ОСУЖДЕНИЕ
Часто осуждение является единственной темой общения. Двое встречаются
только для того, чтобы осудить третьего. Самые распространенные темы бытовых бесед – помусолить сведения о чьей-то жизни, посмеяться над чужими оплошностями, пожаловаться на начальство и т.д. И внешний вид другого человека, и его взгляд, и его тон – всё подвергается безапелляционному суду нашей мысли.
Осуждение – это определенный показатель, знак того, что у тебя происходит внутри. Осуждение рождается из недовольства, а оканчивается негодованием. Осуждая других, мы возмущаем самих себя, лишаем собственную душу мира. Если заглянуть внутрь души осуждающего, то можно увидеть, как там копошатся, беспокоят, свербят недовольные помыслы. Они как нарывы на теле, прикосновение к которым доставляет боль. Поэтому такому человеку везде всё не так: в семье, на работе, в государстве. Он ищет, кому пожаловаться, поныть, а заодно наговорить всяких гадостей.
Осуждать – значит видеть вокруг себя только темное. Но наши глаза созданы Богом так, чтобы реагировать на свет, и душа создана, чтобы видеть светлое, а мы сами настраиваем око своей души на мрак. В конечном итоге говорить о темном – значит самому быть темным. Поэтому люди, погрязшие в осуждении, как правило, унылы и мрачны.
В православной аскетической традиции есть понятие умного делания, когда весь внутренний мир, вся душа человека устремлены ко Христу, ум отсекает злые помыслы и возделывает добрые, сердце рождает теплые чувства, воля устремлена к добру. Осуждение в каком-то смысле тоже делание, только не умное, а безумное. Весь внутренний мир, вся душа такого человека ищет, за что бы ухватиться, чтобы осудить человека, выразить недовольство и негодование.
Осуждение производит внутри осуждающего разбалансировку всех его душевных сил. Он теряет цельность, потому что внутренне кидается то на одного, то на другого, полагаясь на свои кривые, лживые мысли. После осуждения внутри нет ни покоя, ни чистоты. Там – полный разброд мрачных мыслей и чувств. В этом смысле осуждение – душевный недуг.
Осуждающий часто считает, что всего лишь констатирует факты, что он не боится говорить о несправедливостях, о том, что есть на самом деле. Но осуждающий не замечает, что зачастую специально ищет, а в чем бы уличить и обвинить другого. Он подобен человеку, который несет домой разный мусор и хлам, наполняет им свое жилище и сидит в этом соре. Так и душа осуждающего уподобляется месту сбора всевозможного мусора.
На самом деле осуждение рождается не из наблюдения несправедливостей как таковых, а, повторим, из мятежности наших собственных мыслей, буйства внутренних чувств, которые кидаются из стороны в сторону, готовы наброситься на кого угодно, только бы найти этому повод.
Если человек не преодолеет в себе мятежности, то он будет осуждать и самых близких людей: родителей, мужа или жену, детей, будет жаловаться и негодовать. Жизнь такого человека – сплошная беда. Ведь он сам кругом видит одни беды и досадует.
Что же делать? Как преодолеть в себе осуждение?
Если говорить по существу, то человек никогда не освободится от страсти осуждения, пока не вкусит смирения. В этом смысле у каждого из нас есть своя мера осуждения ближних в меру гордости каждого из нас. Ведь осуждение означает, что ты поставил себя выше других и считаешь себя способным оценивать их жизнь и поступки, выносить вердикт, как выносит судья подсудимому приговор или врач ставит пациенту диагноз.
Душа, стяжавшая смирение, освобождается от осуждения. Смирение вносит в душу мир, уходит мятежность, и человек перестает осуждать, его внутри ничто не свербит, он не останавливается взглядом на чужих недостатках.
Когда мы любим кого-то, то видим в нем достоинства, которых не замечают посторонние. Любящему не мешает радоваться встрече с любимым ничто из его несовершенств, собственно он и не замечает этого, несовершенств как будто и нет. Напротив, при антипатии к другому человеку всё в нем становится раздражающим несовершенством – и его тон, и его взгляд, и его манера поведения. Само его присутствие уже невыносимо, уже предмет для осуждения.
