Полная крутых поворотов история продолжает разворачиваться в Самаре...

Полная крутых поворотов история продолжает разворачиваться в Самаре вокруг фонтана 30-летия Победы. И она создаёт довольно любопытный прецедент для всей России.

Рассказываю всё по порядку, чтобы было понятно людям, не знающим начало истории и самарских реалий.

9 мая 1975 года в самом центре города (сейчас это прямо у областной администрации) открывают классный модернистский фонтан с тридцатью струями, символизирующими годы, прошедшие с окончания Великой Отечественной.

Самый шик фонтана в смальте, которой в чаше выложена абстрактная композиция, напоминающая салют, и Георгиевской ленте, возвышающейся над чашей. Фонтан быстро становится открыточным видом города, а сквер у него - любимым местом прогулок. Смотрите фото номер раз.

Сразу после Дня победы в 2017 году в рамках коврового благоустройства к Чемпионату мира по футболу без объявления войны фонтан полностью разрушается муниципальными службами. Горожане в шоке. Дорогая смальта из чаши раскидана в грудах строительного мусора и планомерно вывозится на свалку. Горожане разбирают её себе на память (у меня сын в эти кусочки до сих пор играет).

Тут отмечу, что смальта - материал недешёвый. Сейчас декорированный ей фонтан на ВДНХ за миллиард с лишним отреставрировали. Самарский был куда меньше и проще, но тем не менее...

В интернетах поднимается нешуточная волна негодования по поводу разрушения фонтана. Помогает подливать масла в огонь совпавший с разрушением Георгиевской ленты на фонтане украинский запрет этого символа.

Только через несколько дней городские власти начинают неуклюже объяснять, что фонтан пришёл в полную негодность. И они сделают на его месте такой же. И даже пуще прежнего, потому как он будет новый. Что интересно, в их аргументации присутствует полная законность произошедшего. Потому как фонтан не был никаким объектом культурного наследия (хотя его теоретически можно было включить в списки, так как возраст конструкции уже превысил необходимые для этого 40 лет).

Осенью открывается новая версия фонтана, которая отдалённо напоминает оригинал. Вместо смальты оформление сделано обычной плиткой (такого типа как в частных банях деорируют бассейны). И даже рисунок в чаше новым авторам повторить не удалось. Выглядит по сравнению с оригиналом это на редкость убого, но официальные лица, а вместе с ними не менее официальные телевидение и пресса ничего не замечают и рапортуют о том, что фонтан вновь засиял своими яркими цветами. Смотрите фото номер два.

Но на этом история не заканчивается. Как в 99% подобных случаев в России. Вдова руководителя работ по созданию фонтана Вагана Каркарьяна и его архитектора Владимира Борисова отправляются в суд. И спустя год после "обновления" фонтана суд решает, что конструкцию нужно вернуть к виду 1994 года (тогда фонтан последний раз ремонтировался по авторским эскизам) в 15-месячный срок. И каждый из истцов ещё получает от мэрии компенсацию в 25 тысяч рублей.

Мэрия это решение оспаривать не стала (тут стоит отметить, что с момента сноса фонтана в Самаре поменялись мэр и губернатор). И сегодня стало известно, что в июле начнутся работы по восстановлению.

Чем для нас всех это важно: архитекторы, художники и их наследники показывают, что они как носители авторского права могут влиять на варварские реконструкции и реставрации.

Чем для нас это опасно: на плохую версию фонтана уже потратили бюджетных денег. Теперь потратят ещё бюджетных денег на более хорошую. То, что результат будет удачным, гарантий нет. Так как не факт, что сейчас найдутся (и выиграют торги по работам) мастера, которые смогут вернуть конструкции действительно качественный первоначальный вид и грамотно уложить смальту.

Мораль: относитесь к городу и его наследию аккуратно. А то и денег потратите, и "славы" огребёте, и итог будет неочевиден.
The story, full of sharp turns, continues to unfold in Samara around the fountain of the 30th anniversary of Victory. And it creates a rather curious precedent for the whole of Russia.

I tell everything in order so that it is clear to people who do not know the beginning of history and Samara realities.

On May 9, 1975, in the very center of the city (now it is right next to the regional administration), a cool modernist fountain with thirty streams is opened, symbolizing the years that have passed since the end of the Great Patriotic War.

The most chic of the fountain is in smalt, with which an abstract composition resembling fireworks is laid out in the bowl, and the St. George ribbon towering over the bowl. The fountain is quickly becoming a postcard view of the city, and its square is a favorite place for walking. See photo number times.

Immediately after Victory Day in 2017, as part of the carpet landscaping for the World Cup without a declaration of war, the fountain is completely destroyed by municipal services. The townspeople are shocked. Expensive smalt from the bowl is scattered in heaps of construction waste and is systematically taken to the landfill. The townspeople take it apart for themselves (my son still plays these pieces).

Here I will note that smalt is not a cheap material. Now the fountain decorated by her at VDNKh has been restored for more than a billion. Samara was much smaller and simpler, but nevertheless ...

A serious wave of indignation is rising on the Internet over the destruction of the fountain. The Ukrainian prohibition of this symbol, which coincided with the destruction of the St. George ribbon at the fountain, helps to add fuel to the fire.

Only a few days later, the city officials begin to awkwardly explain that the fountain is completely unusable. And they will do the same in his place. And even worse than before, because it will be new. Interestingly, their argumentation contains the complete legitimacy of what happened. Because the fountain was not any object of cultural heritage (although theoretically it could be included in the lists, since the age of the construction has already exceeded the required 40 years).

In autumn, a new version of the fountain opens, which vaguely resembles the original. Instead of smalt, the decoration is done with ordinary tiles (of the type used in private baths, swimming pools are deorized). And even the drawing in the bowl was not repeated by the new authors. It looks extremely poor in comparison with the original, but the officials, and along with them no less official television and the press, do not notice anything and report that the fountain has once again shone with its bright colors. See photo number two.

But the story doesn't end there. As in 99% of similar cases in Russia. The widow of Vagan Karkaryan, the head of the fountain creation, and his architect Vladimir Borisov are sent to court. And a year after the "renovation" of the fountain, the court decides that the structure should be returned to its 1994 appearance (then the fountain was last repaired according to the author's sketches) within 15 months. And each of the plaintiffs still receives compensation from the mayor's office in 25 thousand rubles.

The mayor's office did not challenge this decision (it is worth noting that since the demolition of the fountain in Samara the mayor and governor have changed). And today it became known that restoration work will begin in July.

Why this matters to us all: Architects, artists and their heirs show that they, as copyright holders, can influence barbaric renovations and restorations.

Why it is dangerous for us: budget money has already been spent on a bad version of the fountain. Now they will spend more budget money on a better one. There is no guarantee that the result will be successful. Since it is not a fact that now there will be (and will win the auction for the work) craftsmen who will be able to return the structures to a really high-quality original appearance and competently lay smalt.

Moral: Treat the city and its heritage with care. And then you will spend money, and you will gain "fame", and the result will not be obvious.
У записи 257 лайков,
29 репостов,
5994 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Кочетков

Понравилось следующим людям