... А дальше встает еще один не менее...

... А дальше встает еще один не менее интересный вопрос: может ли в принципе мораль иметь универсальный, общезначимый характер? Не скрывается ли за трактовкой основных прав человека как моральных универсалий стремление выстраивать право на европейских (т.е. региональных) моральных ценностях, которые декларируются как универсальные?

Мы как-то очень легко соглашаемся с тем, что европейские моральные (пусть даже морально-правовые) ценности имеют универсальный характер. В такой позиции есть дань уважения Западной Европе, внесшей определяющий вклад в формирование и развитие права, а также признание заслуг доктрины естественного права в ее стремлении ограничить произвол законодателя, очертив некие моральные границы, за которые он не должен выходить. Кроме того, мы все еще находимся под впечатлением тех ценностей, которые принесла в Европу эпоха Просвещения. Однако Запад уже далеко отошел и от ценностей эпохи Просвещения, и от христианских (и прежде всего - протестантских) ценностей Нового времени, которые могли когда-то претендовать на универсальный характер. Я имею в виду ценности равенства людей, трудовой этики, честности, скромности в потреблении, семейные ценности и т.д.

Современное общество давно вступило на путь эскалации неравенства. Согласно последнему докладу Мировой лаборатории неравенства при Парижской школе экономики, разрыв между богатыми и бедными, т.е. имущественное неравенство, растет практически во всем мире. Разговоры о том, что рост совокупного богатства (так называемого "общего пирога") распространяется, в конечном итоге, на всех, оказываются "сказкой для бедных": нынешнее социальное расслоение чревато необратимой социальной деградацией как отдельных групп населения внутри государств, так и целых регионов мира в глобальном пространстве.

По мере усиления глобализационных процессов эта несправедливость постоянно нарастает, грозя окончательным расколом мирового социума на страны-победители, получающие основные выгоды от глобализационных процессов, и, говоря словами Юргена Хабермаса, "страны, потерпевшие поражение". Это ведет к маргинализации и депривации широких масс во многих (в первую очередь, развивающихся) странах, к росту числа "лишних людей", легко поддающихся влиянию экстремистских идей и готовых пополнять ряды террористических организаций.

Причем, рост социального неравенства происходит не только за счет накопленного ранее богатства, но и за счет постоянного увеличения неравенства в доходах. Одним из лидеров по этим показателям в последние годы, к сожалению, стала Россия.

Кроме того, многие экономисты (в том числе принадлежащие к либеральному флангу) приходят к выводу, что нынешняя постиндустриальная стадия капитализма, которую все чаще обозначают как "финансовый капитализм", обладает фундаментальными дефектами. Способность финансового капитала делать деньги (причем, огромные и легкие деньги) "из воздуха" - из финансовых спекуляций, из торговли "брендами", из исторической ренты, получаемой от выгод мирового разделения труда, и т.д. - резко усиливает несправедливость в распределении жизненных благ как на внутринациональном уровне, так и в системе глобальных отношений.

Как следует из опубликованного в 2017 г. доклада Римского Клуба (посвященного 50-летнему юбилею Клуба и выражающего консолидированную позицию его членов), 98% доходов от финансовых операций имеют спекулятивный характер! Финансовый капитализм, как утверждает известный французский экономист Тома Пикетти, паразитирует на сфере реального производства, поскольку в силу ряда причин доходы на капитал растут быстрее темпов экономического роста в реальном секторе экономики. Легкие деньги финансовых игроков бросаются на раскручивание потребительского ажиотажа с помощью рекламы и иных способов манипулирования массовым сознанием.

Все это ведет к разрушению трудовой этики и в целом этики как системы представлений о добре и зле. Особо следует выделить разрушение традиционных семейных ценностей. И в этом тоже есть влияние рынка, которому не нужны личности, включенные в системы социальных, в том числе наиболее устойчивых семейных, связей. Рынку нужны массы атомизированных потребителей, состоящих из носителей индивидуальных потребительских предпочтений.