Любовь и смирение приходят не сразу. Что же делать конкретно сейчас?
Желающему победить в себе осуждение нужно, прежде всего, обуздать свой язык, не спускать его с привязи, запретить себе говорить, едва к горлу подкатывает осуждение. Пусть мысленно ты еще осуждаешь, но для начала хотя бы молчи.
В течение недели не говори ни о ком ничего плохого. Просто в качестве эксперимента. От воскресного дня до воскресного, от исповеди до исповеди не произноси ни одного плохого слова в адрес ближнего. Если и говорить что-то о ком-то, то только хорошее. Так уже начнется работа над собой.
Поверьте, если мы перестанем говорить о людях дурное, то ничто не обрушится, не рухнут ни правопорядок, ни педагогика, ни внутрисемейные отношения. Напротив, станет больше чистоты и света. Пусть картина жизни покажется неполной. Но лучше она будет неполной из-за вытеснения тьмы, нежели из-за постоянного изгнания света.
Но исправить свое слово недостаточно, важно исправить мысль. То, что мы в человеке видим, зависит от того, как мы смотрим. Пчела везде найдет красивый цветок и сядет на него, чтобы собрать полезный нектар, а муха везде найдет грязь и сядет туда, чтобы собрать новых микробов.
Некто спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем. Старец ответил: «Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым».
Господь всё наше спасение свел к единственной фразе: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6: 37). Дай Боже всем нам спастись и не быть осужденными.
Священник Валерий Духанин
Читать полностью:
http://www.pravoslavie.ru/111422.html
Часто осуждение является единственной темой общения. Двое встречаются
только для того, чтобы осудить третьего. Самые распространенные темы бытовых бесед – помусолить сведения о чьей-то жизни, посмеяться над чужими оплошностями, пожаловаться на начальство и т.д. И внешний вид другого человека, и его взгляд, и его тон – всё подвергается безапелляционному суду нашей мысли.
Осуждение – это определенный показатель, знак того, что у тебя происходит внутри. Осуждение рождается из недовольства, а оканчивается негодованием. Осуждая других, мы возмущаем самих себя, лишаем собственную душу мира. Если заглянуть внутрь души осуждающего, то можно увидеть, как там копошатся, беспокоят, свербят недовольные помыслы. Они как нарывы на теле, прикосновение к которым доставляет боль. Поэтому такому человеку везде всё не так: в семье, на работе, в государстве. Он ищет, кому пожаловаться, поныть, а заодно наговорить всяких гадостей.
Осуждать – значит видеть вокруг себя только темное. Но наши глаза созданы Богом так, чтобы реагировать на свет, и душа создана, чтобы видеть светлое, а мы сами настраиваем око своей души на мрак. В конечном итоге говорить о темном – значит самому быть темным. Поэтому люди, погрязшие в осуждении, как правило, унылы и мрачны.
В православной аскетической традиции есть понятие умного делания, когда весь внутренний мир, вся душа человека устремлены ко Христу, ум отсекает злые помыслы и возделывает добрые, сердце рождает теплые чувства, воля устремлена к добру. Осуждение в каком-то смысле тоже делание, только не умное, а безумное. Весь внутренний мир, вся душа такого человека ищет, за что бы ухватиться, чтобы осудить человека, выразить недовольство и негодование.
Осуждение производит внутри осуждающего разбалансировку всех его душевных сил. Он теряет цельность, потому что внутренне кидается то на одного, то на другого, полагаясь на свои кривые, лживые мысли. После осуждения внутри нет ни покоя, ни чистоты. Там – полный разброд мрачных мыслей и чувств. В этом смысле осуждение – душевный недуг.
Осуждающий часто считает, что всего лишь констатирует факты, что он не боится говорить о несправедливостях, о том, что есть на самом деле. Но осуждающий не замечает, что зачастую специально ищет, а в чем бы уличить и обвинить другого. Он подобен человеку, который несет домой разный мусор и хлам, наполняет им свое жилище и сидит в этом соре. Так и душа осуждающего уподобляется месту сбора всевозможного мусора.
