Про внешние формы религиозности и их роль
Лк., 103 зач., XX, 45 - XXI, 4 (прот. Павел Великанов) на Радио Вера
Одно из самых болезненных разочарований — это разочарование в религии. И это неудивительно: ведь в религии человек открывается до самого нутра, до потаённых глубин своей души — поворачивая их к Тому, Кому верит, от Кого ждёт помощи, Кого пытается полюбить. На волне неизбежного романтического отношения к религии новоначальному легко влиться в новую церковную среду, усвоить себе её обычаи и лексику, приобрести соответствующий внешний вид и манеры. И вот, наступает очень приятный момент — свежеиспечённый верующий уже выделяется среди прочих: сразу видно — православный идёт! Иногда это ощущение собственной инаковости, исключительности оказывается настолько сильным, что именно оно становится источником радости и вдохновения — а не сами по себе отношения с Богом. Да, можно влюбиться в рясу, в запах ладана, молитвенную тишину храма, стройность богослужения, премудрость богословских книг — и многое другое, что и составляет своего рода «тело» религиозности как таковой. И плохого в этом нет ничего — внешнее поддерживает внутренний настрой — но до определённой границы. Приведу такое сравнение. Прекрасно, когда юный футболист радуется своим новым бутсам — ему ещё радостнее будет гонять мяч на тренировке. И, напротив, грустно смотреть, как заядлый болельщик, одев футболку своей любимой команды, откупоривает очередную банку пива, развалившись в кресле перед телевизором… Сегодня Христос Спаситель предупреждает Своих учеников — а значит, и нас с вами — об опасности увлечься внешними атрибутами религиозности. Тогда, во времена апостолов, были свои атрибуты, сегодня у нас — другие. Но суть от этого нисколько не изменилась. Сами по себе религиозные формы могут стать мощнейшим мороком, который легко может закружить голову и создать иллюзию духовности. Ведь и книжников народ не просто так почитал: они чувствовали, что «за всем этим что-то есть», что книжники — это особые люди, с исключительным правом доступа туда, наверх, к Богу. Ореол загадачности и недоговорённости окружает их, особая манера разговора, степенность жестов и движений, пронзительный взгляд — да как перед всем этим мороком устоять простому человеку! А Христос сразу ставит диагноз: всё это — пустое; и сам такой человек — пустышка. Ни количество икон в святом углу, ни частота посещения богослужения, ни продолжительность исповеди, ни строгость соблюдения поста, ни количество сантиметров от земли до подола юбки, ни отказ от слушания мирских песен и просмотра телевизора или тем более интернет-серфинга — не являются показателями высокой духовности человека. Всё это — не более чем инструменты, могут работать, а могут — только создавать видимость. Судить надо по плодам, по результатам, главный из которых — смирение, способность без нервов, «с миром» принимать то, что Бог приносит в жизнь каждую минуту. Вот когда человек научился не выпадать из этого состояния постоянного предстояния Богу, когда он чувствует, что он — всего лишь небольшая нить в пёстром и огромном Божественном узоре, когда он распознаёт разлитую повсюду красоту Божию — тогда и разочарование в религии ему не грозит, тогда и внешние формы и весь богатый религиозный инструментарий будет ему только на пользу!
