МИССИЯ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕ Святейший Патриарх Московский и...

МИССИЯ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Миссия Церкви в современном обществе осуществляется на двух уровнях. Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божией правде нравственного чувства, об установленном Творцом миропорядке, восставать против которого - значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении Церковь согласна с иными традиционными религиями России, со всеми нравственно здоровыми людьми.

Но Церковь несет миру и нечто несравненно большее - Евангелие Господа Иисуса Христа. Дар веры получен нами для того, чтобы мы не только утешались им в уюте наших храмов, но делились им с нашими ближними. Спаситель мира дал нам великое поручение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь, как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека - свидетельствовать об этой истине. Не только словами - хотя слова очень важны - но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием. Жизнь христиан должна отличаться от жизни мира сего. Мы должны показать, что путь самоудовлетворения, эгоизма и борьбы за выживание не ведет человека к счастью. Каждый, кто носит на себе крест Христов, призван быть свидетелем иного пути, утверждать возможность по-другому мыслить, по-другому поступать, по-другому разрешать конфликты, по-другому относиться к людям.

Нужно помнить: сейчас в обществе есть запрос на свидетельство об истине — истине нравственной и истине богословской, истине, способной спасать и преображать человеческие жизни. И все мы призваны ответить на этот запрос «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение. Тогда мы будем способны изменить окружающий нас информационный мир.

В связи с этим нельзя в полной мере поддержать практику, согласно которой священнослужители, ссылаясь на отсутствие благословения, вообще не взаимодействуют со СМИ. Это может привести к ограничению присутствия духовенства даже в районных или окружных изданиях, где, к сожалению, мы и так все еще недостаточно активны и заметны. Ведь не всегда у священника будет стремление по каждому обращению из районной газеты, например, с просьбой поздравить с праздником, испрашивать благословение викария — для некоторых проще будет отказаться, чем обратиться к начальству. Полагаю, что возможность взаимодействия со СМИ в бесспорных вопросах — вопросах просветительского, катехизаторского характера — должна быть предоставлена каждому настоятелю.

Из доклада на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года

ЖИЗНЬ ВИКАРИАТСВ И МЕЖПРИХОДСКИЕ СВЯЗИ
Основная задача епархиальных учреждений — координация работников викариатств, их методическое консультирование, организация семинаров в викариатствах, работа по обобщению имеющегося опыта, разработка методических указаний, организация общегородских профильных мероприятий, а также диалог с профильными городскими структурами, помощь викариатствам в диалоге с профильными структурами административных округов Москвы.

Межприходские связи проявились и в организации методической работы. Во исполнение поручений епархиального собрания в викариатствах проходили пастырские, а также обучающие семинары и рабочие совещания для директоров воскресных школ, для свечниц, для помощников настоятелей по катехизации, по взаимодействию со школами, по молодежной работе и другим видам приходской деятельности. Прошу Преосвященных, управляющих викариатствами, и впредь проводить такую работу.

БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ. ИСПОВЕДЬ.
Следует заметить, что уменьшению времени, посвящаемому исповеди во время богослужений, способствовало бы более ясное различение Таинства Покаяния и духовной беседы, в которую порой превращается исповедь. Последнее нередко и приводит к тому, что исповедь затягивается до отпуста Литургии. Для того чтобы нуждающиеся в том прихожане могли излить свои скорби или устремления в беседе со священником, должно быть организовано внебогослужебное дежурство священников. В малоклирных храмах могут быть хотя бы введены определенные часы приема дежурного священника, например, за час или два до начала вечернего богослужения, или какое-то время после окончания воскресного богослужения. В многоклирных храмах дежурства могут быть и более интенсивны. Тем, кто, во время Божественной литургии стремиться превратить исповедь в беседу, можно предложить придти в определенные часы.

КРЕЩЕНИЕ И КАТЕХИЗАЦИЯ
Пугает не столько уверенность в автоматизме таинства, сколько само формальное отношение к Церкви. Суеверия, проявляющиеся у людей, сопряжены с полуязыческими поверьями: что креститься нужно для того, чтобы не болеть, что это есть общая традиция, что это магический амулет, который сбережет крещаемого от всех бед». Все эти факты с очевидностью показывают необходимость тщательной катехизической работы.