На самом деле осуждение рождается не из наблюдения несправедливостей как таковых, а, повторим, из мятежности наших собственных мыслей, буйства внутренних чувств, которые кидаются из стороны в сторону, готовы наброситься на кого угодно, только бы найти этому повод.
Если человек не преодолеет в себе мятежности, то он будет осуждать и самых близких людей: родителей, мужа или жену, детей, будет жаловаться и негодовать. Жизнь такого человека – сплошная беда. Ведь он сам кругом видит одни беды и досадует.
Что же делать? Как преодолеть в себе осуждение?
Если говорить по существу, то человек никогда не освободится от страсти осуждения, пока не вкусит смирения. В этом смысле у каждого из нас есть своя мера осуждения ближних в меру гордости каждого из нас. Ведь осуждение означает, что ты поставил себя выше других и считаешь себя способным оценивать их жизнь и поступки, выносить вердикт, как выносит судья подсудимому приговор или врач ставит пациенту диагноз.
Душа, стяжавшая смирение, освобождается от осуждения. Смирение вносит в душу мир, уходит мятежность, и человек перестает осуждать, его внутри ничто не свербит, он не останавливается взглядом на чужих недостатках.
Когда мы любим кого-то, то видим в нем достоинства, которых не замечают посторонние. Любящему не мешает радоваться встрече с любимым ничто из его несовершенств, собственно он и не замечает этого, несовершенств как будто и нет. Напротив, при антипатии к другому человеку всё в нем становится раздражающим несовершенством – и его тон, и его взгляд, и его манера поведения. Само его присутствие уже невыносимо, уже предмет для осуждения.
Любовь и смирение приходят не сразу. Что же делать конкретно сейчас?
Желающему победить в себе осуждение нужно, прежде всего, обуздать свой язык, не спускать его с привязи, запретить себе говорить, едва к горлу подкатывает осуждение. Пусть мысленно ты еще осуждаешь, но для начала хотя бы молчи.
В течение недели не говори ни о ком ничего плохого. Просто в качестве эксперимента. От воскресного дня до воскресного, от исповеди до исповеди не произноси ни одного плохого слова в адрес ближнего. Если и говорить что-то о ком-то, то только хорошее. Так уже начнется работа над собой.
Поверьте, если мы перестанем говорить о людях дурное, то ничто не обрушится, не рухнут ни правопорядок, ни педагогика, ни внутрисемейные отношения. Напротив, станет больше чистоты и света. Пусть картина жизни покажется неполной. Но лучше она будет неполной из-за вытеснения тьмы, нежели из-за постоянного изгнания света.
Но исправить свое слово недостаточно, важно исправить мысль. То, что мы в человеке видим, зависит от того, как мы смотрим. Пчела везде найдет красивый цветок и сядет на него, чтобы собрать полезный нектар, а муха везде найдет грязь и сядет туда, чтобы собрать новых микробов.
Некто спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем. Старец ответил: «Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым».
Господь всё наше спасение свел к единственной фразе: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6: 37). Дай Боже всем нам спастись и не быть осужденными.
Священник Валерий Духанин
Читать полностью:
http://www.pravoslavie.ru/111422.html
CONDEMNATION
Often, judgment is the only topic of conversation. Two meet
just to condemn the third. The most common topics of everyday conversations are to beg information about someone's life, laugh at other people's oversights, complain about the authorities, etc. And the appearance of another person, and his gaze, and his tone - everything is subject to the peremptory judgment of our thought.
Condemnation is a definite indicator, a sign of what is happening inside you. Condemnation is born out of discontent and ends in resentment. By condemning others, we resent ourselves, deprive our own soul of the world. If you look inside the soul of a condemning person, you can see how dissatisfied thoughts are swarming there, disturbing, itching. They are like abscesses on the body, the touch of which is painful. Therefore, for such a person, everything is different everywhere: in the family, at work, in the state. He is looking for someone to complain to, whine, and at the same time say all sorts of nasty things.
