путешестующим Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,...

путешестующим
Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
в избах, банях, лабазах — в бревенчатых теремах,
чьи копченые стекла держат простор в узде,
укрывайся тулупом и норови везде
лечь головою в угол, ибо в углу трудней
взмахнуть — притом в темноте — топором над ней,
отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

Бойся широкой скулы, включая луну, рябой
кожи щеки; предпочитай карему голубой
глаз — особенно если дорога заводит в лес,
в чащу. Вообще в глазах главное — их разрез,
так как в последний миг лучше увидеть то,
что — хотя холодней — прозрачнее, чем пальто,
ибо лед может треснуть, и в полынье
лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

Всегда выбирай избу, где во дворе висят
пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
то же самое — баба. Прячь деньги в воротнике
шубы; а если ты странствуешь налегке —
в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
В Азии сапоги — первое, что крадут.

В горах продвигайся медленно; нужно ползти — ползи.
Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
в сущности вертикальна. Лежа в горах — стоишь,
стоя — лежишь, доказывая, что, лишь
падая, ты независим. Так побеждают страх,
головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
Даже зная язык, не говори на нем.
Старайся не выделяться — в профиль, анфас; порой
просто не мой лица. И когда пилой
режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
папиросу в плевке. Что до вещей, носи
серое, цвета земли; в особенности — бельё,
чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

Остановившись в пустыне, складывай из камней
стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
может легко заблудиться: шаг в сторону — и кранты.
Призраки, духи, демоны — дома в пустыне. Ты
сам убедишься в этом, песком шурша,
когда от тебя останется тоже одна душа.

Никто никогда ничего не знает наверняка.
Глядя в широкую, плотную спину проводника,
думай, что смотришь в будущее, и держись
от него по возможности на расстояньи. Жизнь
в сущности есть расстояние — между сегодня и
завтра, иначе — будущим. И убыстрять свои
шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
цени равнодушье вещи к взгляду издалека
и сам теряй очертанья, недосягаем для
бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
какая разница, чем окажешься ты вблизи?
Даже еще и лучше, что человек с ножом
о тебе не успеет подумать как о чужом.

Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
света, богаче аллювием, то есть — мутней; в горстях,
когда из них зачерпнешь, остается ил,
и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.
Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
сторону только на сбитом тобою самим плоту.
Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

В письмах из этих мест не сообщай о том,
с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
повествуй о себе, о чувствах и проч. — письмо
могут перехватить. И вообще само
перемещенье пера вдоль по бумаге есть
увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
или лечь не удастся, с кем — вопреки письму —
ты уже не увидишься. Все равно, почему.

Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал;
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство, которому, кажется, ничего
не нужно, на самом деле нуждается сильно во
взгляде со стороны, в критерии пустоты.
И сослужить эту службу способен только ты.

И. Бродский "Назидание" (1987)
traveling
Traveling in Asia, sleeping in other people's homes,
in huts, baths, storage sheds - in log towers,
whose smoked glasses keep the space in check,
cover yourself with a sheepskin coat and strive everywhere
lie with your head in the corner, because in the corner it is more difficult
swing - moreover, in the dark - with an ax over her,
heavy from the drink just now, and exactly
hack you to death. Fit the circle into the square.

Fear a wide cheekbone, including the moon, pockmarked
cheek skin; prefer blue to brown
eye - especially if the road leads into the forest,
into the thicket. In general, the main thing in the eyes is their cut,
because at the last moment it is better to see what
which - although colder - is more transparent than a coat,
for ice can crack, and in a hole
better to wallow than in a honey-sticky lie.

Always choose a hut where they hang in the yard
diapers. Hang around only with those who are under fifty.
A man at this age knows enough about fate,
to ascribe something else to yourself at your expense;
the same thing - a woman. Hide your money in your collar
fur coats; and if you travel light -
in the leg below the knee, but not in the boot: they will find it.
In Asia, boots are the first thing stolen.

Move slowly in the mountains; you need to crawl - crawl.
Majestic from afar, meaningless up close
mountains are the shape of the surface, set on the bottom,
and seemingly horizontal winding trail
essentially vertical. Lying in the mountains - you stand
standing - lying, proving that, only
falling, you are independent. This is how fear is conquered
dizziness over a precipice or delight in the mountains.

Do not respond to "Hey, hover!" Be deaf and dumb.
Even knowing the language, do not speak it.
Try not to stand out - in profile, full face; at times
just not my face. And when the saw
cut the throat of the dog, do not wince. Smoking, extinguish
a cigarette in a spit. As for things, wear
gray, earth-colored; especially underwear,
to reduce the temptation to bury you in it.

Stopping in the desert, stack of stones
an arrow, so that, suddenly waking up, immediately recognize by it,
in which direction to move. Demons at night
in the wilderness they torment the traveler. Listening to their speeches
can easily get lost: a step to the side - and cranks.
Ghosts, spirits, demons - houses in the desert. You
you will see for yourself, rustling with sand,
when only one soul remains of you.

No one ever knows for sure.
Looking into the broad, dense back of the conductor,
think you are looking to the future and hold on
as far as possible from it. A life
in essence there is a distance - between today and
tomorrow, otherwise - the future. And speed up your
steps are worth, only if someone is chasing along the path
behind: killer, robbers, past, etc.

In the sour spirit of rags, in the smell of dung
appreciate the indifference of things to a look from afar
and lose the shape yourself, out of reach for
binoculars, memories, gendarme or ruble.
Coughing in a dusty cloud, chomping in the mud
what difference does it make when you get up close?
It's even better that a man with a knife
will not have time to think of you as a stranger.

Rivers in Asia look longer than in other parts
light, richer in alluvium, that is, more turbid; in handfuls,
when you scoop out of them, silt remains,
and the one who drinks of them laments after what he drank.
Don't trust the reflection. Swim to that
side only on the raft you brought down.
Know that the glow of a fire on the shore at night
sliding down the river, will give you away to the enemy.

In letters from these places, do not report that
what I encountered on the way. But, rustling a leaf,
tell about yourself, your feelings, etc. - letter
can intercept. And in general itself
movement of the pen along the paper is
increasing the gap with those with whom to sit more
or it will not be possible to lie down, with whom - in spite of the letter -
you won't see each other. It doesn't matter why.

When you stand alone on an empty plateau, under
the bottomless dome of Asia, in whose blue the pilot
or the angel occasionally dilutes his starch;
when you involuntarily flinch, feeling how small you are,
remember: a space that seems to be nothing
does not need, in fact needs much
viewed from the outside, in the criterion of emptiness.
And only you are capable of performing this service.

I. Brodsky "Edification" (1987)
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Виктория Устинова оставил(а) запись на стене пользователя Катя Свистунова

Понравилось следующим людям