В сложившихся условиях претензии западных ценностей на универсализм теряют свою этическую обоснованность. Понимание данного обстоятельства вовсе не означает, что России следует замыкаться в своей правовой самобытности. Напротив, задача состоит в том, чтобы предложить общезначимое, общечеловеческое правовое мировоззрение, основанное на принципах справедливости как равенства и ориентированное на возрождение тех фундаментальных ценностей, в которых сконцентрирован этический потенциал всего человечества.
... And then another no less interesting question arises: can, in principle, morality have a universal, generally valid character? Doesn't the interpretation of fundamental human rights as moral universals conceal the desire to build law on European (i.e. regional) moral values, which are declared as universal?

We somehow very easily agree that European moral (even moral and legal) values ​​are universal. In this position, there is a tribute to Western Europe, which made a decisive contribution to the formation and development of law, as well as recognition of the merits of the doctrine of natural law in its desire to limit the arbitrariness of the legislator, outlining some moral boundaries that he should not go beyond. Moreover, we are still impressed by the values ​​that the Enlightenment brought to Europe. However, the West has already moved far away from the values ​​of the Enlightenment, and from the Christian (and, above all, Protestant) values ​​of the New Age, which could once claim to be universal. I mean the values ​​of human equality, work ethic, honesty, modesty in consumption, family values, etc.

Modern society has long embarked on an escalation of inequality. According to the latest report from the World Inequality Laboratory at the Paris School of Economics, the gap between rich and poor, i.e. property inequality is growing practically all over the world. Talk that the growth of aggregate wealth (the so-called "common pie") ultimately extends to everyone turns out to be a "fairy tale for the poor": the current social stratification is fraught with irreversible social degradation of both individual groups of the population within states and entire regions the world in the global space.

As the globalization processes intensify, this injustice is constantly growing, threatening the final split of the world society into the victor countries, receiving the main benefits from globalization processes, and, in the words of Jurgen Habermas, "the countries that have suffered defeat." This leads to the marginalization and deprivation of the broad masses in many (primarily developing) countries, to an increase in the number of "extra people" who are easily influenced by extremist ideas and are ready to join the ranks of terrorist organizations.

Moreover, the growth of social inequality occurs not only due to previously accumulated wealth, but also due to a constant increase in income inequality. Unfortunately, Russia has become one of the leaders in these indicators in recent years.

In addition, many economists (including those belonging to the liberal wing) come to the conclusion that the current post-industrial stage of capitalism, which is increasingly referred to as "financial capitalism", has fundamental defects. The ability of finance capital to make money (moreover, huge and easy money) "out of thin air" - from financial speculation, from trade in "brands", from historical rent received from the benefits of the global division of labor, etc. - sharply increases the injustice in the distribution of life benefits both at the domestic level and in the system of global relations.

As follows from the report of the Club of Rome published in 2017 (dedicated to the 50th anniversary of the Club and expressing the consolidated position of its members), 98% of income from financial transactions is of a speculative nature! Financial capitalism, according to the famous French economist Tom Piketty, parasitizes on the sphere of real production, since for a number of reasons capital incomes grow faster than the rates of economic growth in the real sector of the economy. The easy money of financial players is being thrown into promoting consumer hype through advertising and other methods of manipulating the mass consciousness.

All this leads to the destruction of work ethics and ethics in general as a system of ideas about good and evil. The destruction of traditional family values ​​should be emphasized. And this also has the influence of the market, which does not need individuals included in the systems of social, including the most stable family, ties. The market needs masses of atomized consumers, consisting of carriers of individual consumer preferences.

Under these conditions, the claims of Western values ​​to universalism are losing their ethical validity. Understanding this circumstance does not mean at all that Russia should be locked in its legal identity. On the contrary, the task is to propose a universally valid, universal human legal worldview based on the principles of justice as equality and focused on the revival of those fundamental values ​​in which the ethical potential of all mankind is concentrated.
У записи 1 лайков,
0 репостов,
392 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасий Байков

Понравилось следующим людям