To condemn is to see only the dark around you. But our eyes were created by God to react to light, and our soul was created to see the light, and we ourselves tune the eye of our soul to darkness. In the final analysis, talking about the dark means being dark yourself. Therefore, people who are mired in condemnation are usually dull and gloomy.
In the Orthodox ascetic tradition there is the concept of clever doing, when the whole inner world, the whole soul of a person is directed towards Christ, the mind cuts off evil thoughts and cultivates good ones, the heart gives rise to warm feelings, the will is directed towards good. Condemnation, in a sense, is also doing, only not smart, but insane. The whole inner world, the whole soul of such a person is looking for something to grab onto in order to condemn a person, to express discontent and indignation.
Condemnation produces an imbalance of all his spiritual forces within the condemning person. He loses integrity, because internally he throws himself first at one, then at another, relying on his crooked, false thoughts. After condemnation, there is neither peace nor purity inside. There is a complete confusion of gloomy thoughts and feelings. In this sense, condemnation is a mental illness.
The convict often believes that he is just stating the facts, that he is not afraid to talk about injustices, about what actually exists. But the judge does not notice that he is often specifically looking for, and of what to catch and accuse the other. He is like a person who brings home all kinds of rubbish and rubbish, fills his dwelling with it and sits in this rubbish. Likewise, the soul of the condemning person is likened to a place where all kinds of garbage are collected.
In fact, condemnation is born not from observing injustices as such, but, we repeat, from the rebellion of our own thoughts, a riot of inner feelings that rush from side to side, ready to pounce on anyone, just to find a reason for this.
If a person does not overcome the rebellion in himself, then he will condemn the closest people: parents, husband or wife, children, he will complain and be indignant. The life of such a person is a continuous misfortune. After all, he himself sees only troubles all around and is annoyed.
What to do? How to overcome judgment in yourself?
Essentially speaking, a person will never be free from the passion of condemnation until he tastes humility. In this sense, each of us has his own measure of condemnation of neighbors to the extent of pride of each of us. After all, condemnation means that you put yourself above others and consider yourself capable of evaluating their life and deeds, making a verdict, as a judge pronounces a sentence on a defendant or a doctor diagnoses a patient.
The soul that has acquired humility is freed from condemnation. Humility brings peace to the soul, rebellion leaves, and a person ceases to condemn, nothing itching inside him, he does not stop looking at other people's shortcomings.
When we love someone, we see dignity in him that outsiders do not notice. None of his imperfections hinders the lover from rejoicing at the meeting with his beloved, in fact, he does not notice this, as if there are no imperfections. On the contrary, with antipathy towards another person, everything in him becomes an annoying imperfection - both his tone, and his look, and his demeanor. His very presence is already unbearable, already a subject for condemnation.
Love and humility do not come immediately. What should you do now?
A person who wants to overcome condemnation in himself needs, first of all, to curb his tongue, not to unleash it, to forbid himself to speak, as soon as condemnation rolls up to his throat. Even though you are still condemning in your mind, at least be silent for a start.
During the week, do not say anything bad about anyone. Just as an experiment. From Sunday to Sunday, from confession to confession, do not utter a single bad word to your neighbor. If we say something about someone, then only good. So work on yourself will already begin.
Believe me, if we stop talking bad about people, then nothing will collapse, neither the rule of law, nor pedagogy, nor intra-family relations will collapse. On the contrary, there will be more purity and light. Let the picture of life seem incomplete. But it would rather be incomplete because of the repression of darkness than because of the constant expulsion of light.
But also
Often, judgment is the only topic of conversation. Two meet
just to condemn the third. The most common topics of everyday conversations are to beg information about someone's life, laugh at other people's oversights, complain about the authorities, etc. And the appearance of another person, and his gaze, and his tone - everything is subject to the peremptory judgment of our thought.