Лк., 103 зач., XX, 45 - XXI, 4 (прот. Павел Великанов) на Радио Вера
Одно из самых болезненных разочарований — это разочарование в религии. И это неудивительно: ведь в религии человек открывается до самого нутра, до потаённых глубин своей души — поворачивая их к Тому, Кому верит, от Кого ждёт помощи, Кого пытается полюбить. На волне неизбежного романтического отношения к религии новоначальному легко влиться в новую церковную среду, усвоить себе её обычаи и лексику, приобрести соответствующий внешний вид и манеры. И вот, наступает очень приятный момент — свежеиспечённый верующий уже выделяется среди прочих: сразу видно — православный идёт! Иногда это ощущение собственной инаковости, исключительности оказывается настолько сильным, что именно оно становится источником радости и вдохновения — а не сами по себе отношения с Богом. Да, можно влюбиться в рясу, в запах ладана, молитвенную тишину храма, стройность богослужения, премудрость богословских книг — и многое другое, что и составляет своего рода «тело» религиозности как таковой. И плохого в этом нет ничего — внешнее поддерживает внутренний настрой — но до определённой границы. Приведу такое сравнение. Прекрасно, когда юный футболист радуется своим новым бутсам — ему ещё радостнее будет гонять мяч на тренировке. И, напротив, грустно смотреть, как заядлый болельщик, одев футболку своей любимой команды, откупоривает очередную банку пива, развалившись в кресле перед телевизором… Сегодня Христос Спаситель предупреждает Своих учеников — а значит, и нас с вами — об опасности увлечься внешними атрибутами религиозности. Тогда, во времена апостолов, были свои атрибуты, сегодня у нас — другие. Но суть от этого нисколько не изменилась. Сами по себе религиозные формы могут стать мощнейшим мороком, который легко может закружить голову и создать иллюзию духовности. Ведь и книжников народ не просто так почитал: они чувствовали, что «за всем этим что-то есть», что книжники — это особые люди, с исключительным правом доступа туда, наверх, к Богу. Ореол загадачности и недоговорённости окружает их, особая манера разговора, степенность жестов и движений, пронзительный взгляд — да как перед всем этим мороком устоять простому человеку! А Христос сразу ставит диагноз: всё это — пустое; и сам такой человек — пустышка. Ни количество икон в святом углу, ни частота посещения богослужения, ни продолжительность исповеди, ни строгость соблюдения поста, ни количество сантиметров от земли до подола юбки, ни отказ от слушания мирских песен и просмотра телевизора или тем более интернет-серфинга — не являются показателями высокой духовности человека. Всё это — не более чем инструменты, могут работать, а могут — только создавать видимость. Судить надо по плодам, по результатам, главный из которых — смирение, способность без нервов, «с миром» принимать то, что Бог приносит в жизнь каждую минуту. Вот когда человек научился не выпадать из этого состояния постоянного предстояния Богу, когда он чувствует, что он — всего лишь небольшая нить в пёстром и огромном Божественном узоре, когда он распознаёт разлитую повсюду красоту Божию — тогда и разочарование в религии ему не грозит, тогда и внешние формы и весь богатый религиозный инструментарий будет ему только на пользу!
About external forms of religiosity and their role
Luke, 103 credits, XX, 45 - XXI, 4 (Archpriest Pavel Velikanov) on Radio Vera
One of the most painful disappointments is religion. And this is not surprising: after all, in religion a person opens up to his very insides, to the hidden depths of his soul - turning them to the One whom he believes, from Whom he expects help, Whom he tries to love. In the wake of the inevitable romantic attitude towards religion, it is easy for the novice to merge into a new church environment, to assimilate its customs and vocabulary, and to acquire an appropriate appearance and manners. And now, a very pleasant moment comes - a freshly baked believer already stands out among others: it is immediately evident - the Orthodox is coming! Sometimes this feeling of one's own otherness, exclusivity turns out to be so strong that it becomes the source of joy and inspiration - and not the relationship with God itself. Yes, you can fall in love with the cassock, the smell of incense, the prayer silence of the church, the harmony of divine services, the wisdom of theological books - and much more, which constitutes a kind of "body" of religiosity as such. And there is nothing wrong with that - the external supports the internal mood - but up to a certain limit. Let me give you such a comparison. It's great when a young footballer is happy with his new boots - he will be even happier to kick the ball in training. And, on the contrary, it is sad to watch as an avid fan, wearing a T-shirt of his favorite team, uncorks another can of beer, lounging in an armchair in front of the TV ... Today Christ the Savior warns His disciples - and therefore you and me - about the danger of being carried away by the external attributes of religiosity. Then, in the days of the apostles, we had our own attributes, today we have others. But the essence of this has not changed at all. By themselves, religious forms can become a powerful hassle that can easily turn your head and create the illusion of spirituality. After all, the people revered the scribes for a reason: they felt that “there is something behind all this”, that the scribes are special people, with the exclusive right of access there, upward, to God. A halo of mystery and reticence surrounds them, a special manner of conversation, the degree of gestures and movements, a piercing gaze - but how can an ordinary person resist all this hassle! And Christ immediately diagnoses: all this is empty; and such a person himself is a dummy. Neither the number of icons in the holy corner, nor the frequency of attending services, nor the length of confession, nor the strictness of fasting, nor the number of centimeters from the ground to the hem of the skirt, nor the refusal to listen to worldly songs and watch TV, or even more so Internet surfing, are not indicators of high spirituality of a person. All these are nothing more than tools, they can work, but they can only create an appearance. It is necessary to judge by the fruits, by the results, the main of which is humility, the ability without nerves, "with peace" to accept what God brings into life every minute. That's when a person learned not to fall out of this state of constant standing before God, when he feels that he is just a small thread in a motley and huge Divine pattern, when he recognizes the beauty of God spilled everywhere - then he does not face disappointment in religion, then external forms and all the rich religious tools will only benefit him!