Напомню, что минимальные требования, предусмотренные решением Священного Синода, включают в себя:
в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
в отношении крещаемых (кроме младенцев) — личную покаянно-исповедальную беседу со священником.

Благочинный Сретенского округа протоиерей Олег Клемышев справедливо уточняет: «Довольно часто один из родителей – человек нецерковный, а минимальные требования подразумевают, что он должен быть на огласительных беседах, куда он, конечно, не идет. В то же время, мы не можем препятствовать другому родителю крестить и воспитывать младенца в православии. В таком случае минимальные требования должны относиться к тому родителю, который приносит младенца ко крещению». Это совершенно верное замечание — именно в этом смысле следует понимать указания Священного Синода. Более того, если родители или восприемники уже воцерковлены, регулярно участвуют в приходской жизни, причащаются, научены основам веры — им, конечно же, не нужно проходить оглашение. Это, кстати, оговорено как в синодальном документе, так и в моем распоряжении.

Предлагаю Преосвященным викариям в каждом викариатстве определить те храмы, где практика катехизации осуществляется на высоком уровне, и провести семинары, где успешные катехизаторы поделятся своим опытом с теми приходами, где огласительная практика еще оставляет желать лучшего.

Просвещение прихожан, которое должно начинаться с катехизации перед Таинством Крещения, конечно же, не завершается ею. Следует пользоваться любой возможностью для научения людей, для сообщения им основ веры Христовой, евангельских истин.

Удивительно, но ведь бывают еще случаи, подобные тому, который описывает протоиерей Владимир Диваков: «В Великую субботу, когда люди, даже малоцерковные стремятся зайти в храм, уже в 2-3 часа дня находят его закрытым, якобы для уборки, что очень огорчает людей. Именно в подобные дни следует заниматься миссионерской деятельностью: раздавать листовки, рассказывающие о празднике, и другую религиозную литературу». Убежден, что подавляющее большинство присутствующих здесь настоятелей полностью согласны с последним утверждением отца Владимира, а те, кто в приведенном примере узнал свой храм, — в грядущем году исправятся

Ключевую роль в развитии просветительской деятельности прихода играет штатный миссионер-катехизатор. При этом важно находить и привлекать добровольцев из числа прихожан, и успешные примеры храмов, где это происходит, мне известны.

Неизменно важной является роль работников свечного ящика, которые, как правило, первыми встречают человека, приходящего в храм. Хорошо, что сейчас, во исполнение поручений двух предыдущих епархиальных собраний, в некоторых викариатствах организуются семинары для этих работников. Такие семинары, на мой взгляд, должны иметь практический характер: например, как правильно повести разговор с человеком, у которого только что скончался родственник — очевидно, что этот разговор не может ограничиться предложением заказать панихиду, сорокоуст, годовое поминовение и тому подобное, но должен быть средством поддержки человека в трудной ситуации, с указанием, что молитва и участие в богослужениях могут помочь перенести постигшую скорбь и облегчить участь новопреставленного.

ОБРАЗОВАНИЕ. ОПК
Уже в ближайшие недели всем настоятелям следует выяснить, в том числе путем письменных и устных объявлений, у кого из прихожан, посещающих их храмы, в сентябре 2014 года дети поступают в четвертый класс. Полагаю, что некоторые из присутствующих здесь священников, имея детей соответствующего возраста, также находятся в этой ситуации. С такими родителями следует провести отдельные беседы относительно выбора модуля «Основы православной культуры», разъяснить им их права, проинформировать о возможности защиты этих прав. Активные родители могли бы, в свою очередь, ретранслировать эту информацию родителям одноклассников их детей.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Считаю, что список допустимых к распространению при храмах классических книг, подчеркну — христианского содержания, следовало бы разместить на сайте Издательского совета, без формальной экспертизы и получения грифа, путем лишь утверждения списка коллегией по рецензированию согласно уже предложенной схеме.