Condemnation is a definite indicator, a sign of what is happening inside you. Condemnation is born out of discontent and ends in resentment. By condemning others, we resent ourselves, deprive our own soul of the world. If you look inside the soul of a condemning person, you can see how dissatisfied thoughts are swarming there, disturbing, itching. They are like abscesses on the body, the touch of which is painful. Therefore, for such a person, everything is different everywhere: in the family, at work, in the state. He is looking for someone to complain to, whine, and at the same time say all sorts of nasty things.
To condemn is to see only the dark around you. But our eyes were created by God to react to light, and our soul was created to see the light, and we ourselves tune the eye of our soul to darkness. In the final analysis, talking about the dark means being dark yourself. Therefore, people who are mired in condemnation are usually dull and gloomy.
In the Orthodox ascetic tradition there is the concept of clever doing, when the whole inner world, the whole soul of a person is directed towards Christ, the mind cuts off evil thoughts and cultivates good ones, the heart gives rise to warm feelings, the will is directed towards good. Condemnation, in a sense, is also doing, only not smart, but insane. The whole inner world, the whole soul of such a person is looking for something to grab onto in order to condemn a person, to express discontent and indignation.
Condemnation produces an imbalance of all his spiritual forces within the condemning person. He loses integrity, because internally he throws himself first at one, then at another, relying on his crooked, false thoughts. After condemnation, there is neither peace nor purity inside. There is a complete confusion of gloomy thoughts and feelings. In this sense, condemnation is a mental illness.
The convict often believes that he is just stating the facts, that he is not afraid to talk about injustices, about what actually exists. But the judge does not notice that he is often specifically looking for, and of what to catch and accuse the other. He is like a person who brings home all kinds of rubbish and rubbish, fills his dwelling with it and sits in this rubbish. Likewise, the soul of the condemning person is likened to a place where all kinds of garbage are collected.
In fact, condemnation is born not from observing injustices as such, but, we repeat, from the rebellion of our own thoughts, a riot of inner feelings that rush from side to side, ready to pounce on anyone, just to find a reason for this.
If a person does not overcome the rebellion in himself, then he will condemn the closest people: parents, husband or wife, children, he will complain and be indignant. The life of such a person is a continuous misfortune. After all, he himself sees only troubles all around and is annoyed.
What to do? How to overcome judgment in yourself?
Essentially speaking, a person will never be free from the passion of condemnation until he tastes humility. In this sense, each of us has his own measure of condemnation of neighbors to the extent of pride of each of us. After all, condemnation means that you put yourself above others and consider yourself capable of evaluating their life and deeds, making a verdict, as a judge pronounces a sentence on a defendant or a doctor diagnoses a patient.
The soul that has acquired humility is freed from condemnation. Humility brings peace to the soul, rebellion leaves, and a person ceases to condemn, nothing itching inside him, he does not stop looking at other people's shortcomings.
When we love someone, we see dignity in him that outsiders do not notice. None of his imperfections hinders the lover from rejoicing at the meeting with his beloved, in fact, he does not notice this, as if there are no imperfections. On the contrary, with antipathy towards another person, everything in him becomes an annoying imperfection - both his tone, and his look, and his demeanor. His very presence is already unbearable, already a subject for condemnation.
Love and humility do not come immediately. What should you do now?
A person who wants to overcome condemnation in himself needs, first of all, to curb his tongue, not to unleash it, to forbid himself to speak, as soon as condemnation rolls up to his throat. Even though you are still condemning in your mind, at least be silent for a start.
During the week, do not say anything bad about anyone. Just as an experiment. From Sunday to Sunday, from confession to confession, do not utter a single bad word to your neighbor. If we say something about someone, then only good. So work on yourself will already begin.
Believe me, if we stop talking bad about people, then nothing will collapse, neither the rule of law, nor pedagogy, nor intra-family relations will collapse. On the contrary, there will be more purity and light. Let the picture of life seem incomplete. But it would rather be incomplete because of the repression of darkness than because of the constant expulsion of light.
But also
У записи 12 лайков,
3 репостов,
466 просмотров.
3 репостов,
466 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасий Байков