, but humanistic love of a person for a person.
The only social
"The trial that is taking place now is primarily devoted to words and their meaning. We discussed specific phrases, the nuances of wording, ways of interpretation, and I hope we were able to prove to a respected court that I am not an extremist - as from the point of linguistics, and from the point of view of common sense.
Now I want to touch on things more fundamental than the meaning of words. I want to tell you about the motives of my actions, since the expert also spoke about them. The motives are genuine and profound. The ones that make me do politics. Motives, following which I, among other things, recorded a video for the channel "Zhukov's Blog".
And this is where I want to start. The Russian state today positions itself as the last defender of traditional values. Much attention, we are told, is paid to the institution of the family and patriotism. And the Christian faith is called the key traditional value. Your Honor, I think it might even be good. Christian ethics includes two values that are truly close to me. First, there is responsibility. At the heart of Christianity is the story of a man who decided to shoulder the suffering of the whole world on his shoulders. The story is about a man who took responsibility in the greatest possible sense of the word. In fact, the central idea of the entire Christian religion is the idea of personal responsibility.
Secondly, love. “Love your neighbor as yourself” is the main phrase of the Christian religion. Love is trust, compassion, humanism, mutual assistance and care. A society built on such love is a strong society and, perhaps, the most powerful of all in principle possible.
But in order to understand the motives of my activity, it is enough to look at how the current Russian state - proudly posing as a defender of Christianity, and therefore of these values - actually defends them. Before talking about responsibility, you first need to answer the question of what is the ethics of a responsible person, what words he utters to himself throughout his life. It seems to me, such: “Remember, your whole path will be filled with difficulties, sometimes unbearable. All your loved ones will die. All your plans will be disrupted. You will be deceived and abandoned. And you will not run away from death anywhere. Life is suffering. Deal with it. But resigned to this, resigned to the inevitability of suffering, still take your cross on your shoulders and follow your dream, because otherwise everything will only get worse. Become an example, become someone you can rely on. Do not obey despots, fight for freedom of body and spirit, and build a country in which your children can become happy. "
Is this what we are taught? Is this the kind of ethics children learn in schools? Do we honor such heroes? Not. The current situation in the country destroys any opportunity for human prosperity. 10% of the richest Russians have concentrated in their hands 90% of the country's wealth. Among them, of course, there are very worthy citizens, but the bulk of this prosperity was obtained not by honest labor for the benefit of people, but by banal corruption.
Our society is divided into two levels by an impenetrable barrier. All money is concentrated from above and no one will give it away from there. Below - without exaggeration - there was only hopelessness. Realizing that they have nothing to count on, realizing that no matter how hard they try, they cannot bring happiness either to themselves or to their family, Russian men take out all their anger on their wives, either drink themselves intoxicated or hang themselves. Russia is the first country in the world in terms of the number of male suicides per hundred thousand people. As a result, one third of all families in Russia are single mothers with children. Is this how we, I would like to ask, defend the traditional institution of the family?
Miron Fedorov [rapper Oksimiron], who came to my meetings more than once, remarked very correctly and rightly: our alcohol is cheaper than a textbook. The state creates all the conditions for the Russian to always choose the latter between responsibility and irresponsibility.
And now about love. Love is impossible without trust. Real trust arises during joint activities. Firstly, joint activities are rare in a country where responsibility is not developed. And secondly, if joint activity does manifest itself somewhere, then it immediately begins to be perceived by the guardians as a threat. It doesn't matter what you do: whether you help prisoners, advocate for human rights, or protect nature, sooner or later either the status of a "foreign agent" will overtake you, or you will simply be locked up. The state makes it clear: “Guys, go to your burrows and don't interact with each other. Gathering more than two on the street is impossible, we will put you for a rally. It is impossible to work together on the social agenda, we will give the status of a “foreign agent”. " Where does trust and ultimately love come from in such an environment? Not romantic, but humanistic love of a person for a person.
The only social
У записи 9 лайков,
0 репостов,
312 просмотров.
0 репостов,
312 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Пастор