В связи с обсуждаемой темой о распространении книг при храмах традиционно хочу напомнить всем приходам о необходимости подписаться на получение официального издания Русской Православной Церкви — Журнал Московской Патриархии. Полага
MISSION OF THE CHURCH IN SOCIETY
His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia

The mission of the Church in modern society is carried out on two levels. The Church testifies to the immutability of a moral feeling based on God's truth, of the world order established by the Creator, to rebel against which means to rebel against human nature itself, bringing upon oneself inevitable troubles. In this respect, the Church agrees with other traditional religions of Russia, with all morally healthy people.

But the Church brings to the world something incomparably greater - the Gospel of the Lord Jesus Christ. We received the gift of faith so that we would not only be comforted by it in the comfort of our churches, but would share it with our neighbors. The Savior of the world gave us a great commission: “Go, teach all nations, baptizing them in the name of the Father and the Son and the Holy Spirit, teaching them to observe everything that I have commanded you” (Matt. 28, 19-20).

The Church entrusts to its members a saving truth capable of transforming the life of both individual people and entire nations, as has happened more than once in history. And the duty of an Orthodox person is to bear witness to this truth. Not only with words - although words are very important - but above all with a life transformed by the Gospel. The life of Christians should be different from the life of this world. We must show that the path of self-satisfaction, selfishness and the struggle for survival does not lead a person to happiness. Everyone who wears the cross of Christ is called to witness a different path, to assert the ability to think differently, act differently, resolve conflicts differently, treat people differently.

It must be remembered: now in society there is a demand for a testimony of truth - moral and theological truth, truth that can save and transform human lives. And we are all called to answer this question “with meekness and reverence” (1 Pet. 3:15).

INFORMATION FIELD
We need new doers in the media space from among the clerics and parishioners with the appropriate talents. To change the vector of development of society, our efforts are not enough yet. We should strive to set the rules of church presence in the information environment ourselves, and not live according to those offered to us by the secular environment. Then we will be able to change the information world around us.

In this regard, it is impossible to fully support the practice according to which the clergy, referring to the lack of blessings, do not interact with the media at all. This can lead to a limitation of the presence of the clergy, even in the district or district publications, where, unfortunately, we are still not active and visible enough. After all, the priest will not always have the desire for every appeal from the regional newspaper, for example, with a request to congratulate on a holiday, ask for the blessing of the vicar - for some it will be easier to refuse than to turn to the authorities. I believe that the opportunity to interact with the media on indisputable issues - issues of an educational, catechetical nature - should be given to each abbot.

From a report at the diocesan meeting of the city of Moscow on December 20, 2013

LIFE OF VICARIATS AND INTER-PARISH RELATIONS
The main task of diocesan institutions is to coordinate workers of vicariates, their methodological advice, organization of seminars in vicariates, work on summarizing existing experience, developing guidelines, organizing city-wide profile events, as well as dialogue with relevant city structures, helping vicariates in dialogue with specialized structures of administrative districts Moscow.

Inter-parish ties also manifested themselves in the organization of methodological work. In fulfillment of the instructions of the diocesan assembly, the vicariates held pastoral and educational seminars and workshops for Sunday school principals, for candlesticks, for catechism assistants, for interaction with schools, for youth work and other types of parish activities. I ask the Bishops, the governors of the vicariates, to continue to carry out such work.

LIVING LIFE. CONFESSION.
It should be noted that a clearer distinction between the Sacrament of Repentance and the spiritual conversation into which confession is sometimes turned into would contribute to a decrease in the time devoted to confession during divine services. The latter often leads to the fact that the confession is delayed until the release of the Liturgy. In order for parishioners in need of this to be able to pour out their sorrows or aspirations in conversation with a priest, an out-of-service vigil of priests should be organized. In churches with little clerics, at least certain hours of reception of the priest on duty can be entered, for example, an hour or two before the beginning of the evening service, or some time after the end of the Sunday service. In multi-cleared temples, the watch may be more intense. Those who, during the Divine Liturgy, strive to turn confession into a conversation, can be invited to come at certain hours.

BAPTISM AND CATECHIZATION
It is not so much the confidence in the automaticity of the sacrament that scares the
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасий Байков

Понравилось следующим людям