Luke, 103 credits, XX, 45 - XXI, 4 (Archpriest Pavel Velikanov) on Radio Vera
One of the most painful disappointments is religion. And this is not surprising: after all, in religion a person opens up to his very insides, to the hidden depths of his soul - turning them to the One whom he believes, from Whom he expects help, Whom he tries to love. In the wake of the inevitable romantic attitude towards religion, it is easy for the novice to merge into a new church environment, to assimilate its customs and vocabulary, and to acquire an appropriate appearance and manners. And now, a very pleasant moment comes - a freshly baked believer already stands out among others: it is immediately evident - the Orthodox is coming! Sometimes this feeling of one's own otherness, exclusivity turns out to be so strong that it becomes the source of joy and inspiration - and not the relationship with God itself. Yes, you can fall in love with the cassock, the smell of incense, the prayer silence of the church, the harmony of divine services, the wisdom of theological books - and much more, which constitutes a kind of "body" of religiosity as such. And there is nothing wrong with that - the external supports the internal mood - but up to a certain limit. Let me give you such a comparison. It's great when a young footballer is happy with his new boots - he will be even happier to kick the ball in training. And, on the contrary, it is sad to watch as an avid fan, wearing a T-shirt of his favorite team, uncorks another can of beer, lounging in an armchair in front of the TV ... Today Christ the Savior warns His disciples - and therefore you and me - about the danger of being carried away by the external attributes of religiosity. Then, in the days of the apostles, we had our own attributes, today we have others. But the essence of this has not changed at all. By themselves, religious forms can become a powerful hassle that can easily turn your head and create the illusion of spirituality. After all, the people revered the scribes for a reason: they felt that “there is something behind all this”, that the scribes are special people, with the exclusive right of access there, upward, to God. A halo of mystery and reticence surrounds them, a special manner of conversation, the degree of gestures and movements, a piercing gaze - but how can an ordinary person resist all this hassle! And Christ immediately diagnoses: all this is empty; and such a person himself is a dummy. Neither the number of icons in the holy corner, nor the frequency of attending services, nor the length of confession, nor the strictness of fasting, nor the number of centimeters from the ground to the hem of the skirt, nor the refusal to listen to worldly songs and watch TV, or even more so Internet surfing, are not indicators of high spirituality of a person. All these are nothing more than tools, they can work, but they can only create an appearance. It is necessary to judge by the fruits, by the results, the main of which is humility, the ability without nerves, "with peace" to accept what God brings into life every minute. That's when a person learned not to fall out of this state of constant standing before God, when he feels that he is just a small thread in a motley and huge Divine pattern, when he recognizes the beauty of God spilled everywhere - then he does not face disappointment in religion, then external forms and all the rich religious tools will only benefit him!
У записи 16 лайков,
2 репостов,
799 просмотров.
2 репостов,
799 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасий Байков